30 июня 2020
Дарья Манза: «Есть много прекрасных композиторов, но Баху нет равных»
Лауреат международных конкурсов, скрипачка Дарья Манза о вечной музыке, современных ритмах и совместной работе исполнителя и слушателя.
Все новости или интервью с вами начинаются с фразы «юная скрипачка», но, смотря на список ваших достижений, я так начинать не могу. Когда вы почувствовали себя профессионалом?
Я почувствовала себя профессионалом, когда по-настоящему полюбила скрипку. Поняла, что играю в удовольствие, а не только потому, что нужно что-то выучить и исполнить на конкурсе или концерте. Я любила музыку всегда, но после определенного периода осознала, что не могу без этого жить.

Это семейная любовь?
Мои родители не музыканты. Мама когда-то училась в музыкальной школе, но в итоге выбрала другое направление. На самом деле, когда я была ребёнком, даже не думала о том, чтобы учиться музыке. Я хотела быть как мама — художником. В пять лет уже спала и видела, что я — художник. Но так получилось, что в мои руки попала скрипка и я начала обучаться музыке для общего развития. Первый педагог по скрипке — Коломейцева Людмила Александровна — сразу определила, что у меня есть способности и убедила родителей отдать меня в профессиональную группу. Они согласились, так как в семье всегда любили музыку.
Большой талант требует большого трудолюбия, как говорил Чайковский.
Да, если есть талант, значит, должен быть и труд. Но даже при таком сочетании не всегда удается достичь по-настоящему больших успехов. Я думаю, что это связано с индивидуальностью исполнителя. Сейчас очень многие играют хорошо, технично, чисто, стабильно, но этих качеств недостаточно, необходимо отличаться от других исполнителей, иметь свое лицо, узнаваемый звук, стиль игры. Индивидуальность выражается в звуке и наполненности игры, в осмысленности. Довольно сложно объяснить, как это услышать, скорее только почувствовать. Профессионализм тоже важен, потому что если его нет, то это любительский уровень.
Музыкальная харизма?
И это тоже. Хотя бывает, что кроме харизмы ничего и нет. Обаяние скорее.

Программы международных музыкальных конкурсов — это всегда классика. Но есть и части с музыкой современных авторов. Музыку какого тура играть сложнее?
Сложнее всего играть третий тур. На последних турах конкурсных прослушиваний играют крупную форму — концерт. Это большие произведения, исполняемые, как правило с оркестром. Исполнение концертов требует от исполнителя большого мастерства и выносливости.
На серьёзных конкурсах включают в классическую программу произведение современного композитора. Задача исполнителя интерпретировать и донести её так, как он понимает, но при этом сохранить текст композитора. На самом деле современная музыка довольно специфическая. Не всегда её легко играть. Прочтение современного текста — это уже определенная трудность: очень много необычных ритмов и штриховых приёмов.

Недавно я записывала «Subito» Витольда Лютославского с Евгением Синайским. Лютославский — композитор XX века. Произведение очень яркое и эмоциональное. Современная музыка берёт больше не благозвучием, а именно эмоциями. Слушатели больше привыкли слышать мелодию, то, что есть, к примеру, у Моцарта. К современной музыке надо быть подготовленным. Чтобы такая музыка была понятой слушателями, её нужно правильно донести, впрочем как и любую музыку.
Я считаю, что если любишь музыку, тебе приятно играть всё. Другой вопрос, насколько хорошо это получается. Я раньше не воспринимала современную музыку, мне это казалось чем-то несозвучным и бессмысленным. Но это не так. Сейчас я люблю играть пьесы современных композиторов также, как и венских классиков или барочную музыку. Современная академическая музыка — совершенно другое направление, не такое как барокко и классицизм. Исполнителю необходимо не только играть кардинально по-другому, но и мыслить.
В том, что играть мы разобрались. А вы часто задумывались о том, с какими оркестрами или музыкантами вы хотели бы играть?
Если честно, я мало об этом задумывалась. Хорошие оркестры есть по всему миру, и это замечательно, но также, многое зависит от дирижёра. На самом деле, мне приятно играть с любым оркестром или музыкантом, если мы одинаково воспринимаем музыку.
Кто главные конкуренты сейчас? В вузах, на конкурсах?
В последнее время большую часть конкурентов составляют участники из Южной Кореи, Китая и Японии. Их представители занимают призовые места на всех престижных конкурсах — и детских, и взрослых. В этих странах дети отличаются особым трудолюбием и технической точностью исполнения. Также классическая музыка пользуется большой популярностью среди молодёжи, особенно в Южной Корее, и дети играют на музыкальных инструментов с раннего возраста, многие к десяти годам играют взрослые программы. Поэтому сейчас представители азиатской школы являются главными конкурентами. Но кто бы ни участвовал в конкурсах, все же определяющим является талант.

