21 апреля 2020
Ольга Левская: «Из фарфора нужно пить, есть, фарфор должен жить вместе с человеком. Если он разбился, значит это на счастье»
Красноярская поэтесса Ольга Левская на самоизоляции не только занимается творчеством, но и проводит небольшие лекции об искусстве фарфора на примере личной коллекции. Пообщались о влиянии посуды на жизнь её семьи и почему она спокойно относится к тому, что фарфор может легко разбиться.
Ольга, а почему вы именно сейчас решили рассказать про свои коллекции фарфора?
Я стала соблюдать режим самоизоляции, ещё до того, как это стало обязательным. В течение где-то двух недель писала в социальных сетях, как соблюдаю новые правила — ношу маску, мою руки, протираю вещи специальными средствами. Рассказывала, как провожу время с домашними, чем мы занимаемся. И вот, когда уже объявили, что все должны самоизолироваться, и люди стали рассказывать что-то подобное, я решила, что мне теперь нужно писать о чём-то другом. Например о том, что я постоянно наблюдаю, что находится перед глазами. Тогда решила сделать ревизию своей коллекции фарфора.
Откуда у вас всё это богатство?
Несколько лет назад я подумала, что очень хотела бы иметь фарфор дома. И внезапно поняла, что, что коллекционировать его можно, не имея больших денег, а интересные вещи находить и в Красноярске, например на аукционе. Я в то время была беременна как раз и много времени за компьютером проводила. Помню, как на одном из аукционов — «Молоток» — подарила себе кофейную пару, можно сказать, что она стала началом моей коллекции. И вот через небольшой перерыв, увлеклась более плотно «обуючиванием» пространства.
В детстве были неравнодушны к хрупкой посуде? Разрешали её трогать?
Не просто была неравнодушна, я обожала фарфор. Первая такая посуда, которую я помню, знаю до мельчайших подробностей – это кофейные пары, которые мама подарила папе на день рождения. Совершенно замечательный, хрупкий ленинградский фарфор (изготовлен на «Императорском фарфоровом заводе» — одном из старейших в Европе, первом и одном из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году, — прим.ред.), из которого мне иногда разрешалось попить кофе.
Ещё у нас был необыкновенный барановский сервиз — небольшие белые изящные чашки лаконичные (изготовлен на Барановском фарфоровом заводе — одном из старейших предприятий по производству фарфора на территории Украины. Сейчас закрыто, — прим.ред.). В общем, в детстве у нас была стильная интересная посуда, и я видела, что моим родителям небезразлично какими именно предметами пользоваться. Когда я уже стала взрослой, то была равнодушна до момента, пока не появилась возможность эту посуду покупать, и я стала сама её выбрать.
Сперва, это была керамика — отыскивала интересные вазочки, кофейные сервизы. До сих пор один помню — такая китайская обливная майолика с пейзажами. У меня простые отношения с фарфором: я с самого детства помню, что посуда — это для того, чтобы наш повседневный быт был более приятным. А вот культа посуды, которая бы стояла в серванте и её не трогали, у нас не было, да и сервантов-то не было. За стеклом дома стояли книги. Вот к книгам отношение было другим — их нельзя было брать грязными руками, а вот к посуде проще как-то. Подтверждение этому то, что те кофейные пары родители-таки расколотили, и мне стоило больших трудов найти такие же. Я их подарила родителям, чтобы у них всегда стояли именно кофейные пары.
А как-то с творчеством связана ваша посуда? (может есть произведение с этим связанное или просто смотрите и вдохновляетесь)
Безусловно, есть подборка стихотворений. Пока, вот, на самоизоляции сижу, в том числе решила собрать и те свои стихотворения, которые посвящены фарфору. И когда я их собрала воедино, оказалось, что несколько текстов ложатся в один и представляют собой произведение, состоящее из нескольких частей.
В храме кухни моей запах специй, и кофе, и чая.
Там сияют ножи и фарфоры, там гостя встречает
Уголок - словно ясли, и белой барашковой шкурой
Плед укутает плечи. У самого неба фигуры
Рыб, цветов и коней. К поднебесному светлому краю
Притулился мальчишка фаянсный с мячом. Я сама выбираю
И сама попадаюсь в капкан созерцания фресок,
Не написанных мною на стенах. Кисейной завесой
Скрыто небо повыше от малого неба, но цветом
Оба неба всегда совпадают. Белеют балетом
Пачки облак и пара, желтеют и лампы и звезды.
Разделяют храм кухни и мира ступени подъезда.
Ежеутренне, малого мира фарфор протирая,
Я мозаику мира большого в себе собираю.
Там сияют ножи и фарфоры, там гостя встречает
Уголок - словно ясли, и белой барашковой шкурой
Плед укутает плечи. У самого неба фигуры
Рыб, цветов и коней. К поднебесному светлому краю
Притулился мальчишка фаянсный с мячом. Я сама выбираю
И сама попадаюсь в капкан созерцания фресок,
Не написанных мною на стенах. Кисейной завесой
Скрыто небо повыше от малого неба, но цветом
Оба неба всегда совпадают. Белеют балетом
Пачки облак и пара, желтеют и лампы и звезды.
Разделяют храм кухни и мира ступени подъезда.
Ежеутренне, малого мира фарфор протирая,
Я мозаику мира большого в себе собираю.
Для вас это больше декоративное украшение под стеклом или активно пользуетесь и гордитесь?
Фарфор мы используем каждый день, колотим иногда. Когда спрашивают: «Почему вы не спасаетесь посудомойкой?». Да потому что фарфор не переносит посудомоек. Фарфор любит мыло и руки, и тряпочки. Мальчики скрипят (у Ольги три сына – прим.ред.), но тем не менее знают, что фарфор — это святое, с точки зрения того, как с ним обращаться в быту. Но именно обращаться — из фарфора нужно пить, из фарфора нужно есть, фарфор должен жить вместе с человеком. Если он разбился, значит это на счастье.
Подробнее об истории каждого предмета из фарфоровых сервизов можно прочитать в FB Ольги Левской.