26 мая 2020
Елена и Александр Красновы: «Мир без художников — это казарма»
Елена Краснова — один из самых известных красноярских керамистов, профессор кафедры керамики Института искусств. Александр Краснов — автор собственного творческого направления, создаёт уникальные живописные произведения на футуристические и космические темы. В интервью Елены Коноваловой семейная пара рассуждает о предназначении художника и его взаимоотношениях с обществом.
Что такое — быть художником, на ваш взгляд?
Елена Краснова: Когда даю студентам задание, каждый раз их направляю: подумайте, что вы хотите сказать своим творением, что зрители увидят или почувствуют, глядя на вашу работу? Иначе для чего мы вообще занимаемся искусством? Нередко слышу, что художник никому ничего не должен, но я с этим не согласна. Если даются такие способности — это предназначение, а не случайность. Значит, и художнику важно что-то дать миру, его произведения должны нести в себе какой-то содержательный образ. Для полноценной жизни каждому человеку необходим не один лишь хлеб насущный. Возможность видеть произведения искусства и заниматься творчеством — тоже пища, духовная, именно она даёт подпитку для души и ума.
Александр Краснов: По-моему, художником можно только родиться. Я даже не задумывался, кем стану, просто всегда рисовал, сколько себя помню. И как бы потом жизнь не складывалась, меня всё равно тянуло именно в эту сторону. Родом я из Питера, потом семья переехала в Хакасию, в город Абазу. В 15 лет матушка отправила меня учиться в Питер, где я получил профессию столяра-паркетчика в реставрационном училище. Параллельно занимался в Студии документального кино. После армии со своими наработками мог бы поступить во ВГИК на факультет анимации. Но по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Абазу. Три года проработал там на лесокомбинате, но всё равно продолжал рисовать — что это, как ни потребность в творчестве от рождения? В итоге я, хоть и не с первого раза, поступил в Суриковское художественное училище в Красноярске.
Елена: У Саши не было академической базы, необходимой для сдачи экзаменов. Но я думаю, его два раза зарубили при приёме не только поэтому — жизнь готовила нам встречу. Хотя он был совершенно не в моём вкусе. (Смеётся.)
Александр: Лене просто понравились мои работы.
Елена: Это правда. Студентам давали регулярное задание — делать по сто набросков в неделю. В основном все приносили какие-то почеркушки, а на Санины показы сбегалось всё училище — он работал по-честному, выставлял наброски и рисунки в больших количествах. Так что всё началось с профессионального уважения, он покорил меня через искусство. Его работы были опубликованы в краевом альманахе «Енисей», он оформлял книги по фантастике. А когда мы познакомились поближе, я, наконец, разглядела, какой у него богатый внутренний мир. Он играл на скрипке, постоянно рисовал. Кстати, он был чуть ли ни первым уличным музыкантом в Красноярске — в 1990 году играл на скрипке в подземном переходе у кинотеатра «Луч», потом к нему присоединилась я с гитарой.
Фото: Анна Рыжова
Поженились ещё в студенческие годы?
Елена: Да, хотя я замуж тогда не собиралась, планировала после училища поступать в институт в Москве или в Питере.
Александр: Думаю, если бы я остался в Питере или поступил бы во ВГИК, Лену туда тоже непременно забросило бы.
Елена: Наверное. А тогда я шутила, что согласилась стать его женой из-за пастели. У Сани была большая коробка пастели, 300 цветов — невероятный дефицит в начале 90-х! Если же серьёзно, нам было просто интересно друг с другом — общаться на разные темы, куда-то ходить, слушать музыку. И до сих пор вместе не скучно. Он старше меня на восемь лет, но, кажется, так и остался мальчишкой, вечный романтик.
Лена, а ты поддерживаешь мысль, что художником именно рождаются?
