«Пять тетрадей жизни капельмейстера» — отрывки из дневников Ивана Шпиллера
В этом году один из самых известных музыкальных фестивалей — Транссибирский Арт — фестиваль посвящен памяти Ивана Всеволодовича Шпиллера.
Выдающийся дирижёр, создавший в Сибири оркестр мирового уровня, уникальный музыкант, повлиявший на музыкальную культуру не только региона, но и страны.
«7 апреля 1969 года: На гастролях в городе Перми ничего музыкально интересного не ждал. Но вчера на репетиции удалось получить УДОВЛЕТВОРЕНИЕ! — зажглись взаимно и помузицировали. Что за концерт будет –—не знаю?.. Но ради одного этого часа ехать стоило! Надо знать основу того, что делаешь, и не реагировать болезненно на неудачи в деталях, пусть и важных. В Перми интересная галерея, там замечательный Нестеров (Распятие с 2-мя предстоящими), Малявинская баба, чудных два Куинжи (один — Арарат — совсем Рерих), замечательные иконы — особо маленькая Параскева Пятница!..»
«14 мая 1969 года: Вчера слушал Мравинского с его оркестром (5-я Глазунова, 5-я Шостаковича, на bis антракт из «Кармен») Абсолютно не трогает, но великолепно сделано! Изумительно убирает фон, соотношение основной линии и аккомпанемента подчеркнуто контрастное!»
«5 июня 1969 года: В конце мая — 28, 29 и 30 — состоялись концерты Берлинского филармонического оркестра с Караяном.
28 – Бетховен – «Кориолан», 6-я симфония и 5-я.
29 – Бах – Бранденбургский концерт №1
и Шостакович – симфония №10
30 – Моцарт – Дивертисмент
и Р. Штраус «Жизнь героя».
Вне всякого сомнения, что вершина исполнения — Шостакович! Манера дирижировать у Караяна — жест — иногда очень точно, иногда неясно, и раньше, либо много раньше звука. Большой мастер. Совершенно! Ничто не раздражает. Идеал формы. Широкое мышление. Амплитуда жеста не всегда пропорциональна динамике, как и выражение физического напряжения не всегда соответствует с напряженностью музыки…»
«10 апреля 1958 год: Хоть и глупо, а опять открыл сам для себя давно открытую Америку. Звук в оркестре можно лепить, вытягивать и, словом, делать всё, что угодно после его появления; из фразы за роялем исходить НЕЛЬЗЯ! Ритмически запись произведения — условна. Дирижер должен заниматься ритмом от видения произведения, от характера, а не от арифметики»
«13 марта 1963 года: Начал репетировать вчера «Till Eulenspiegel» и дам его 17-го и 24-го с пианистом Львом Обориным. Лучше для меня два раза «Тилль» с надеждой на приличное исполнение во второй раз, чем два раза крупным помолом разное. Программы хорошие. Качество скверное, настроение среднее. Но я надеюсь 24-го дать приличный концерт…»