13 января 2021
Неправильные пьесы, сверхмалые формы и «Камбербрэтч» — Евгений Сташков о премии НИМ
Основатель первого Независимого международного конкурса НЕПРАВИЛЬНОЙ драматургии (НИМ) Евгений Сташков и театр «Вспышка» представят красноярскому зрителю неправильные тексты на вечеринке «Камбербрэтч». Узнали все о конкурсе и особенностях «неправильной» драматургии.
Конкурс неправильной драматургии, почему неправильной? И в чем идея премии.
Я драматург и пишу достаточно странные тексты. В 2017 году я не совсем понимал, что с ними делать — подавать на конкурсы — не формат, пробовал сам заниматься, делал читки и ставил пьесы...Но чего-то не хватало. И тогда подумал, что этот момент нужно кармически проработать для других и запустить эту «движуху».
Конкурс устроен очень просто: каждый раз публикуется анонс с указанием моей электронной почты, куда все желающие могут присылать тексты. Сам конкурс я продвигаю через группы VK и Facebook и на русских и иностранных агрегаторах, так как конкурс международный. Кстати, меня поддержали два очень крупных сайта — лондонский блог драматургов и нью-йоркский.
Номинация в конкурсе одна — «Пьеса, которую никто и никогда не поставит». Главный приз — 2 000 рублей. Премия проводилась три раза. В первый раз было два победителя — Аглая Юрьева с пьесой «Разговоры на кухне» и Марина Дадыченко с пьесой «Карась». Во втором конкурсе победила Джуно Хоай-Ферн из Малайзии с произведением «Пьеса без слов и действий».
В Красноярске состоится третье подведение итогов премии с названием «Камбербрэтч». Какие тексты? Какие темы? И почему такое название.
В мероприятие включены читки пьес авторов-победителей прошлых лет — пьесы из Великобритании и США «Высокий уровень воды» и «Противоядный». Последняя максимально короткая — буквально один абзац и появилась как едкий комментарий.
Все пьесы вечера не похожи друг на друга, темы совершенно разные: это и экология, тема сознания тяжёлой болезни, инвалидность, сознание на краю катастрофы, потоки образов и абсурд бытия.
Почему «Камбербрэтч»? Так как основный контент вечеринки — это читка неправильных пьес, мы подумали, что и название должно быть неправильным. Например, традиционно неправильно произносимая фамилия британского актёра Бенедикта Камбербэтча, которого как только не называют, например «Камбербрэтч».
Что такого «неправильного» в пьесах, которые присылают на НИМ?
Сегодня, в 21-м году, понятие «неформат» уже не такое четкое. Четыре года назад мне казалось, что пьеса, состоящая из разрозненных слогов, включающая графику и темы абстрактных миров никому не нужна. Тогда, в 2017-м это так и было. Сейчас, драматургия сильно поменялась. Возможно, благодаря конкурсу НИМ или «Любимовке», который тоже работает с экспериментальными текстами.По большому счёту термином «неправильная» я описывают пьесы, которые имеют малые или сверхмалые формы — это очень короткие пьесы из одного абзаца, одного слова, символа. Но при этом имеют такую динамичность, которая может скрывать в себе гигантские пространства. Также я ценю визуальность пьесы, когда включается шрифтовая работа, когда пьеса сближается с визуальной поэзией, комиксами, современными графическими партитурами в музыке.
Подробнее о премии здесь