Елена: Судьба сама нас направляет, нужно лишь следовать её сигналам. Чем я только в детстве не увлекалась — училась в музыкальной школе по классу фортепиано, пела в хоре в фольклорной группе, занималась французским языком, ходила на гимнастику и плавание, бегала на лыжах, любила рисовать, — всегда был выбор между спортом и искусством. Главное, что родители не давили. В художественную школу попала в 14 лет, хотя в этом возрасте её уже оканчивают. Но там был недобор, и мне предложили поучиться. Очень повезло с педагогом. Владимир Федорович Никитин — настоящий творческий человек, большой мастер, писал живописные картины, участвовал в создании мозаики на фасадах домов в Зеленогорске. Умел увлечь учеников, старался, чтобы мы больше видели, наблюдали. Во время летних практик — пленэров — он возил нас рисовать в деревню, в зоопарк, на ферму, на лодочную станцию, где мы смотрели, как работают водолазы. Побывали мы и в поездке по Золотому кольцу России. На занятиях осваивали и витраж, и батик, и резьбу по гипсу — как тут было не увлечься искусством? Поэтому когда встал вопрос, на чём остановиться, бросила и музыкальную школу, и хор, и лыжи. На всё времени, к сожалению, уже не хватало. Хотя все те знания и навыки мне потом не раз пригождались. В лыжной секции формировались выносливость, необходимость преодолевать трудности. Это и сейчас очень помогает.
А почему выбрала именно керамику?
Елена: Уточню, что настоящий художник может заниматься всем: и графикой, и живописью, и скульптурой. Рождается идея — ищешь способ её воплощения.
Александр: Я всегда предпочитал живопись, но благодаря Лене тоже попробовал себя в керамике, мой первый опыт случился в Латвии на симпозиуме по надглазурной росписи. Даже выиграл там приз за оригинальную технику — это очень вдохновило на дальнейшую работу. А по образованию я вообще театральный художник, моей дипломной работой была разработка оформления к воображаемому спектаклю по пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен». Воображаемому — потому что мы делали учебные работы, не для какого-то конкретного театра. Так что я ещё был сам себе режиссёр, обычно сценограф идёт именно от режиссёрского замысла.
Елена: Для художника вообще естественно пробовать себя в разных техниках. В училище я окончила живописно-педагогическое отделение. А после рождения дочери ушла в декретный отпуск, и у меня было три года на раздумья, чем заняться дальше. Лепить любила с детства: моя мама работала в детском саду воспитателем, лепила на занятиях с ребятишками и меня приобщила. Это было чудо — видеть, как из куска серой глины возникает птичка или зверушка. А когда мне в училище дали стипендию от Министерства культуры РФ, педагоги предложили сделать первую персональную выставку. Всё лето к ней готовилась, представила там живопись, графику и керамические игрушки. В 90-е годы керамика помогала нашей семье выжить: я сдавала сувениры в салон «Диана», это приносило небольшой, но стабильный доход.
Но поначалу плохо представляла, что такое керамика — я же прежде только игрушками занималась. И лишь в институте обнаружила, что придётся изучать технологию, конструирование, различные техники лепки и декорирования и много других дисциплин, помимо творческих. После института меня взяли в Академию художеств в творческую мастерскую скульптуры. Мне всегда было интересно работать в разных жанрах и техниках.
Александр: Хотя скульпторов почему-то не везде считают художниками.
Елена: Саша просто вспомнил один анекдотический случай. Дело в том, что художники имеют право бесплатного доступа во все музеи, во всяком случае, государственные. Но когда я предъявила в Исаакиевском соборе своё удостоверение скульптора-стажёра Российской академии художеств, мне в кассе категорично заявили: «Вы же не художник, а скульптор!» И администратор сказал то же самое и наотрез отказался впускать, представляешь? И это Петербург, культурная столица! Пришлось покупать билеты.
Непонимание художника обществом, наверное, вообще стало привычным явлением?
Александр: Во всяком случае, искусством сейчас мало кто способен заработать. В советское время была понятная перспектива: ты получал образование, начинал выставляться, вступал в Союз художников, постепенно приобретал известность, Художественный фонд заказывал тебе работы для музеев и платил очень высокие по тем временам деньги. Плюс государство давало жильё, личную мастерскую — твори в своё удовольствие. Конечно, были и авангардисты — кто-то умирал в нищете, кто-то пробивался на Запад. Но существовала государственная система, профессия художника в стране была востребована. В 90-е годы всё рухнуло. Мои произведения есть в частных коллекциях, был удачный опыт сотрудничества с галерей «Год живописи», где купили четыре моих работы. Эта галерея больше двух лет работала в микрорайоне «Удачном», сейчас ищет новое помещение. А красноярским музеям моё творчество неинтересно, пока лишь музейный центр «Площадь Мира» купил одну керамическую тарелку.
Елена: У меня Музей имени Сурикова приобрел в общей сложности пять керамических работ. Конечно, во многом это связано с тем, что у музеев сейчас, к сожалению, почти не осталось фондов на приобретение произведений искусства. Но вообще я считаю, что творчество Александра Краснова по-настоящему будет признано лишь следующими поколениями, нашим современникам непонятно его искусство.
