Инклюзия изобразительного искусства: «Абилимпикс» в Суриковском училище
Второй год в Красноярском крае компетенция «Изобразительное искусство» включена в региональный этап Национального чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс». Центром этого направления в крае является художественное училище имени Василия Сурикова. О том, как здесь проходит чемпионат, кто принимает в нём участие и как это помогает развитию инклюзии, мы поговорили с Ларисой Форостовской, начальником методического отдела училища.
В прошлом году мы выиграли конкурс и стали ответственными за развитие компетенции «Изобразительное искусство». Тогда же впервые приняли участие в чемпионате, но на площадке базовой организации. В этот раз мы впервые принимаем гостей – участников чемпионата — на площадке училища, в двух категориях — школьники и студенты, почти 30 участников. Ребятам здесь нравится, всё проходит очень благожелательно и добродушно.
География участников широкая — есть школьники из Минусинска, Дзержинского, студенты из Лесосибирска, Канска и других населённых пунктов. Задания для школьников и студентов разные. Школьникам нужно написать декоративную композицию, им заранее даётся задание. Буквально накануне мы им озвучили тему: «русские народные промыслы», и сегодня они по представлению рисуют композицию. Каждый выбирает свои материалы, гуашь или акварель, кто-то рисует карандашом. Мы серьёзно готовились к мероприятию, все заранее подготовили, чтобы ребятам было комфортно. У студентов задание — нарисовать поставленный натюрморт.
Среди участников есть ребята глухонемые, есть с ментальными нарушениями, в прошлом году была девочка с нарушением опорно-двигательного аппарата, но это не мешает им добиваться успехов в рисовании. У нас в Училище тоже учатся инвалиды, они, конечно, принимают участие в этом конкурсе. мы с ними работаем. Нарушения не мешают им приобретать профессию. В прошлом году наш студент Илья Лорингель занял 1 место в региональном чемпионате и прошёл в Национальный этап VII чемпионата, который должен состояться в августе этого года в Москве. Илья хорошо учится и принимает участие не только в Абилимпиксе, но и в других профессиональных соревнованиях наравне с обычными ребятами.
Ребята к участию в событии относятся ответственно, готовятся, волнуются немного. Мы попытались создать здесь все условия для них, понимаем, что им немного сложнее. Здесь нам очень помогают волонтёры. По первому зову они тут — рядом с ребятами. Это, в том числе, сглаживает стрессовую ситуацию. Задание длится три с половиной часа с перерывом на 15 минут, чтобы можно было немного отдохнуть. Мы выбрали такие кабинеты, чтобы всё было рядом и ребята чувствовали себя спокойно.
Мне кажется, что инклюзивное образование имеет очень большой воспитательный эффект. Особенно для здоровых ребят, которые стараются помочь своему однокурснику, который немного ни такой, как они, которому нужна иногда помощь. От этого ребята становятся добрее, тактичнее. У нас на первом курсе обучается мальчик-аутист. Сложно бывает, и ребятам, и преподавателям. Но вы бы видели, как его опекают однокурсники, сразу атмосфера в группе лучше. Эти дети, они душевнее становятся — вот настоящая инклюзия. Я за то, чтобы такие дети учились в группе со всеми, если они могут. Конечно, парень социализируется, но вот он один, а их девять, и они все становятся добрее. Это очень важно.
У Училища постоянно улучшается материально-техническая база, в том числе и для ребят с особыми потребностями, чтобы им тут было комфортно. Например, у нас есть подъёмник. Детей, которым он сейчас нужен, нет, но вот условия уже созданы.
Фото: Руслан Максимов/Культура24