Леонид Жуковский: «В Сибирский юношеский оркестр много задач заложено. Когда, если не сейчас?»
Сибирский юношеский оркестр перешёл из ряда проекта для презентаций в реальную перспективу для юных музыкантов. Пока в красноярской филармонии продолжаются прослушивания в основной состав, мы поговорили с руководителем будущего оркестра Леонидом Жуковским о молодости, энергии и слушателях-ровесниках.
Сибирский юношеский оркестр — это, конечно, возможности для юных музыкантов: возможность играть, возможность развиваться, возможность получать новые опыт и знания. Это новый коллектив. Я с большим почтением и уважением отношусь к нынешней основной публике концертов классической музыки, рад видеть, что число любителей ширится. Юношеский оркестр, да, также ставит своей задачей привлечение в залы молодой публики, построение некого диалога молодёжи — всегда интересно видеть умения и достижения людей своей возраста.
В этот оркестр много [задач] заложено. Сейчас непростое время, но оно даёт возможность, потому что, когда, если не сейчас? Именно сейчас необходимо сконцентрировать наши силы как команды проекта и дать понятный и обозримый путь юным музыкантам. Всегда можно мечтать и думать о [том, чтобы всё успеть] «завтра». А сейчас такой период, нужно все сложности преодолеть и во что-то новое вырулить. Молодёжь и есть будущее, будущее культуры Красноярска, Сибири, страны. Мы должны заботиться о том, чтобы культура и именно классическая музыка продолжала своё существование вне зависимости от каких-то сложностей.
Вы думали, как оркестру не стать пусть родной, но начальной площадкой? Солисты обычно хотят больших сцен, оркестровые музыканты — перспективной работы, дирижёров и тех самых солистов с больших сцен.
Это важный вопрос вообще для руководителя, не только в рамках коллектива юношеского оркестра. Человек — он свободный, может приходить работать и играть в одном коллективе, через какое-то время в другом коллективе. И это нормально. Что касается юношеского оркестра, мне пока сложно представить сколько тот или иной музыкант останется в оркестре. Мы трезво смотрим на обстоятельства и понимаем, что оркестр — юношеский. То есть мы определенно ограничены по возрасту участников. В этом и суть — дать старт, раскрыть талант, дать погрузиться в профессию и поддержать. Конечно, главная сложность в том, что, когда приходит новый человек любой в коллектив — не важно в маленький или большой — работа начинается как бы заново.
Оркестр — это единый организм, состоящий из индивидуальностей. Это задача дирижёра — к каждому найти свой подход. Какими качествами должен обладать человек, который встаёт во главе какого-то коллектива? Конечно же, он должен быть психологом, потому что все люди разные и в этом вся прелесть. А ещё очень важна дисциплина. С этого всё начинается. Когда есть дисциплина, то через какое-то время будет результат. Для сыгранности коллектива может пройти несколько лет. Если мы говорим о профессиональном коллективе, то оркестр зазвучит через пять лет. Тогда появляется общий стиль и звучание. Это большой отрезок времени, это жизнь. Общая энергия, которая должна слиться в единое целое. Найти к каждому подход — это найти ключ, который поможет нам всем говорить на одном языке музыкальном. А дальше можно задуматься и о больших сценах, и больших солистах.
Пять лет — это очень большой срок.
Конечно, первое выступление мы планируем гораздо ближе, чем через пять. Опять же, опираясь на ту ситуацию, которая связана с пандемией, возникают сложности, но у нас всё равно продолжаются прослушивания. Не могу точно назвать дат, нужно реально смотреть на вещи и отталкиваться от первых репетиций, от первых звуков. После прослушивания будут задания, разучивание партий, но только совместная игра даст определённость.
Возвращаясь к образовательной площадке, как вы будете работать с профессиональным уровнем музыкантов в оркестре? Мастер-классы, встречи с приглашёнными дирижёрами?
