26 февраля 2022

Артём Михалков: «Спортивные герои прошлого и их победы существуют вне времени»

На большие экраны вышел фильм «Мистер Нокаут». В его основе — реальные события из жизни прославленного советского боксёра Валерия Попенченко. Он был не только одарённым спортсменом, но и разносторонней талантливой личностью. Автор картины — Артём Михалков. В неё он вложил не только силы (работа велась больше трёх лет), но и душу. Поговорили с автором и узнали, каким будет самый зрелищный бой, как с Попенченко связан герой фильма «Рокки», чем эта спортивная драма отличается от других, и зачем нужна энергия предков.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Об идее, технологии боёв и фильме «Рокки»


Эта история про великого советского боксёра Валерия Попенченко. Важно понимать, что у нас не документальный фильм, а художественный. В нём рассказывается про любовь, преодоление, победу, страхи главного героя — этими сюжетными линиями и наполняется наше кино. Также мы делали ставку на отношения между тренером Григорием Филипповичем Кусикьянцем и его подопечным Валерием Попенченко. Как он привёл спортсмена к таким вершинам, через что.

Изначально я увидел документальный фильм про Валерия Попенченко, и мне очень понравилась его история. Был даже удивлён, что о нём ещё не сняли полнометражное кино. После нашёл книгу «И вечно бой», которая только усилила интерес к жизни этого великого человека. Тогда я понял, что это и зрителю понравится. Затем уже братья Пресняковы, авторы нашего кино, стали писать сценарий. Я уже говорил, что у нас художественное кино, но вдохновлено оно реальными событиями. В нём есть истории из настоящей жизни Попенченко, а есть какие-то домыслы для усиления сюжетной линии. Мы постарались сделать всё, чтобы зритель остался под впечатлением.


Для нас было важно сделать технологичными сами бои, поединки. На это мы потратили очень много времени и сил. С нами работал замечательный постановщик боёв Фёдор Старых и оператор-постановщик Юрий Никогосов. Вот такой троицей мы и придумывали, как сделать эти бои интересными. Хочу отметить, что в них есть и большая драматургия. В финале нам хотелось, чтобы зритель как бы оказался в ринге с нашими боксёрами.

Изначально, когда мы только приступали к изучению боксёрских поединков, оказалось, что ударов существует не так уж и много. Получается, они не так интересны, грубо говоря, для зрителя. В связи с этим была придумана целая съёмочная и постановочная технология, чтобы как раз создать для зрителя эффект присутствия в ринге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Помимо этого, конечно же, есть история любви, есть и страхи главного героя, есть отношения непростые с тренером, то, как они прошли этот путь к победам. Интересно, что даже в фильме «Рокки», который снимали в 1976 году, тренировки главного героя и отношения с наставником были взяты из реальной жизни Валерия Попенченко и Григория Кусикьянца. Оказалось, что все эти необычные подходы к воспитанию большого спортсмена — не выдумка, а похожие занятия проводил Кусикьянц. Я напомню, что он водил боксёра на балеты, Валерий Попенченко знал много стихов, играл в шахматы, замечательно говорил на разных языках, это помимо того, что он был шестикратным чемпионом нашей страны, двукратным чемпионом Европы, победителем олимпиады и единственным советским боксёром — обладателем Кубка Вэла Баркера. Вот такой человек — был фантастически талантлив не только в боксе, но и в науке, был военным инженером и многое другое. Поэтому и наш герой — он олицетворение не только боксёрских достижений, но и не связанных со спортом. Это всё очень важно, не по праву о нём долго не вспоминали. Мне кажется, что всё-таки настал момент вспомнить героев. И наш фильм как раз будет в помощь.


