28 декабря 2021
Константин Селин: «Мне нравится наивный путь в искусстве»
Режиссёрскую версию картины Константина Селина «Верните мои руки» впервые показали на большом экране. Документальный фильм рассказывает историю заведующего отделением микрохирургии и пластической хирургии Красноярской краевой клинической больницы Вадима Кеосьяна. О творческой коллаборации и важности картины поговорили с её авторами.
Начало пути
Константин: Александр Кузнецов, режиссёр из Красноярска, прислал мне видео Вадима, мол, посмотри, мне кажется это интересным. Я посмотрел, и меня впечатлила простота драматургии и законченность произведения. В фильме были все элементы драматургии кино: то есть человек до операции, в каком он состоянии потом, необычный процесс отчленения кисти, переживание за тех героев, кому Вадим делает операцию, а потом мы видим, как они пожимают друг другу руки и как Вадим хорошо шутит.
Ещё меня удивил выбор музыкального оформления — фильм был под музыку Высоцкого (смеётся). Я почувствовал — в этом точно есть кино, но нужно копнуть глубже... и тогда я позвонил Вадиму и спросил, почему он вообще этим занимается. На что он ответил: «Если не публикуешь, ты не существуешь».
Вадим: Когда он мне позвонил, я подумал, что это розыгрыш. Но потом он прислал ссылку на свой фильм про дальнобойщиков. Я посмотрел и понял, что Костя человек серьёзный, поэтому и согласился. Мне стало интересно принять участие в съёмках.
Тот фильм, с которого все началось, он о реплантации в 2017 году. У меня давно была мысль начать снимать некий фильм о врачах под музыку Высоцкого «Темнота впереди, подожди!». Когда меня из дома позвали на операцию, в голове уже была эта песня, и вся динамика подстраивалась под неё. Я начал снимать, как иду на по улице, вижу афиши, строящийся корпус Краевой больницы...
Второй аспект — такие операции очень тяжёлые, изматывающие, проходят во внеурочное время, и хочется, чтобы осталось и получился ещё один какой-то продукт. (фильм, — прим. ред.)
Первый фильм — это было чисто творчество и желание что-то ещё сделать. Дальше я понял, что эти фильмы также можно использовать как некую профилактику травматизма. И уже к третьему ролику я начал добавлять слова, говорить, чтобы люди были осторожнее. Ведь невозможно восстановить функцию при таких травмах полностью, она будет существенно нарушена.
Творческая коллаборация
Константин: На этапе создания кино, мне важно понимать, какой художественный метод выбрать. И мне интуитивно показалось, что свою съёмку я должен адаптировать под фильмы Вадима. Конечно, в фильме зрителю ясно, где моё видео, а где видео Вадима. Но я намеренно упрощал язык, чтобы показать взаимоотношение между врачом и пациентом. В итоге кино получилось очень простое, по-хорошему простое. Мне вообще нравится такой наивный путь в искусстве, ведь форма в принципе не важна — важно содержание, важна искренность, важен посыл. Я хотел, чтобы зритель уловил саму жизнь, которую я почувствовал.
И здесь мне важно было возвести Вадима в степень съёмочной группы, чтобы и он тоже прочувствовал то, что я в нём увидел. В каждом человеке есть то, что не остановишь, это стремление души что-то выразить, поэтому форма и не важна. У Вадима было стремление снять это всё.
О чём вышел фильм: две точки зрения
Вадим: Это фильм о работе микрохирургов и о наших пациентах. О том, что не всё получается хорошо. Фильм о хирургическом поражении, где мы видим преодоление пациентом себя и преодоление этой неудачи врачами. Мы видим мучения хирургов и возрождение пациента, даже если он остается без руки. Этот фильм — пропаганда достижений микрохирургии, чтобы обычные люди знали, на что мы, микрохирурги, способны.
Константин: Если говорить в общем, это фильм о человеке и враче. Враче в истинном смысле с его главным предназначением — спасать людей.
Это частная история врача и пациента и врача. Мы видим, как эти люди пересекаются в жизни: на операционном столе, в палате и на медосмотре... и всё. Мне хотелось показать, как их так жизнь сталкивает, а потом опять разводит. И так происходит постоянно. Когда их развёл обратно в фильме, один ушёл в свою жизнь, второй — в свои операции, свои трудности и новые вызовы, такие как COVID-19. И в этом главная идея — врач идёт спасать людей.
Чтобы подчеркнуть эти взаимоотношения врача и пациента, я старался убрать лишнее, оставить только самую суть...Получился такой мужской мир, у нас практически нет женских лиц. И эти отношения хотелось отразить. Мой любимый момент, когда Вадим даёт Юре конфету, а тот ему яблоко. То есть это такой добрый мир, немного сентиментальный... Всё-таки этот фильм про отношения. Отношения между людьми, и для меня это очень важная тема.
В фильмах Вадима меня поразили сами люди. Я не смотрю, как это сделано, меня больше интересует то что между строк. Как они смотрят друг на друга, как они друг другу относятся и как себя ведут. Первое, что я заметил на съёмках, это то, как Юра держал руку. Когда ему пришили кисть и замотали в гипс, он держал руку как младенца, прижимая к груди. Он бережёт надежду, что всё сложится хорошо.
Совет вдохновившимся
Константин: Мне кажется наш фильм показывает, как в простой форме можно выразить важное содержание. Если в тебе сидит то, что хочется высказать, особенно в творческой форме, будь то литература или кино, оно вырвется наружу в любом случае. Совет тут только один и в духе банальном (смеётся): «Чувствуй сердцем и рискуй».
Документальный фильм «Верните мои руки» смотрите в Доме кино до 9 января