26 октября 2021
«Снега больше не будет»: как смотреть польское кино?
В Доме кино стартуют дни польского кино. 28 октября покажут картину режиссёра Малгожаты Шумовской «Снега больше не будет». Киновед и кинокритик Анна Козак делится впечатлениями о фильме.
Зона отчуждения
В своём новом фильме «Снега больше не будет» кинорежиссёр Малгожата Шумовская, чьи картины неоднократно попадали в основной конкурс Венеции и Берлина, обратилась к нетипичному для себя жанру трагикомедии, чтобы представить видение жизни среднего класса. Она живописует мирное существование обитателей польской субурбии, которую нарушает появление загадочного Жени — уроженца Украины, получившего в результате Чернобыльской аварии сверхъестественные способности. Исцеляющий с помощью массажа и гипноза, герой меняет жизни других, спасая людей от одиночества, тоски и тревог, но кто же спасёт его самого?..
Забавно, что персонажи фильма, сообразно современным трендам, озадачены приведением в порядок как тела, так и духа.
Шумовская иронизирует над двойными стандартами в подходе к сохранению молодости и красоты, где «очищающие» практики соседствуют с поглощением алкоголя и антидепрессантов в немыслимых количествах, обнажая тем самым глубокую тревогу обитателей среднего класса, утративших эмоциональные связи даже со своими близкими. Через их повсеместное лицемерие и высокомерное отношение к мигрантам становится очевидным, что они живут в изолированном мире, испытывая невероятные сложности в общении как с другими людьми, так и с самими собой. Персонажи одержимы сохранением внешнего (да и внутреннего) преуспеяния, но терпят крах оттого, что отгородились от окружающих высокими заборами и плотно закрытыми дверями.

Потому появление массажиста Жени, пришедшего из ниоткуда и ушедшего в никуда, которого сами авторы фильма характеризуют как современного Воланда, можно было бы представить испытанием на прочность, подобным тому, которое Булгаков устроил для своих персонажей (и читателей) восемьдесят лет назад. Но Женя всё же лишён высокомерного отношения, и у него нет стремления ставить опыты над героями или проверять силу их веры. Женя — это современный сталкер, проникающий в «зону отчуждения», которой, по мнению Шумовской, становится любое мало-мальски изолированное пространство. Скупой на эмоции и на детали биографии персонаж всё же не становится функцией — посредством крупных планов, а также трэвеллинга камера как бы отдаляет от окружающего пространства современного «супергероя», для которого обособленность от окружающих и невозможность спасти всех становятся главными испытаниями.
Сокращение дистанции возможно только благодаря тактильному взаимодействию. Именно телесность, реализующаяся не только посредством сеансов массажа, но и через танцы, движения и прикосновения, становится способом разрушения холодности, изоляции — главного препятствия в восстановлении человеческих взаимоотношений и обретения мира с собой. Женя не только даёт героям надежду, но и возвращает к изначальному состоянию, пробуждая в них стремление к искренности. Поэтому выпадающий в финале снег, которого, если верить заглавию, больше не будет, становится символом чуда, покрова, укрывающего обитателей субурбии от тягот разобщённой жизни.

Не ограничиваясь тонкой иронией над современными реалиями, Малгожата Шумовская создаёт пространство, полное магического реализма, где мистика показана всё же неявно, либо вовсе сокрыта от глаз зрителя. Главным чудом становится возможность людей измениться, преодолеть собственную отчуждённость. Спасти всех невозможно, утверждает Шумовская, но стоит попытаться. И да будет снег.
Автор рецензии Анна Козак
Подробности на сайте Дома кино
Показы пройдут на языке оригинала с русскими субтитрами
Вход на сеансы свободный по пригласительным билетам, которые вы можете получить в кассе Дома кино
Возрастные ограничения: 18+
Показы пройдут на языке оригинала с русскими субтитрами
Вход на сеансы свободный по пригласительным билетам, которые вы можете получить в кассе Дома кино
Возрастные ограничения: 18+