В чём, по вашему мнению, причина такого непризнания?
Александр: Людям кажется, что я выдумываю сюжеты своих произведений, и мало кто соглашается, что это не бред и не фантазии, я ничего не сочиняю. Идеи сами приходят — из Космоса, из эфира. Каждый человек может их уловить, физиология же у всех одинаковая. Но, видимо, не все могут открыть в себе этот канал связи с другими мирами. Я убеждён, что они существуют, что необычные персонажи моих работ — они оттуда. Ещё в студенческие годы начал творить в этом направлении. Вот только определение ему никак не могу подобрать. Одно время называл космическим реализмом, но это не совсем точно. Однозначно, что в моих работах есть что-то футуристическое.
Елена: Когда Саня вступал в 2000 году в Союз художников РФ, восемь человек в Москве были за, семь против — представляешь, насколько неоднозначно даже профессионалы воспринимают его творчество? А когда он хотел к своему 55-летию показать выставку в Музее имени Сурикова, ему отказали. Нет пророка в своём Отечестве.
Мне кажется, многие сейчас вообще не понимают, зачем нужны художники, спрос преимущественно на дизайнеров, разве не так?
Александр: Сегодня очевидно, во что превращается мир без художников. Люди не замечают разницы между дешёвым постером и авторским произведением. Хотя именно художники — армия для сдерживания пошлости и невежества, они облагораживают пространство. А китч и отсутствие вкуса порождают в обществе негатив.
Елена: Мир без художников — это казарма. Мне лично не хотелось бы жить в таком тусклом мире. Художник — генератор и транслятор идей, врачеватель душ, законодатель мод. Современные дизайнеры черпают свои идеи в произведениях искусства, не наоборот. Мне странно слышать заявления невежд, что в нашей профессии нет ничего сложного, мол, каждый так сможет. Далеко не каждый! Недавно на выставке «Сибирский иронический концептуализм» в музее «Площадь Мира» можно было увидеть, как наш коллега ёмко пошутил на эту тему — его работа называлась «Ты так не сможешь». Видимо, уже нет иного пути, чем самим объяснять людям, зачем нужны художники, нести идею в массы. Скорее всего, это будет тема следующего международного симпозиума в Красноярском институте искусств, хотим также приурочить его к 95-летию со дня рождения Андрея Геннадиевича Поздеева.
Из-за невостребованности и невысоких заработков престиж профессии падает, поэтому молодые люди с каждым годом приходят учиться всё реже, им нужно думать, на что содержать семью. Да и общий набор снижается, и, как следствие, упала конкурсная планка. Ещё лет двадцать назад на вступительных экзаменах в институт нужно было нарисовать обнажённую натуру. Откуда после школы такой опыт? Люди шли в училище и лишь потом могли поступить в вуз. Но желающих заниматься искусством становилось всё меньше, и требования постепенно снижались. От обнажёнки — к одетой фигуре, потом к полуфигуре, потом был портрет, гипсовая голова, а сейчас остался натюрморт. И так по всей стране! К тому же, после училища многие едут поступать в Москву и Петербург в надежде, что там проще пробиться.
В Красноярске в отличие от этих городов ещё особенно остро стоит проблема с институтом арт-кураторства, продвижением художников здесь особо никто не занимается. Хотя, казалось бы, что мешает взять под крыло какого-то мастера, раскрутить его и на нём зарабатывать?
Александр: Все хотят быстрого результата, а это работа на перспективу. Представляешь, сколько нужно времени и усилий, чтобы художник стал модным, и люди ломились бы на его выставки? К сожалению, пиар зачастую воздействует сильнее, чем талант, при ловком подходе можно раскрутить и бездарность.
Елена: Меня тоже удивляет такая инертность. Где молодые искусствоведы, которых не первый год выпускают наши вузы? Почему они не хотят становиться кураторами и организаторами ярких выставок? Помню, как четыре года назад нам с Еленой Лихацкой предложили сделать выставку в Кемеровском областном музее. Специалист музея Марина Юрьевна Чертогова сама на нас вышла — она мониторит художественные события, следит за активностью художников, её заинтересовали наши произведения. Так вот, они не только оплатили доставку работ и издание каталога, но и придумали концепцию выставки, она называлась «Сибирское созвездие». А когда мы приехали в Кемерово, экспозиция уже была смонтирована и на открытии ждала публика — такой праздник люди нам устроили! Вот это и есть работа куратора. А дома всё приходится делать самим, что отнимает массу времени, которое можно было бы потратить на творчество. Конечно, высший пилотаж, когда художник ещё и сам себе куратор и галерист. Но на такое способны немногие, совместить это очень трудно. Если, наконец, откликнется профессионал, готовый взяться за наше продвижение, я буду очень рада.
