14 мая 2020
Александр Трифонов: «Самые ценные мозаики те, которые удается найти случайно»
Монументальное искусство сегодня — признак ушедшей эпохи. Именно в советский период мозаики стали особо популярны и распространены на всей территории большого Советского союза. Но они и сегодня привлекают внимание искусствоведов и простых ценителей прекрасного. Пообщались с Александром Трифоновым — исследователем городского пространства.
Почему вас заинтересовала именно мозаика?
Монументальное искусство меня увлекло несколько лет назад. Я считаю, что это уникальный вид искусства, который не может ни конкурировать с другими, ни, тем более, сравниваться. Своё исследование я начал неосознанно. Сначала фотографии копились на телефоне — хотелось запечатлеть эти уникальные объекты, я понимал, что многое уже не сохранилось. Мозаики могу выделить потому, что они занимают отдельный кластер в искусстве. Меня поражают идеи, которые художники в них вкладывали: любовь к Родине, семейные ценности, любовь к труду, отношение к природе.
Специально по городу ищете экземпляры или случайно находите?
Осознанное исследование началось на фоне тревожной тенденции уничтожения и отвратительного отношения к объектам монументального искусства. Сначала были отсняты те объекты, местонахождение которых было известно ранее. Но самыми ценными я считаю те, которые удаётся найти случайно или обнаружить по наводке ценителей. Многое уничтожено ремонтными работами, не меньше закрыто современными вывесками.
А вы интересуетесь их историей — авторами, годом создания?
Конечно. В ходе работы приходится обрабатывать много информации, беседовать с большим количеством людей от художника-автора до продавщицы магазина, которая, иногда обладает большим объемом информации, чем некоторые деятели искусства.
Нельзя не сказать о трудностях. Установление авторства мозаичных панно непростое, но, азартное занятие. Сегодня частично отсутствует художественный фонд, утеряны некоторые архивы. В литературных источниках данный вид искусства описан эпизодически, вскользь. Многих художников уже нет с нами, а это значит, что эскизы, оригинальны фотографии и впечатления авторов из первых уст уже никогда увидят свет.
На помощь в решении этой проблемы пришли безграничные просторы Интернета, где удалось обнаружить не только бесценную информацию, но и контакты тех, кто помогает. Сегодня уже не только красноярские художники, но и деятели многих российских городов делятся частичками своих знаний: фотографиями, эскизами, воспоминаниями о задумках работ. А также мы находимся в плотной связи с художниками из стран СНГ.
Есть любимые мозаики?
Одним из самых шедевральных мозаичных панно в Красноярске я считаю «Красноярскую мадонну» художника Евгения Кобытева, которая украшала фасадную стену кинотеатра «Родина», а теперь — Дома дружбы народов. Выделить любимую мозаику сложно, так как все они по-своему любимы, многогранны, например, абстрактная мозаика «Стремление к Солнцу», располагающаяся на Дворце пионеров, «Сибирский лес» в Институте леса и «Био-жизнь» на ДК Медпрепаратов. Все они при внимательном рассмотрении вызывают восторг и восхищают.
Сегодня мозаики — украшение города?
Рассвет мозаичного искусства в Красноярске начался в 1970-х годах, когда сюда приехали художники-монументалисты из Москвы и Ленинграда. Мозаики начали появляться повсеместно. Они украсили дома культуры: КРАЗа, Комбайностроителей, Энергетик, Медпрепаратов и ГорДК. Не обошли стороной и Дворцы пионеров и водных видов спорта. На некоторых улицах и набережных красовались новые, с глубоким смыслом картины, выложенные с огромным трудом, смыслом и сильным посылом будущим поколениям. Отмечу, что все мозаики выложены художниками-профессионалами, они несут в себе художественную и историческую ценность.
В советское время всему монументальному искусству уделялось большое внимание. И невозможно было обойти вниманием такую уникальную технику и технологию, как мозаика. Она даёт высокие обобщённые символические образцы и самое главное — долго хранится, если не испортить специально. Поэтому неудивительно, что уже в послевоенное время мозаика становится одним из любимейших видов украшения общественных, жилых зданий и в целом, активно развивается. В Красноярске не было особой мозаичной школы, но сохранилось множество образцов, которые показывают всю мощь этого искусства — пропагандистскую, патриотическую. А также демонстрируют уникальные возможности мозаики. Уверена, что наступят времена, когда это искусство вновь станет не редкостью, а замечательным инструментом эстетического послания художника на долгие годы следующим поколениям, — подтверждает профессор, доктор искусствоведения, ректор Сибирского института искусств Марина Москалюк.
Я считаю, что мы должны обращать внимание на проблему уничтожения объектов. Некоторые работы заслуживают особого внимания и внесения в перечень культурного наследия Красноярского края. Мы должны сохранить и пронести через годы то, что нам передали наши предшественники. Несмотря на дороговизну реставрации таких объектов, мы не можем бездумно уничтожать то, над чем трудились талантливые монументалисты.