Три в одном: миф, картина и скульптура о похищении Европы
День похищений отмечается 12 января. Необычный праздник берёт свои истоки из славянcкой мифологии и «выражает уважение всем тем, кто не остановился перед трудностями и сделал всё, чтобы добиться любви своей избранницы».
Решили вспомнить, пожалуй, одно из известнейших похищений. Готовьтесь погрузиться в миф Древней Греции.
Мифологический эпиллий «Европа», Древняя Герция, III в. до н.э.
Автор: Мосх
Похищение Европы. Древнейшая скульптура. Около 470-450 до н.э
Эпиллий — небольшая поэма на мифологическую тему. История похищения Европы встречается у многих авторов. Одним из таких стал древнегреческий поэт из Сиракуз.
Сюжетом небольшого мифологического эпиллия Мосха «Европа» является похищение Европы Зевсом, принявшим облик быка. В эпиллии много юмористических замечаний, повод для которых давала сама избранная тема — превращение верховного бога в животное. Мосх перечисляет, на каких быков Зевс не похож, а потом говорит о темнолазурных глазах этого быка, о золотистой шкуре его, рогах, подобных месяцу, мычаньи, похожем на звук флейты, и об его дыханьи, которое благовоннее цветов; Европа, восхищенная красотою быка, садится на его спину. Далее следует живое и яркое изображение бега быка по морю между стаями тритонов и нереид.
Севши на спину к нему, позабавиться. Всех нас возьмет он;
Вот как подставил он спину, смотрите! Ну как же он ласков!
Вовсе ручной он и кроткий, на прочих быков он нимало,
Даже ничуть не похож. Он по разуму схож с человеком,
Видом же очень красив, и лишь речи ему не хватает».
Это сказав, она села на спину быка, улыбнувшись.
Медля, стояли другие. А бык, неожиданно вспрянув,
Ту, что желал он, похитил и быстро домчался до моря.
Картина «Похищение Европы», Третьяковская галерея, 1910
Автор: Валентин Серов
Валентин Серов в 1907 году путешествовал по Греции, изучая различные памятники античной культуры, и в частности развалины Кносского дворца. Во время изучения критской культуры художник заинтересовался её необычайной мифологией и эпосом. Наверняка многие из нас помнят эту картину по учебникам мировой художественной культуры, которую проходили в школах.
По словам искусствоведов, полотно создано в довольно аутентичном и новаторском стиле. Второстепенные детали на холсте фактически отсутствуют, а центральными персонажами становятся бык и восседающая на его спине Европа. На полотне можно наблюдать сочетание черного, синего и коричневого тонов, что является привычным для древнейших греческих фресок. Одновременно с этим картина не имеет античных гармоничных форм. Внешний вид Европы также не вызывает ассоциаций с мраморной застывшей красотой, привычной для островной и античной культуры. Напротив, девушка обладает вполне обычным телосложением с немного смуглой кожей.
Скульптура «Похищение Европы», Красноярск, 2003
Скульпторы — Александр Ткачук и Виталий Осьмушкин, архитектор композиции — Андрей Касаткин
Фото: kwakin-misha
Появилась она в конце лета 2003 года благодаря реконструкции Предмостной площади и сразу стала частью архитектурного ансамбля с фонтаном, который был сооружён взамен старого. Композиция изготовлена из бронзы, гранита и воды.
Мы делаем скульптуру тактильно доступной для горожан. Бык плывет по воде, условно — по Енисею, вода выделена пятном синей брусчатки, перед ним вздымается холм, как символ вздымающейся воды, за ним шлейф из брёвен — в память о том, что по Енисею раньше сплавляли лес, брёвна, — рассказывал архитектор Андрей Лябчук.