У российских детей тоже есть преимущество: начальное профессиональное образование. Огромный плюс, что в России есть музыкальные школы. Во Франции, к примеру, вообще нет начального музыкального образования. Все берут частные уроки. И это большая проблема. Ребёнок может отлично играть на скрипке, но при этом плохо ориентироваться в сольфеджио или гармонии.
Если бы так случилось, что исчезла бы вся музыка в мире, и оставить можно было бы лишь одного композитора, кто это был бы?
Бах. Его музыка вечна. Есть много прекрасных композиторов, но Баху нет равных.
Что нужно, чтобы играть музыку Баха? Что-то пережить, понять, дорасти?
Для всех по-разному: кому-то и правда нужно дорасти до определённого возраста или пережить какие-то ситуации. Но самое главное, нужно быть готовым не только технически, но и духовно. Если говорить про меня, то мне пришлось столкнуться с определенными трудностями. Знаете, как говорят «чтобы хорошо играть, нужно пострадать» и я думаю, что в чем-то это и правда. Я не знаю, наверное, после не очень приятных моментов в жизни, ты начинаешь сопереживать музыке. Сердечная мышца в духовном плане становится более развитой и чувствительной. Ты становишься восприимчивым к прекрасному. Осознать глубину произведений Баха — непросто. Мне помогает общение и уроки с моим замечательным педагогом Михаилом Иосифовичем Бенюмовым. Действительно, до Баха нужно дорасти. И слушателю в том числе. Как сказал пианист Григорий Соколов, «приходя в концертный зал слушатель тоже работает» — вместе с тобой слушает и играет музыку, в душе, внутри.
Фото: Руслан Максимов/ Культура24
Я почувствовала себя профессионалом, когда по-настоящему полюбила скрипку. Поняла, что играю в удовольствие, а не только потому, что нужно что-то выучить и исполнить на конкурсе или концерте. Я любила музыку всегда, но после определенного периода осознала, что не могу без этого жить.

Это семейная любовь?
Мои родители не музыканты. Мама когда-то училась в музыкальной школе, но в итоге выбрала другое направление. На самом деле, когда я была ребёнком, даже не думала о том, чтобы учиться музыке. Я хотела быть как мама — художником. В пять лет уже спала и видела, что я — художник. Но так получилось, что в мои руки попала скрипка и я начала обучаться музыке для общего развития. Первый педагог по скрипке — Коломейцева Людмила Александровна — сразу определила, что у меня есть способности и убедила родителей отдать меня в профессиональную группу. Они согласились, так как в семье всегда любили музыку.
Большой талант требует большого трудолюбия, как говорил Чайковский.
Да, если есть талант, значит, должен быть и труд. Но даже при таком сочетании не всегда удается достичь по-настоящему больших успехов. Я думаю, что это связано с индивидуальностью исполнителя. Сейчас очень многие играют хорошо, технично, чисто, стабильно, но этих качеств недостаточно, необходимо отличаться от других исполнителей, иметь свое лицо, узнаваемый звук, стиль игры. Индивидуальность выражается в звуке и наполненности игры, в осмысленности. Довольно сложно объяснить, как это услышать, скорее только почувствовать. Профессионализм тоже важен, потому что если его нет, то это любительский уровень.
Музыкальная харизма?
И это тоже. Хотя бывает, что кроме харизмы ничего и нет. Обаяние скорее.

