Сегодня отмечается Всемирный день снега. Это международный праздник, который призван продвигать зимние виды спорта. Мы решили взять его за основу материала, но рассмотреть именно снег — прекрасное зимнее природное явление.
Картина «Первый снег», Россия, 1946
Автор: Аркадий Пластов
Аркадий Пластов — живописец, вышедший из народа и посвятивший ему своё творчество. В 1946 году он создал одно из самых лиричных своих полотен — «Первый снег». На картине изображены дети, стоящие на крылечке в лёгкой одежде и наблюдающие, как падает первый пушистый неторопливый снег.
Деревенские дети — отдельное самобытное явление в живописи Аркадия Александровича. Это один из самых любимых образов советского живописца. Его герои всегда свидетели того или иного события, или непосредственные его участники. Картины с написанными детскими образами всегда чуть более глубокие, чуть более теплые, чуть более эпичные.
Но это не простые дети — это герои, прошедшие войну, на их долю выпали сложные испытания, но они сохранили в себе эту лиричность и способность удивляться тихому и спокойному чистейшему снегу, радоваться новому дню и верить, что он принесёт им счастье.
В основу оперы легла одноименная пьеса-сказка Александра Островского про снежную девушку, которая не знала любви, а полюбив — погибла. Композитор не с первого раза проникся фольклорным сюжетом, но в итоге буквально влюбился в него, сам написал либретто, внеся изменения в оригинальный текст. Вся работа была завершена буквально за год.
После премьеры в январе 1882 года в Мариинском театре Александр Островский писал:
Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки.
Римскому-Корсакову свойственно особое отношение к женским образам. Его героини — образцы трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощение пленительной идеальной красоты.
Трансформация образа Снегурочки отражается и в её вокальной партии. Если в начале оперы её мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных). Кроме того, в опере прослеживается давняя любовь композитора к русской народной музыке, её особенному ритму, близким разговорным, выразительным интонациям, певучей мелодике. В «Снегурочке» Римский-Корсаков выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.
Его музыка живописна — воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстранённость Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.
Оперу «Снегурочка» можно увидеть в Красноярском государственном театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского
Все мы знаем, что на свете не встретить двух одинаковых снежинок, каждая из них уникальна. Но убедиться в этом лично — сложно. Во-первых, экземпляры слишком малы, А во-вторых, быстро тают. Но в Японии решили этот момент, создав настоящее царство снежинок со всего мира.
Основателем музея стал ученый Накая Укитиро, именем которого он и назван. Один из его залов полностью посвящён достижениям японского исследователя, который посвятил всю жизнь классификации снежинок, выявлению их особых свойств.
Основа экспозиции — высококачественные фотографии, сделанные современными камерами со впечатляющими оптическими возможностями. Для удобства ознакомления с фотоснимками в музее предусмотрена специальная винтовая лестница.
В течение долгих десятилетий светилам науки не удавалось сделать чёткий снимок снежинки, как не получалось детально рассмотреть эту маленькую пушистую красавицу под микроскопом. В наше время, именуемое эрой научно-технического прогресса, появилась возможность делать снимки высочайшего качества. Благодаря этому Японский музей снежинок представляет вниманию гостей со всего мира множество фотографий снежинок, красота и замысловатость узоров которых не оставляет равнодушных. Поражает не только количество экспонатов, но их неповторимость. Сделать детальные кадры помогает состав каждой красавицы — она на 95% воздушная. Это замедляет скорость падения, что позволяет не только любоваться летящим снегом, но и сфотографировать его в полёте.
Посетителям стоит одеться потеплее — музей находится в ледяных пещерах. Сама экспозиция расположена в красивых подвесных галереях. Экспозиция гармонично вписалась в снежные пещеры, которые в весьма короткий срок приобрели презентабельный вид.
Помимо снежной коллекции, музей гордится концертным залом, также устроенным в пещерах. Ценители со всего мира стремятся сюда, чтобы насладиться уникальной акустикой, выступлениями известных японских артистов