И всё-таки: как при отсутствии грамотного арт-менеджмента расширить круг людей, интересующихся искусством и желающих не только ходить на выставки, но и приобретать произведения современных авторов?
Елена: Мне кажется, пора выходить из выставочных залов и нести искусство в ландшафт. Если в городе находят деньги на убогие бетонные шишки, почему бы не украсить его по-настоящему достойными творениями? Несколько лет назад красноярские керамисты делали выставку «ЗОО в парке», керамические скульптуры животных были установлены на центральной аллее Парка имени Горького. Нас вдохновили на это петербуржцы, у них уже не первый год на Елагином острове проводится летом выставка стекла и керамики. Пожалуйста, вот готовый проект — где кураторы, желающие его подхватить?
Александр: Я давно вынашиваю идею Центра неземной реальности — пространства, при попадании в которое у посетителей возникала бы полная иллюзия, что они уже не на Земле, а в каких-то иных измерениях. Комплекс подобный Диснейленду, но только на космическую тему, где выставочные залы с работами разных художников на соответствующие сюжеты сопровождались бы новейшими технологиями. Чтобы зрители могли не только полюбоваться на визуальные красоты, но и попасть внутрь каких-то экзотических ландшафтов, как в фильме «Аватар», полетать в невесомости, очутиться внутри звездолёта, представить себя в образе космического пилота. Даже странно, что в мире до сих пор не создали ничего подобного. Конечно, на это нужны колоссальные деньги, и рассуждать о таком во время кризиса, вызванного коронавирусом, преждевременно. Но когда такой Центр всё-таки построят, расходы на него с лихвой окупятся — туда потянутся туристы со всего мира. Хотелось бы, конечно, чтобы идея реализовалась именно в Сибири. Но в нашей стране воплотить такой проект вряд ли возможно.
Елена: А пока студентки нашей кафедры Анна Михайлова и Алисия Метляева стали лауреатами муниципального конкурса «Искра»: в 2020 году их работа «Хранитель» будет установлена в открытом пространстве Красноярска. Это большая скульптура оленя-хранителя по мотивам петроглифов сибирской наскальной живописи, Кроме своей функции декоративной ландшафтной скульптуры, возможно, она будет использоваться как светильник. Мы надеемся установить этот арт-объект в сквере около Качи, неподалеку от Института искусств — здесь скульптура будет отлично видна с разных точек. Надеюсь, муниципалитет учтёт мнение художников.
Скажите честно: вам когда-нибудь хотелось уехать из Сибири?
Александр: Мне всё равно, где жить, лишь бы быть нужным. В Красноярске мои работы уже не покупают, и мысли о побеге время от времени посещают, чего уж тут скрывать. Но в то же время думаю: а здесь кто будет культурный слой наращивать?
Елена: Нам с Сашей есть где работать — министерство культуры края через Союз художников предоставило нам творческие мастерские. И преподавание в институте подпитывает, иначе вряд ли было бы за что держаться. Руководство вуза поддерживает кафедру керамики. Недавно обзавелись специальным кожухом для обжига огненной скульптуры — это вертикальная печь для обжига керамики в открытом пространстве. При температуре в тысячу градусов кожух открывают, и перед зрителями предстаёт завораживающее зрелище — пылающая скульптура. Это очень эффектно, особенно в вечернее время суток. В сентябре надеемся показать уникальное шоу красноярцам, когда будем обжигать оленя.
Елена Краснова на открытии персональной выставки в галерее «Айн Арта». Фото: Владимир Медведев
Конечно, хотелось бы пригодиться дома, а не искать счастья на стороне. В Красноярске немало творческих сил, мы были бы рады украсить место, где живём. Идей множество — ландшафтная скульптура, фасадные росписи на зданиях, мозаика, профессиональное граффити. У меня давняя мечта сделать аллею искусств вдоль Качи. Память Дмитрия Хворостовского в городе увековечили, но в крае были и другие талантливые люди. Можно начать с малого — оформить небольшой оазис, где всё будет решено в комплексе. Начнём с установки «Хранителя». А там, глядишь, и другие возможности откроются.
Фото на главной: Анна Рыжова