Программы международных музыкальных конкурсов — это всегда классика. Но есть и части с музыкой современных авторов. Музыку какого тура играть сложнее?
Сложнее всего играть третий тур. На последних турах конкурсных прослушиваний играют крупную форму — концерт. Это большие произведения, исполняемые, как правило с оркестром. Исполнение концертов требует от исполнителя большого мастерства и выносливости.
На серьёзных конкурсах включают в классическую программу произведение современного композитора. Задача исполнителя интерпретировать и донести её так, как он понимает, но при этом сохранить текст композитора. На самом деле современная музыка довольно специфическая. Не всегда её легко играть. Прочтение современного текста — это уже определенная трудность: очень много необычных ритмов и штриховых приёмов.

Недавно я записывала «Subito» Витольда Лютославского с Евгением Синайским. Лютославский — композитор XX века. Произведение очень яркое и эмоциональное. Современная музыка берёт больше не благозвучием, а именно эмоциями. Слушатели больше привыкли слышать мелодию, то, что есть, к примеру, у Моцарта. К современной музыке надо быть подготовленным. Чтобы такая музыка была понятой слушателями, её нужно правильно донести, впрочем как и любую музыку.
Я считаю, что если любишь музыку, тебе приятно играть всё. Другой вопрос, насколько хорошо это получается. Я раньше не воспринимала современную музыку, мне это казалось чем-то несозвучным и бессмысленным. Но это не так. Сейчас я люблю играть пьесы современных композиторов также, как и венских классиков или барочную музыку. Современная академическая музыка — совершенно другое направление, не такое как барокко и классицизм. Исполнителю необходимо не только играть кардинально по-другому, но и мыслить.
В том, что играть мы разобрались. А вы часто задумывались о том, с какими оркестрами или музыкантами вы хотели бы играть?
Если честно, я мало об этом задумывалась. Хорошие оркестры есть по всему миру, и это замечательно, но также, многое зависит от дирижёра. На самом деле, мне приятно играть с любым оркестром или музыкантом, если мы одинаково воспринимаем музыку.
Кто главные конкуренты сейчас? В вузах, на конкурсах?
В последнее время большую часть конкурентов составляют участники из Южной Кореи, Китая и Японии. Их представители занимают призовые места на всех престижных конкурсах — и детских, и взрослых. В этих странах дети отличаются особым трудолюбием и технической точностью исполнения. Также классическая музыка пользуется большой популярностью среди молодёжи, особенно в Южной Корее, и дети играют на музыкальных инструментов с раннего возраста, многие к десяти годам играют взрослые программы. Поэтому сейчас представители азиатской школы являются главными конкурентами. Но кто бы ни участвовал в конкурсах, все же определяющим является талант.

У российских детей тоже есть преимущество: начальное профессиональное образование. Огромный плюс, что в России есть музыкальные школы. Во Франции, к примеру, вообще нет начального музыкального образования. Все берут частные уроки. И это большая проблема. Ребёнок может отлично играть на скрипке, но при этом плохо ориентироваться в сольфеджио или гармонии.
Если бы так случилось, что исчезла бы вся музыка в мире, и оставить можно было бы лишь одного композитора, кто это был бы?
Бах. Его музыка вечна. Есть много прекрасных композиторов, но Баху нет равных.
Что нужно, чтобы играть музыку Баха? Что-то пережить, понять, дорасти?
Для всех по-разному: кому-то и правда нужно дорасти до определённого возраста или пережить какие-то ситуации. Но самое главное, нужно быть готовым не только технически, но и духовно. Если говорить про меня, то мне пришлось столкнуться с определенными трудностями. Знаете, как говорят «чтобы хорошо играть, нужно пострадать» и я думаю, что в чем-то это и правда. Я не знаю, наверное, после не очень приятных моментов в жизни, ты начинаешь сопереживать музыке. Сердечная мышца в духовном плане становится более развитой и чувствительной. Ты становишься восприимчивым к прекрасному. Осознать глубину произведений Баха — непросто. Мне помогает общение и уроки с моим замечательным педагогом Михаилом Иосифовичем Бенюмовым. Действительно, до Баха нужно дорасти. И слушателю в том числе. Как сказал пианист Григорий Соколов, «приходя в концертный зал слушатель тоже работает» — вместе с тобой слушает и играет музыку, в душе, внутри.
Фото: Руслан Максимов/ Культура24