31 марта 2021
Три в одном: картины, музыка, копии башни Эйфеля
В последний день марта свой день рождения празднует Эйфелева башня, названная в честь главного конструктора — Гюстава Эйфеля. Кстати, сам он называл её просто «300-метровой башней» (tour de 300 mètres).
Изначально башню планировали как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. А сегодня она — самая посещаемая и самая фотографируемая достопримечательность мира. Если не только увидеть вживую, то как ещё можно познакомиться с архитектурным шедевром?
Автор: Робер Делоне
Характерные черты орфизма — концентрические круги и диски контрастных цветов, создающие ощущение движения и ритма. Орфистские картины написаны либо на плоскости, либо представляют собой пересечение разных плоскостей.
Серия картин «Эйфелева башня»
Автор: Робер Делоне
Робер Делоне — французский художник, которого прославила серия работ, посвящённых Эйфелевой башне. Основные работы были созданы между 1909 и 1912 годами, а к 1928 году были добавлены и другие. Серия была написана в зарождающемся орфистском стиле, художественном движении, основанном Робертом, Соней Делоне и Франтишеком Купкой, которое добавило ярких красок и увеличило абстракцию кубизма.
Характерные черты орфизма — концентрические круги и диски контрастных цветов, создающие ощущение движения и ритма. Орфистские картины написаны либо на плоскости, либо представляют собой пересечение разных плоскостей.
Cтремясь показать динамизм городской жизни, художник экспериментирует с формой, светом и цветом. «Орфист» Делоне ищет способ выразить динамику и музыкальность ритма пересечением плоскостей, окрашенных в чистые яркие тона. Изображая трехмерную Эйфелеву башню в пространстве, имеющим всего два измерения, Делоне показывает ее с разных углов зрения одновременно. Части объема рыже-красной башни ломаются, наползают друг на друга, смещаются, как в калейдоскопе, что придает всей композиции динамический характер. По сути — это формальный эксперимент, в котором художник, конструируя объемную форму на плоскости, деформирует образ реального сооружения. В результате, башня выглядит более драматично и неустойчиво, чем на реалистических изображениях. Это в определенном смысле даже правдивее, поскольку именно так воспринимали Эйфелеву башню многие парижане на на рубеже XX века.
Музыкальный альбом «Tower Music»
Автор: Джозеф Бертолоцци
Джозеф Бертолоцци — американский композитор, который любит использовать в качестве музыкальных инструментов архитектурные объекты. В 2016 году гигантской перкуссионной установкой стала Эйфелева башня. На свой эксперимент музыкант получил официальное разрешение властей.
С помощью микрофонов, установленных на поверхности башни, музыкант сочинял и записывал оригинальную музыку, используя только естественные звуки самой Эйфелевой башни. Он барабанил по всем её поверхностям, созданными специально для этой цели инструментами, запускал в её полые конструкции металлические шарики и тому подобное. Полученные звуки композитор превратил в музыкальные семплы, из которых и собрал впоследствии альбом.
Бертолоцци берёт слушателя в красочное путешествие: от его смелой, открытой увертюры к нежным шепотам; от ритмичного вальса к мрачно авангардному звуковому ландшафту; от месива современных западных и древних индонезийских стилей до вулканического финала. Здесь композитор берёт на себя мировой памятник и возвращает музыку мира.
«Неотразимо», «Выбор месяца», «Прекрасное продолжение традиций одного из великих экспериментаторов XX века» — пестрили заголовки восторженных критиков и слушателей. Альбом «Tower Music» 2016 года занял 11 место в чартах iTunes Classical и 16 место в чарте Billboard Classical Crossover Music.Копии Эйфелевой башни
Копии одного из самых популярных мировых архитектурных сооружений можно встретить во многих странах мира. Большинство из них в точности повторяют внешний вид, но несколько ниже оригинала, а есть и превосходящие её по высоте.
В Токио находится самая высокая реплика, её высота — 333 метра против 324 метров у оригинальной. Самая известная «американская» Эйфелева башня находится в Лас-Вегасе и является частью казино Paris Las Vegas. Она вдвое меньше оригинальной версии. Рядом, кстати, копии ещё двух парижских достопримечательностей — Лувра и Триумфальной арки. Китай может похвастаться сразу несколькими башнями. Но особняком стоит город Тяньдучэн. Город во многом копирует Париж — 12 квадратных миль парижской архитектуры, фонтанов и ландшафтного дизайна. Здесь есть свои Елисейские поля и, конечно, Эйфелева башня. Она в три раза меньше оригинала — высота 108 метров. Нашу страну тоже не обошло копирование символа Франции. Прежде всего, стоит рассказать о реплике в селе Париж Челябинской области. Населённый пункт с таким названием просто обязан был установить копию. Причём, не самую маленькую — высота 50 метров.
Но нам, конечно, роднее всех красноярская башня. Она располагается в сквере по улице Весны и возведена в масштабе 1:21 с точным соблюдением пропорций. Общая высота Эйфелевой башни составляет 14 м 80 см — практически пятиэтажный дом. Сооружение было возведено в 2007 году из металла высшего качества. Инициатором создания уменьшенной копии Эйфелевой башни выступил собственник уютного французского ресторана, напротив которого сегодня и возвышается местная «парижанка».