29 апреля 2022

Наталья Горячева: «Профессия актрисы дает мне внутреннюю свободу»

В спектакле «Самоубийца», премьера которого состоится 30 апреля, Наталья Горячева сыграет Маргариту Ивановну Пересветову. Пьеса Николая Эрдмана высмеивает нравы раннего советского общества, где жизнь человека никого не волнует, а его смерть вдруг становится ходовым товаром. Прошло уже почти сто лет — но ни сама комедия, ни характеры её персонажей нисколько не устарели.

Фото: Архив Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина 

 

Фото: Архив Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина 

 

Фото: Архив Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина 

 

Фото: Архив Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина 

 

Фото: Архив Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина 

 

1 /

В чём, на твой взгляд, трагедия этой женщины?
 
Она понимает место, определенное ей жизнью, но ничего не может изменить и пытается принять всё, как есть. Осознает свой масштаб актрисы и личности, но что с этим делать в тех условиях, куда её забросило стечением обстоятельств? Приходится находить компромиссы, но периодически возникают патовые ситуации. Мне кажется, вынужденная необходимость поиска компромиссов и принятия их в той или иной мере созвучна каждому из нас.

Можно ли провести здесь параллель с твоей собственной жизнью, когда тебя приглашали работать в Москву, но ты в итоге всё же предпочла Красноярск?

Нет, к счастью, в этом вопросе мне не пришлось разрываться и искать компромисс, у меня всё сложилось правильно. Галина Борисовна Волчек, с которой мы познакомились на гастролях её театра «Современник» в Красноярске, оказалась права: я не смогла бы разделиться между семьей и профессией. Поэтому когда уехать из Сибири было невозможно по семейным обстоятельствам, я это приняла и успокоилась. А сейчас уже совершенно не хочу никуда переезжать. Возможно, потому, что наблюдая за переменами в театральной жизни Москвы — за объединением театров, нервозной сменой их руководства, — понимаю, что не готова тратить на это свои душевные силы. А ещё я очень дорожу творческим союзом с Олегом Рыбкиным — это большая часть моей жизни, безусловно, счастливая. Здесь мне хорошо.

Олег Алексеевич обратил на тебя внимание ещё в Музыкальном театре и стал приглашать в свои спектакли. Что вас профессионально соединяет почти пятнадцать лет, в чём мостик взаимопонимания?

Трудно объяснить — это какое-то незримое партнерство. Мне комфортно с ним работать — чувствую себя соавтором, создающим что-то внутри его концепции, его идеи мне созвучны и понятны уже на стартовых читках. Он обладает концептуальным мышлением художника, что большая редкость. И его метод работы над спектаклем мне очень импонирует. Например, Олег Алексеевич давно знает, что я не люблю учить текст, у меня это просто не получается. Поэтому к премьере мой личный результат для меня самой сомнительный, всё сыро, но его это не смущает. В моем воображении моя героиня сразу складывается целиком, но нужно сыграть не один раз, чтобы проявились разные краски — требуется время, чтобы встроиться в его режиссерскую многомерную концепцию со всеми ее планами. Мне интересно это ощущение невыученности, оно мне очень нужно — я всегда волнуюсь перед выходом на сцену, и мое тело включается только так, никак иначе. А дальше за счёт волнения всё переходит в другое качество, и я начинаю получать удовольствие. Видимо, мне необходима такая свобода — она движет меня вперёд.

Фото: Архив Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина 

 

Фото: Архив Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина 

 

Фото: Архив Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина 

 

1 /
 
Что именно вызывает в тебе волнение, это как-то зависит от сложности роли?

Да ничуть! Например, посреди спектакля «Чик. Гудбай, Берлин!» у меня есть эпизодическая сцена, где я играю Женщину с огнетушителем. Сижу, жду своего выхода, совершенно расслаблена, могу заниматься чем угодно — в интернете зависать или смотреть на молодых партнёров из рубки оператора. Но когда наступает пора идти на сцену, и я беру огнетушитель — меня вдруг начинает колбасить. Хожу туда-сюда, зуб на зуб не попадает — вот такое состояние внутри, буквально минут за шесть до выхода. Сколько лет играем, а я ничего не могу изменить. Вот что это?

Это к вопросу о выучивании текста — он присваивается другими механизмами, и моё счастье, что Олег Алексеевич это понимает. Может пройти год или больше, когда вдруг приходит осознание, чего же он от меня хотел. Скажем, в финале спектакля «Алиса едет в Швейцарию» моя героиня Алиса, собираясь уйти из жизни посредством эвтаназии, говорит умерщвляющему её доктору Штруму, выделяя это интонационно: «Ма-ма». Она дает ему понять, что маму нельзя оставлять на свете, та не выживет без дочери. Я долго этого не понимала, поначалу у меня финальное слово звучало как трагическое прощание с самым близким человеком. А потом до меня дошло: нельзя допустить, чтобы мама покончила жизнь самоубийством, и Алиса даже не просит, а требует, чтобы доктор убил маму, взял за нее грех на душу. И тот кивает понимающе. Олег Алексеевич хотел этого результата, но я сама должна была к нему прийти. Он знал, что на начальном этапе что-либо объяснять бессмысленно: мне необходимо было пропустить эту историю через себя, прожить ее на сцене, переосмыслить — и только тогда мог логично родиться такой финал, никак иначе.