О спортивных драмах и дуэте Хориняк-Безруков


Несмотря на то, что было снято очень много разных спортивных драм, у нас всё же была чуть сложнее задача. Бокс — спорт на двоих, действие в одном ринге происходит, это не командная игра, когда можно где-то и спрятаться за спину другого. Чтобы сделать бокс интересным нужно всего лишь два отличных боксёра и хороший бой. Вот эта задача оказалась как раз очень непростой, но мы с ней справились. Это был для нас реальный вызов. При помощи всех современных съёмочных технологий, с потрясающей работой большой творческой команды, кто болел и радел за проект, фильм состоялся. Несмотря на то, что делали мы его достаточно долго, на создание у нас ушло 3,5 года. Мы встретили много разных приключений в процессе, это были и остановки по занятости артистов, сложная ситуация, когда COVID появился, и с финансированием проблемы. Мы всё это прошли, и я безумно рад. Моя мечта была сделать этот фильм и для меня важно, чтобы зрители по всей стране увидели наше кино. Потому что он был сделан честно и для всех. Наверное мы отличаемся от других спортивных драм именно какими-то историями, связанными в принципе с жизнью героя, с особым подходом к созданию сцен боёв. Мы делали очень технологичный и современный фильм, при этом, оставаясь винтажной историей. Сложно было подбирать и объекты съёмочные, и костюмы. Но мы как-то вот прошли этот долгий путь, и я счастлив, что его итоги уже можно увидеть в кино.

Я всегда хотел, чтобы именно Виктор (Виктор Хориняк — уроженец Минусинска) играл эту роль. Его фактура, его характер, они совпадают с моими представлениями о героях и о ком идёт речь в фильме. И ещё, когда были пробы с Сергеем Витальевичем Безруковым, я понял, что это очень хороший дуэт, который может быть реально интересен зрителю. В жизни у Валерия Попенченко и Григория Кусикьянца были сложные отношения. Про боксёра ещё и писали, что он корявый и у него стойки нет. Было достаточно интересно показать, как смогли такие разные между собой люди, прийти к таким высотам. При всём, можно сказать, что Кусикьянц отчасти заменил Попенченко отца, который погиб на фронте. То есть было всё в их жизни, в том числе доверие, была проделана колоссальная работа. Как-то вот они совпали, потому и достигли больших результатов.

 

О сопереживании и творческих местах силы


Мне кажется, что такие спортивные герои прошлого и их победы существуют вне времени. И, конечно, хотелось, чтобы молодой зритель пришел и сопереживал главным героям, это очень важно. Действительно были победы, представьте, вот в то время, он был единственным советским обладателем кубка Вэла Баркера, замечательно говорил на английском языке. Всё это вызывало большое уважение, потому что тогда почти никто не выезжал заграницу. И тот, кто вручал ему этот кубок, сказал: «Вы так хорошо говорите по-английски. Мне очень хотелось, чтобы мой сын был похож на вас».

Если были в стране такие герои, о них надо помнить, говорить, я не вижу в этом ничего страшного. Знаете, раз это было понятно в то время, значит будет понятно и сейчас. И не важно какое ты снимаешь кино: о прошлом, о настоящем, о будущем, тем более о будущем. У меня ощущение, если зритель сопереживает нашим героям, в какое бы время это не происходило, то наша задача, как производителей фильмов — правильна. Это взаимопонимание очень важно. Хочется, чтобы и у нас на сеансах люди погрузились в то время и прожили события вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Помню, мы снимали в Санкт-Петербурге в Русском музее. В один из перерывов ко мне подошла хранитель и спросила, знаю ли я, что буквально этажом ниже висят картины моего прадеда Петра Кончаловского. Я сходил и, знаете, зарядился какой-то энергией своих предков, корней. Это очень важно, когда ты что-то создаёшь, этой энергией питаешься.

Помню, как мы приезжали в Красноярск, правда, давно это было, с отцом, дед Сергей Владимирович ещё был жив. Мы посетили дом Сурикова, и это было замечательно. Даже сохранился архив, как мы сидим, пьём чай, была вся семья, молодые такие, смеялись, какие-то истории рассказывали. Это самые тёплые воспоминания, наверное, которые у меня остались от таких больших семейных сборов. И это было именно там в Красноярске, в Сибири. Энергия предков — она очень большая, ты питаешься от неё. И эту энергию нельзя симулировать: она либо есть, ты её чувствуешь, либо нет. Вот мы тогда её чувствовали очень хорошо. Даже отец, когда приезжал в последний раз, посещал дом Сурикова и заряжался. И помню была история, когда он снимал какую-то часть из фильма «Сибирский цирюльник», он даже ночевать оставался у прадеда. Видимо, это была такая потребность на генетическом уровне в этой мощной энергии. И это нужно для работы, для творчества. Я очень рад, когда есть возможность приезжать в Красноярск. Именно здесь очень чувствуются корни.


Фото: Личный архив режиссёра, кадры из х/ф «Мистер нокаут», Александр Паниотов/Культура24.

На сеансах действует «Пушкинская карта»

Читайте также