31 марта 2022

Фридрих Липс: «Музыка должна интересовать каждого человека в той или иной степени»

В марте отмечается Всероссийский День баяна, аккордеона и гармоники. В прошлом году грандиозно прошёл в Красноярске Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «Народные инструменты» в номинации «Баян и аккордеон». Председателем жюри тогда выступил Фридрих Липс — народный артист России, профессор, заведующий кафедрой баяна и аккордеона Российской академии музыки имени Гнесиных. Мы пообщались с именитым музыкантом и узнали всё о баяне, гастролях молодёжи и мечтах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /


О конкуренции и престиже профессии музыканта

Помню, у нас в 60-е годы, по конкурентоспособности самыми престижными были фортепиано и баян. Туда был наибольший конкурс. К сожалению, сейчас уже не так, где-то мы растеряли привлекательность, может быть и престиж самой профессии. Не хватает денег на культуру в целом, на образование. Может, поэтому родители порой и думают: «а сколько будет ребёнок получать, когда профессию получит?». Часто бывает, что ученик способный, а вместо того, чтобы поступать в училище или вуз, идёт на какую-то техническую специальность или на менеджера и так далее.

Вспоминаю своё детство, у нас в общеобразовательной школе столько кружков было разных – хор, театр, много чего. Потом открылась музыкальная школа, спортивная. Дети как-то были заняты во внеучебное время. Это очень важно, тем более музыкой. Понимаете, музыкальная школа не воспитывает профессионалов из всех, есть отдельные заведения для особо способных детей, это в целом художественное образование, которое должно у человека быть. Неважно работник какой специальности или направления, если он идёт в филармонию на концерт или на выставку в музей. Это всё многообразие нашего бытия. Музыка в целом должна интересовать каждого человека, в той или иной степени. А что касается конкретно баянистов, отмечу, что сейчас конкурс слабее гораздо, к большому сожалению.
Когда ребята вырастают, становится профессионалами, каждый находит какую-то свою нишу, кто-то по серьезной академической стезе идёт, кто-то более популярной, кто-то в народную. Вспоминаю, когда я приехал с первой премией конкурса, который прошёл в Германии (международный конкурс в Клингентале (Германия, 1969)), меня сразу пригласили на телевидении, я играл там в программе Элеоноры Беляевой «Музыкальный киоск». Несколько раз меня туда приглашали, делали передачи по 30, 45 минут со мной, представляете, по первой и второй программе телевидения. Сейчас, разве можно себе такое представить? Есть, конечно, телеканал «Культура», но опять же – это такой особый канал, что не каждый на эту кнопку и включит.


О конкурсах


Как однажды сказал Уинстон Черчилль: «Демократия – не лучший строй. Но лучшего я не знаю». Так и у нас, конкурсы - не лучший способ выявления талантливых ребят, но пока лучшего нет. Конкурс определяет лидеров своего поколения и без него трудно себе сделать имя. Куда бы мы не посмотрели, везде есть конкуренция, то есть должна быть такая битва между собой, тогда выявляется сильнейший.

У нас конкурсов избежал, пожалуй, только пианист Евгений Кисин. Он так ярко себя проявил в детстве, что его сразу менеджеры захватили, сделали гастроли и записи. Поэтому, наверное, ему конкурсы не нужны были, но это редчайший случай. С другой стороны, в мою молодость, когда я принимала участие в конкурсах, их было раз, два и обчёлся, а сейчас миллионы. Особенно с этой пандемией – сплошные онлайн, которые я терпеть не могу. А вот Всероссийский конкурс (Всероссийский музыкальный конкурс) – он солидный. Во-первых, проводится раз в четыре года, то есть он уже событие, а во-вторых, он действительно охватывает все регионы и выявляет имена лучших вот на данный момент, среди этого поколения молодых ребят.

О гастролях и заинтересованности публики


Знаете, нам реально сейчас не хватает гастролей молодых музыкантов, да и известных тоже. Вот, помню, нас после конкурса пригласила к себе министр культуры Советского Союза Екатерина Алексеевна Фурцева. Она нам дала ставку, дала право на сольные концерты и мы молодёжь стали гастролировать. Сейчас такого нет. Или вот раньше лауреат был штучный продукт, сейчас лауреатов пруд пруди, потому что конкурсов миллион. Вот я лауреат всего одного конкурса, а сейчас лауреатами становятся по 20-30 раз, а толку? Гастролей нет, какого-то менеджмента нет. Я бы возродил систему «Росконцерта», которая организовывала гастроли молодым музыкантам, и они не просто один концерт играли, а могли давать по 10,12,16. Можно не давать большие гонорары, сделать небольшой, но вот ты сыграешь несколько концертов и уже скопится какая-то сумма, можно жить дальше, готовить следующую программу, работать. Гастрольную систему нужно налаживать. У других ещё музыкантов как-то более-менее складывается, а вот баян, домра, балалайка они как будто не могут вылезти из этой среды. Вот этого очень не хватает.

Мне кажется должна быть колоссальная государственная политика для развития музыки и культуры в целом, надо направить много средств, тогда и умы в сферу пойдут и можно будет многого добиться. Помню, какие-то десятилетия назад, я много гастролировал, давал по 50 концертов. Мы выступали и в областном центре, и в малых городах. У вас я не только в Красноярской филармонии играл, но и на других площадках, уже в малых городах края. Всегда там были полные залы, родители с детьми. С самых юных лет приобщали. Сейчас, наверное, крупные исполнители уже не ездят так, у меня ощущение, что не до этого им. Так мы же в итоге поколение публики теряем, я уже не говорю про исполнителей. Поколение публики, которая отвыкла, что может приехать пианист или скрипач, баянист – сыграть сольный концерт, где зрителю нужно выслушать и классику, и современные композиции. В общем, это беда нашего времени, мы всё время живём каким-то будущим, что вот должно всё наладиться, вот скоро всё будет.




О счастье

Совсем счастливым может быть только идиот. Вот я написал три книги и последняя вызывает особый интерес. Это книга воспоминаний. Знаете, часто мемуары пишутся о том, какой сложный путь, как автору все мешали и т.п. Я абсолютно этого старался избежать, то есть писал в основном не о себе, а о людях, с которыми общался. Это в большинстве композиторы были. Говорят, что интересно читать, даже в метро проезжают свою станцию. В этой книге  мне удалось сконцентрировано изложить своё бытие. У меня есть удовлетворение во многом. Конечно, что-то что не успелось, в основном из-за нехватки времени, но в целом, я доволен судьбой. Не стоит гневить Бога, говорят. Я чувствую себя на своем месте.

Читайте также