23 июля 2020

В дар музею: смотрим коллекцию Минусинского музея имени Мартьянова

Минусинский краеведческий музей — крупнейший научный центр на юге Сибири и старейший музей Красноярского края. В его коллекции богатейшие собрания прикладного искусства, быта и этнографии, археологии, собрание научной библиотеки, живопись и графика. Мы решили посмотреть, что накопилось в музее почти за полтора века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /


До наших дней не уцелело ни одного строения завода. Однако до сих пор на месте заводских печей и отвалов жители села находят стеклянные обломки, куски шихты, оплавленное стекло. Посуду Гусевского завода можно встретить в семьях местных старожилов, в Хакасии, Туве.

Музейная коллекция гусевского стекла — это своеобразный памятник новаторству и предпринимательству и яркая страница истории развития юга Сибири.

Замшевые шаровары


Парадные мужские замшевые штаны для верховой езды — шалбар. Бытовали в среде кочевников-казахов в XVII — середине XIX веков. Затем постепенно стали уходить из быта и в начале XX века уже встречались довольно редко.

Доподлинно так и неизвестно, кто именно подарил музею, но скорее всего это был Степан Гуляев, который откликнулся на призывы музея участвовать в его деятельности в первый год существования. Он был видным исследователем Алтая, историком, этнографом, фольклористом и изобретателем, вёл переписку с Николаем Мартьяновым.

 

 

 

 

 

 

1 /

Штаны довольно необычны: яркого терракотового цвета, с широким шагом, глухие в поясе, прямого покроя, с ластовицей и разрезами внизу, что не стесняло движений при езде на лошади. В поясной рубец вставлен шнур для подвязывания. По краю штанины и боковые разрезы обшиты тканой цветной тесьмой. Замшевые штаны украшены яркой вышивкой, выполненной тамбуром.

Как известно, узоры, нанесённые на одежду, предметы быта, украшения, отражали мир, окружающий кочевника, передавали его чувство красоты, его образное мышление. Верхняя их часть не орнаментирована. Вышивка занимает среднюю и нижнюю часть шаровар. Элементы узора, расположенные в средней части, являются центром орнамента и представляют собой вписанную в два круга розетку цветка, выполненного очень реалистично, обрамлённую вышивкой с изображением цветка с нераспустившимися бутонами. Эта композиция также заключена в незавершённый круг, за пределами которого лучеобразно расположен повторяющийся орнамент, напоминающий наконечник стрелы. В нём использованы четыре основных цвета: красный, голубой, зеленый и белый.

Деревянные часы


Часы российской фирмы «М. С. Бронников и сын», изготовленные в Вятке — редкий предмет музея. Они принадлежали Вячеславу Николаевичу Кабаленкову, который хранил их как память об отце, убитом бандитами в 1917 году. В дар музею их передала его супруга Ольга Лаврентьевна Кабаленкова-Петрашёва в 1985 году.

Часы необычные — они полностью выполнены из дерева. Вятка, откуда родом мастера Бронниковы, — край лесной и дерево там основной строительный материал. В этой местности зародился каповый промысел. Кап — нарост на дереве. Его использовали для изготовления посуды, шкатулок, курительных трубок и прочих мелких изделий. Кап хорошо поддаётся обработке, не трескается, не ссыхается, не разбухает, не коробится.

 

 

 

 

 

 

1 /

Занимались изготовлением изделий из капа вяткинский столяр и токарь Иван Бронников и сын его Семён Бронников. В 1837 году Иван Тихонович получил предложение от организаторов первой губернской выставки: изготовить экспонаты для демонстрации своего ремесла. Ссылаясь на возраст, шестидесятилетний мастер отказался, но пообещал, что сын Семён «что-нибудь» подготовит. Спустя три месяца Семён Бронников поразил современников. Он представил не «что-нибудь», а исправно отсчитывающие минуты, созданные собственными руками миниатюрные часы: футляр, корпус, все механизмы, детали, стрелки, цепочка и даже заводной ключик были выполнены из капа. Их приобрёл наследник престола, будущий царь Александр II. Так Семён Бронников занялся изготовлением диковинных часов.

Для большей долговечности со временем в уникальные часы стали устанавливать металлическую пружину, именно такие сейчас и хранятся в музее. 


Изваяние «Маленькая старуха»


У хакасского населения изваяние известно под именем «Кичиг куртуяк» («Маленькая старуха»). 

