03 февраля 2021
Надежда Мальцева «Я ещё не знала, какую именно картину хочу вышивать, но точно знала, что это будет родной Суриков»
В Красноярске открылась выставка «Вышитая живопись». В экспозиции 18 рукодельных работ по мотивам мировых шедевров. Все картины создали участницы студии художественной вышивки «Афродита». Мы поговорили с руководителем студии Надеждой Мальцевой, которая поразила всех работой «Взятие снежного городка». С чего началось её увлечение и сколько лет она вышивала масштабное полотно по мотивам картины нашего прославленного земляка.
Об увлечении вышивкой
Вышивать я начала около 20 лет назад после того, как увидела картину у одной вышивальщицы. Это была авторская работа, пастельных тонов, с очень нежными переходами цветов. Я и раньше вышивать умела — крестиком, вышивали с мамой ковёр, подушки, но по-настоящему меня заинтересовала именно та картина. Мне было интересно — смогу ли я так? Попросила эту схему, вышила работу и с тех пор регулярно этим занимаюсь.
О «Взятии снежного городка»
Я вышивала «Мона Лизу» Леонардо да Винчи, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти — это мировые шедевры на все века. После этого решила, что хочу вышить работу Сурикова, нашего земляка. Даже не зная ещё какую именно работу возьму, точно хотела, чтобы это был родной художник. Потом уже выбрала «Взятие снежного городка», потому что она самая позитивная у него и потому что в Сухобузимском до сих пор продолжаются гуляния на Масленицу.
Начала обдумывать, как мне её сделать — картина большая, никто мне позировать, конечно, не будет, деталей не найти. Тогда я взяла в интернете хорошую фотографию формата А4 и пошла распечатывать на плотной бумаге. В одном месте мне не понравилось, какие оттенки получились — они были синие. А вот уже в одной компании на новом плоттере мне распечатали увеличенную версию картины в хорошем качестве. Уже дома я расчертила картину на клеточки по 2 мм и потом стала подбирать цвета.
Эту картину я вышивала три года. Процесс этот был с перерывами, конечно, когда потом подходила снова к работе, то не могла начать сразу, приглядывалась. Неделю ходила вокруг, чтобы войти снова в эти краски.
Когда я впервые увидела настоящую работу Василия Сурикова «Взятие снежного городка», её привозили из Санкт-Петербурга к нам, я думала, что никогда такую работу сделать не смогу. Это удивительная картина – как всё прописано, как замечательно сделано. Но через три года, когда картина всё же была завершена, пусть она может в каком-то месте не совершенна, но она мне понравилась, а это бывает не часто.
Особенно радует, как получились персонажи, которых надо было отдельно выделить — Крачковская, Новожилов, брат Сурикова и другие. То есть я должна была добиться сходства на картине мелкими стежками, когда полстежка, четверть стежка нужно было положить в определённом месте и определённого цвета. Какая это была тонкая и изощрённая работа, чтобы получилось похоже. Когда работа была закончена, я получила удовлетворение, что да, лучше я уже сделать не могла.
О творческих планах
У нас в студии «Афродита», во Дворце культуры «Правобережный», очень много направлений — это и бисер, и ленты, и нитки, и гладь, и крест, и многое другое. Сейчас я вышиваю в технике, которую давно забыли. Когда-то Надежда Тазова в Куйбышеве делала работы по филейной гипюрной вышивке, которые были отмечены на выставке ВДНХ бронзовой медалью. Сейчас уже никто этими работами не занимается и найти подобные невозможно. Только в Минусинске не так давно сделали три работы, которые привезли на краевую выставку «Мастера Красноярья». Вот там я их увидела и захотела тоже такой техникой овладеть. В данный момент уже сделала две салфетки. Планирую продолжать.
Уже 20 лет в Правобережном Городском дворце культуры работаю руководителем студии народной вышивки «Афродита», которая имеет звание народной. Через мои руки прошло очень много вышивальщиц, чем могу — помогаю. Когда-то я хотела быть руководителем сразу после школы, так что мечта сбылась. Правда, сейчас продолжаю работать не с детьми, а со старшим поколением.
Фото: Руслан Максимов/Культура24