Какая для тебя самая значимая роль у Рыбкина?

В настоящий момент — однозначно мадам Чиссик. Причем первый её монолог у меня долго не получался — лишь со временем он стал рождаться, звучать ироничнее. Да и сам персонаж — он же не центральный, один из многих в пьесе Лагарса. Но сколько я с ним работаю, все время возникают разные акценты.

У меня, кстати, это не первая роль актрисы в биографии — у Олега Рыбкина я сыграла Памеллу Брент в «Пулях над Бродвеем», очень любила эту свою незадачливую «даму с собачкой». А ещё у меня есть собственный авторский моноспектакль «Жизнь актрисы — короткий анекдот», собранный из образов моих самых любимых героинь.

Анекдот действительно короткий?

Абсолютно. Анекдотичное ощущение времени, ты просто не успеваешь себя в нем осознать: вроде бы совсем недавно играла Аленушек, и вот уже пошли бабки, одна за другой. Правда, я сразу начинала с Бабы Яги. (Смеётся.)

Режиссёр Владимир Гурфинкель как-то пошутил, что время от времени изменяет своей верной жене-драме и ходит налево — то в оперу, то в оперетту. Тебя тянуло на сторону?

Ага, особенно в балет: сначала выходила в образе Мадам, распорядительницы ресторации, то есть борделя, а сейчас исполняю роль Диктатора в «Ленинградской симфонии» — ну разве это не анекдот, скажи? Как можно представить меня в балете? Нашлось же применение.

А если серьёзно, я никогда не теряла связи с музыкальным театром. Помимо балета, у меня несколько работ в антрепризе. Сейчас, когда стала приращивать внутренние связи в нашем с Георгием Дмитриевым спектакле «ВЫСОцКИЙ», начала, наконец, кайфовать — потому что расслабилась, освободилась от текстов, легко использую свои вокальные данные. Но вот опять же анекдот. Обычно я до последнего пользуюсь шпаргалками, и в «Героях» мне на репетициях девочки подавали пюпитр, на нём листочки с текстом. Олег Алексеевич смотрел на это молча. А потом однажды я махнула рукой, и все листочки чуть не разлетелись. Подумала тогда, что если такое вдруг случится на премьере, мне совсем каюк, и рискнула выйти без пюпитра, хотя и очень боялась. Но то же самое произошло на «ВЫСОцКОМ»! Двинула в эмоциях на репетиции рукой — Господи, как всё полетело, а я же ни строчки не знаю. На премьере хваталась за этот пюпитр, чуть со страху не умерла, не помню, как спектакль отыграла. Жалуюсь потом Жоре: «Зачем мне такая нервотрёпка, как потом на глазах у зрителей листочки собирать — это же цирк! Нет, лучше я всё же выучу текст». Он обрадовался: «Слава тебе, Господи, следующий спектакль поём наизусть, ты сама сказала!» И спектакль действительно задышал по-иному. Как и «Баллада о зове плоти» на немецком языке в «Героях» — это же несравнимо сейчас с тем, когда я пела с пюпитром. Но всё, опять же, потому, что не сразу успеваю присвоить слова — мне нужно время и внутренняя свобода, чтобы играть, играть, а дальше все само собой устаканится. Единственный спектакль, где мне необходимы именно листы с текстом — это «Ленинградская симфония». Я зачитываю там цитаты Гитлера, Муссолини, Молотова, де Голля, Черчилля, японского императора Хирохито — там всё перемешано. А в финале все эти обрывки языков не имеют значения. Главное — энергия, поднимающая огромные массы на то, чтобы слепо убивать друг друга. Мне хочется протранслировать, что война беспола по своей сути. Но если все эти цитаты выучить, получится, что я уже что-то изображаю, играю некую роль, а здесь это совершенно ни к чему.



Лет десять назад ты подумывала перейти в образование или, возможно, попробовать себя в менеджменте, но так и не ушла из театра. Что тебя держит в актёрской профессии?

Периодически у меня возникает ощущение бессмысленности, когда я не понимаю, зачем мне заниматься этим дальше. Пожалуй, это происходит, когда играю что-то уже знакомое, то есть невольно повторяюсь. Но чтобы совсем уйти из театра — нет, такой мысли давно не допускаю. Потому что только здесь я могу по-настоящему реализоваться, именно эта профессия дает мне внутреннюю свободу. Я от неё кайфую, жду репетиций, каждого выхода на сцену. Хотя и понимаю, что пришло время, когда профессия начинает убивать. Почему? Хочешь ты или нет, но за годы жизни мозг перевёл в рефлексы некоторые ощущения, включающие тебя в работу. Например, когда вечером стоит сложный интересный спектакль, ему подчинен весь день. Поневоле волнуешься, этот страх невозможно исключить — организм испытывает стресс, таковы издержки профессии. Но с возрастом я стала понимать, что нужно учиться полноценно жить вне театра. Да, у меня всегда была масса различных интересов, но я не воспринимала их наравне с театром. Теперь хочется немножко сместить приоритеты, научиться сохраняться и в какие-то моменты не думать о профессии.

И всё же именно в драме я всегда ощущала себя на своем месте, ни от одной роли не отказывалась. В драме у актёров возраст и фактура не столь важны, как, например, в мюзикле — всё зависит от концепции режиссёра. Если есть желание работать, то история под названием «Театр» растянется на всю жизнь.

Читайте также