Это одна из главных идей: мастер-классы музыкантов, исполнителей и дирижёров — экспертов и профессионалов своего дела — которые будут работать с музыкантами Сибирского федерального округа и основного состава оркестра. Уже сейчас мы работаем над списком первых спикеров на зимнюю сессию, и, заверю, он приятно удивит! В образовательный процесс мы закладываем несколько основных идей: это и индивидуальная работа с музыкантами, и работа с группами, и работа с ансамблями, а также, обязательно, работа с преподавателями, развитие их квалификации при взаимном желании. Отмечу, что мы ни в коем случае не учебное заведение и не претендуем на эту роль. Мы бы хотели дать ещё больше работы, практики, в процессе которой и развиваются новые навыки и умения, ведь музыканту нельзя без практики — это руки, слух, ход мыслей. И в любом случае, человек должен гореть идеей, у него в голове должен быть вопрос: «Что я делаю ради того, чтобы выйти на сцену и звучать?». Оркестровые ценности — наш ориентир.
Они все замечательные, начнём с этого. Они занимаются прекрасным делом, они талантливые, у них всё ещё впереди.
Прослушивания проходят в очном формате с соблюдением санитарных норм для безопасности участников. Мы приглашаем каждого индивидуально, анализируем возраст, опыт, образование, программу и потенциал. Невероятно сложно оценивать всех молодых музыкантов по одним критериям и выставлять баллы, но мы сразу задаём планку — конкурсное прослушивание, регламент, правила. Оркестр — это серьёзная работа.
Оркестр будет состоять из двух частей: тридцать человек — это состав красноярский, остальные тридцать человек — музыкантов Сибирского федерального округа. Сейчас идут прослушивания [музыкантов] из Красноярска и ближайших территорий. Это обусловлено тем, что репетиции будут около двух-трёх раз в неделю, поэтому добираться из других городов проблематично, но мы всем рады.
Из каких авторов будет формироваться программа для выступления, если мы говорим о том, что необходимо привлекать слушателей-ровесников?
Я точно могу сказать, что будет классическая музыка. Постепенно мы будем подниматься к вершинам. Сейчас, когда оркестр формируется, нужно понять уровень исполнителей. Сложно назвать произведение, но начинать нужно с тех ступеней, где можно себя проявить, чему-то научиться и достойно выглядеть. Мы говорим о людях, которые никогда не играли в оркестре, для них всё там будет новым, и нужно будет много чему учиться. Назвать композитора, с которого начнется путь… Знаете, боюсь произнести имя Гайдна. Скажу точно, что там будут венские классики. Не готов сказать, что мы будем исполнять симфонию Моцарта, но возможно. Но какую?
Что касается современных композиторов — начинать музыкальный путь с современных композиторов со сложными ритмическими рисунками немножко неправильно. Это другая музыка, это отдельная статья в музыкальной литературе, если мы говорим про 21 век.
Если мы говорим о классической программе, то как привлечь слушателя-ровесника на концерт? И может ли случиться так, что у старшего, скажем так, более экспертного поколения, будет стереотип о чересчур волнующихся музыкантах, которые ещё только учатся?
Если мы говорим о молодых исполнителях — это молодая энергия, которая и должна заинтересовать. Молодой ум открыт для восприятия, даже можно говорить о спортивном интересе — а чем же занимаются мои сверстники? А дальше оркестр покажет, что классическая музыка — это ярко и захватывающе и ей увлекается молодёжь. Нам важно сделать не имя ради имени, а нести людям то, что они считают для себя важным. Наша задача в том, чтобы люди знали, насколько высок уровень Сибирского юношеского оркестра. Только таким образом можно завлечь и слушателей, и новых участников оркестра. Мы сразу берем ориентир на «взрослый» оркестр без каких-либо условий.
Каждый имеет право прийти на прослушивание, но [чтобы играть] в этом коллективе есть определённые критерии и требования. Начинать всегда сложно. Нужно смотреть и анализировать, но знаю, как это должно быть и как это будет. Всё должно быть выстроено постепенно, сейчас мы сделаем это, потом следующий шаг будет. В итоге мы дойдём до репетиционного процесса, который приведёт нас к концертам. Конечно же будут выступления не только на красноярской земле, но и какие-то гастрольные перспективы. Опять же, всё будет ясно после первых звуков на репетиции. В планах есть гастроли и солисты, и педагоги, и концертмейстеры лучших оркестров страны, и дирижёры. Это все ступени.
Иллюстрации : Андрей Дианов/ Культура24