В 1772 году руководитель первой российской экспедиции доктор Даниил Готлиб Мессершмидт по заданию Академии наук всесторонне изучал присоединённые к России сибирские земли. «Маленькую старушку» показали Мессершмидту местные жители. Она стояла возле небольшого кургана, в степной долине реки Есь. На рисунке, сделанном по указанию Мессершмидта, запечатлена массивная каменная плита с закругленной вершиной, на которой изваяна поясная женская фигура.

 

 

1 /

У «старушки» удлиненный рельефный лик с приостренным подбородком и прямым выпуклым носом, глаза в виде округлых ямок. Свободно ниспадающие на плечи волосы очерчены врезанными линиями. Туловище фигуры пересечено едва приметными поперечными линиями, по бокам его свисают кисти.

Когда и кем была создана «Кичиг куртуяк», долгое время оставалось неизвестным. На расспросы ученых-путешественников местные жители отвечали, что ни отцы, ни праотцы их не ведали, кто воздвиг в степях такие камни. Возраст «Маленькой старушки» неожиданно удалось уточнить, благодаря тому, что в 1945 году в Абакане, в одной из могил эпохи ранней бронзы были найдены костяные пластинки с выгравированными на них женскими головками. Ученые сразу обратили внимание на то, что головки на пластинках проявляют иконографическое родство с «Кичиг куртуяк». Последующие археологические исследования в Хакасии подтвердили, что «Маленькая старушка» имеет весьма почтенный возраст, ей около четырех тысяч лет.

Пластинки с изображениями женских головок находят в детских погребениях либо в захоронениях детей совместно со взрослыми. Один этот факт позволяет предположить, что женский мифический персонаж костяных пластинок и есенского изваяния являлся покровителем детей и женщин, подобно хакасской богине Умай.


Шаманские бубны


В собрании музея хранятся бубны среднесибирского типа, эвенко-якутского подтипа; южно-сибирского типа, алтайского подтипа; южно-сибирского типа, шорского подтипа (хакасские: сагайские и качинские); южно-сибирского типа, саяноенисейского подтипа (тувинские).

Большинство из них поступило в музей после смерти их владельцев, о чём свидетельствует диагональное повреждение мембраны. После смерти шамана проводили ритуальный обряд разрезания бубна для освобождения его души и на сороковой день вешали на дерево, так же как и одежду шамана.

 

 

 

 

 

 

1 /

Бубен — унгтувун («эвенки») доставил и передал в Минусинский музей Александр Адрианов в 1890 году в составе небольшой этнографической коллекции, которую он собрал во время своих путешествий по Нарымскому, Алтайскому и Туруханскому краям

За 117 лет хранения мембрана получила повреждения, но тем не менее хорошо заметны следы развёрнутого рисунка в виде креста, символизирующего ориентацию в пространстве Вселенной. По её краю красным цветом изображены четыре окружности, вписанные друг в друга и незамыкающиеся внизу. По внешнему контуру первой расположены чёрные треугольники. 

По продольной оси вверху и внизу изображён веерный рисунок прямых линий красного и чёрного цвета, образующих пять сегментов. Три сегмента, очерченные красными линиями, заполнены ромбиками чёрного цвета, расположенными цепочкой, и, по всей вероятности, являются изображением змей. Найдя в подземном мире душу человека, шаман заставлял змею охранять её. По центру — изображение креста, выполненного охрой. Нижний рисунок врезается в окружности, соединяя их разорванные края. С правой и с левой стороны — сегментный рисунок: по два изображения четверти окружности, контуры очерчены с внешних сторон чёрной краской, с внутренней — красной. Между красными линиями — цепочка ромбиков. Сегменты разделены посередине чёрной полосой.

По обечайке расположены 12 резонаторных столбиков. Рукоятка подвижная, ручка изготовлена из металла в форме крестообразной антропоморфной фигуры с ромбовидной головой и чертами лица (глаза, нос, рот). В его верхней части изображена голова человека. Крепится фигура при помощи 6 кожаных ремешков.

В статье использованы материалы издания «Минусинский музей — первый на Енисее: Коллекции Минусинского регионального краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова» / ред.-сост. В. Г. Чершнышева; автор вступ. ст. Т. М. Ломанова. — Красноярск: ООО «Издательство Поликор», 2018. — 224 с.: ил.

Читайте также