18 февраля 2022
«Моцарт — лекарство для голоса»: «Свадьба Фигаро» в Енисейской Сибири
Работа над постановкой оперы «Свадьба Фигаро» совместно с зарубежными специалистами продолжается в институте искусств. Очередной этап — это работа студентов над речитативами, ариями и сценами с участием ансамблей под руководством баритона Германии Фердинанда фон Ботмера. Почему для проекта выбрано именно это произведение и что его связывает с прославленным сибирским баритоном Дмитрием Хворостовским — в материале далее.
Завершается второй этап проекта «Образовательно-творческий кластер Енисейской Сибири: к 60-летию со дня рождения народного артиста РФ Дмитрия Хворостовского». Подготовка постановки оперы «Свадьба Фигаро» идёт под патронажем представителей Российско-Германской музыкальной Академии при партнёрстве краевого министерства культуры и активном участии Фонда развития искусства имени Дмитрия Хворостовского.
Напомним, первые занятия с мастерами начались в сентябре, серией мастер-классов коуча из Германии Софии Муноз в онлайн-формате. 8 декабря в онлайн-занятиях с педагогом впервые приняли участие солисты Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского Анна Авакян, Сергей Самусев, Эдвард Арутюнян, Карина Радзион, Алдар Дампилов.
14 февраля в Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского приехал Фердинанд фон Ботмер — оперный певец и педагог из Германии. Это не первый его визит в Красноярск, он приезжал в декабре 2021 года вместе с Паоло Брессаном, дирижёром, и Николаусом Рексротом, художественным руководителем международной культурной организации RCCR Projects. Тогда они провели кастинг и занятия с солистами. Цель нынешней поездки Фердинанда — работа над речитативами, ариями и сценами с участием ансамблей.
Фердинанд фон Ботмер. Фото: Руслан Максимов/Культура24
Произведение «Свадьба Фигаро» Моцарта и Бомарше великое, потому что оно было великим для того времени, когда создавалось. Оно говорило о свободе людей от благородных господ и, в некоторой мере, свободе женщин от мужчин. Эта опера важна не только для красноярцев и студентов, а в принципе для людей, чтобы они ценили стиль классической музыки, который создает Моцарт. Возможно, после того, как мы поставим здесь этот спектакль, он войдёт в репертуар красноярского театра, — отмечает Фердинанд.
Говоря о выборе произведения, Вера Баранова, художественный руководитель проекта, вспоминает, что Дмитрий Хворостовский всегда поддерживал студентов, приглашал на свои концерты. Его ария Фигаро из оперы Джоаккино Россини — икона в оперном исполнении. В целом, любая из историй «Трилогии» Бомарше заслуживает отдельного места в репертуаре артистов оперы, подчёркивает она.
Опера «Свадьба Фигаро» охватывает многие аспекты, развитие в которых нам интересно: и память о Дмитрии Хворостовском, который исполнял произведения Моцарта, и полезный процесс вокальной музыки, и работа над речитативами. Мы выбрали ту оперу, которая будет полезна для студентов. Моцарт — он как лекарство для голоса: не вредит и полезен для оснащения. Конечно, это и работа над речитативами, с которыми помогает Фердинанд. Для студентов большой опыт — научиться мыслить по-итальянски. У нас на кафедре нет ни одного носителя этого языка, все мы русскоговорящие. Если студенты в речитативах овладеют итальянским, им потом будет гораздо проще петь другие оперы на этом языке. Это наша стратегия, — говорит Вера Павловна.
Проект несёт образовательную миссию. Часть студентов кафедры задействована в постановке и работает с приглашёнными специалистами, остальные посещают занятия в качестве зрителей, что приветствуется и их педагогами, и коучами.
На мастер-классах всегда полный зал: студенты пишут заметки в клавирах и даже готовы подстраховать друг друга на репетициях. Попасть в проект хотят, конечно, все, но понимают, что состав артистов подобран, в труппу выбрали самых лучших.
Взяли студентов, которые достаточно трудолюбивы и настойчивы для того, чтобы справиться с этой объёмной работой. Партия Сюзанны — это вся опера! Персонаж появляется практически в каждом действии без остановок, — рассказывает Наталья Линючева, студентка кафедры сольного пения и оперной подготовки СГИИ имени Дмитрия Хворостовского, выбранная на роль Сюзанны, — Бывают тяжелые моменты, потому что иногда нужно себя «сломать», ведь характер персонажа не всегда совпадает с твоим. Мне нравится этим заниматься, я очень рада. Трудности меня только подстёгивают. Благодаря коучам я стала больше понимать и музыку, и свою роль, раскрепостилась. Хочется постоянно двигаться вперёд.
Всю неделю участники проекта работали над ансамблями и дуэтами из оперы и только в последний день оттачивали сольное исполнительство. Кто-то по онлайн-связи с Софией Муноз (США/Германия), кто-то — с Фердинандом в «живом» режиме.
В следующий раз педагоги приедут в мае, однако занятия с ними не прекратятся. София и Фердинанд на протяжении двух месяцев будут давать мастер-классы в режиме онлайн.
В завершении проекта предполагается гастрольный тур с молодыми исполнителями по городам Енисейской Сибири. Музыканты трёх российских субъектов (Красноярский край, Хакасия и Тыва), а также Германии и Италии объединятся, чтобы создать достойный проект памяти выдающегося баритона XX века Дмитрия Хворостовского. Планируется, что опера будет представлена публике тремя разными составами артистов.
Организатор проекта: Ассоциация развития науки, образования и социокультурного проектирования в сфере искусств «Интеллект и культура» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.