14 июля 2022
«Куржа» как раз отображает узорное многообразие Севера
О том, как труднодоступные территории популяризуют этнические направления, об особенностях холмогорской резьбы и разнообразии ремёсел русского Севера рассказала Наталья Никонова, идейный вдохновитель проекта «Куржа — кочевая мастерская ремёсел Севера» из посёлка Северо-Енисейский.
Со своего первого выездного мероприятия накануне вернулся проект «Куржа — кочевая мастерская ремёсел Севера» — один из получателей субсидии конкурса социально значимых проектов в области культуры и искусства, который минувшей весной проводило министерство культуры края в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Об его итогах мы рассказывали не так давно.
Проект «Куржа — кочевая мастерская ремёсел Севера» реализуется Фондом «Золотое Сердце» при финансовой поддержке министерства культуры Красноярского края, в рамках программы «Искусство Севера». Партнёры — Арктический центр культуры и Централизованная клубная система Северо-Енисейского района. Особенно знаковым проект можно назвать в свете того, что стартовал он в 2022 году, который объявлен президентом страны Годом культурного наследия народов России.
Первой точкой маршрута стал недавно завершившийся XVIII Международный фестиваль этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири», где мастерская представила свою локацию на площадке «Притяжение Таймыра» в Этнодеревне.
Все четыре фестивальных дня своим опытом с гостями площадки делилась Зоя Олехова из Архангельска — одна из участниц проекта, мастер холмогорской резьбы по кости с сорокалетним стажем (Ломоносовская школа резьбы). Её произведения находятся в частных коллекциях Канады, Чехии, Америки, России, Израиля и даже у индейцев племени Майя.
Зоя Олехова (слева) и Наталья Никонова на фестивале «МИР Сибири» в Шушенском
Радовала гостей творчеством также идейный вдохновитель и создатель «Куржи», жительница посёлка Северо-Енисейский Наталья Никонова — мастер этнических украшений в северном стиле. Более 30 лет Наталья занимается изготовлением различных видов национальных изделий, изучает их историю. Владеет навыками вышивки бисером, резьбы по кости, ткачества, плетения и другими, организует выставки, ярмарки, этноконцерты.Вот у неё то мы и узнали все подробности, задали много вопросов и далее даём слово мастеру.
«Продвижение этники — это моё хобби»
Фонд «Золотое Сердце» создан мной, занимаемся благотворительными и социальными проектами. У нас есть программа под названием «Таланты из глубинки», хочется, чтобы она работала достойно и интенсивно. Кроме того, я занимаюсь продвижением этники, этнических направлений в области культуры и искусства — это чисто лично мое хобби. Соответственно все проекты, которые выигрывал фонд, и лично я, связаны с продвижением искусства, ремесленничества, исконных традиций преимущественно народов Севера и Сибири. Первый проект, грант на который мы выигрывали в 2020 году — «Искусство Севера» — он по сути является основой для всех последующих проектов, из него логически вытек и нынешний.
Мне давно хотелось бы иметь передвижную мастерскую, в которую можно было бы приглашать мастеров с огромным опытом в части именно ремёсел Севера — так родилась идея проекта «Куржа»
Так как фонд находится в таежной глубинке — регулярно ищем какие-то субсидии, средства для того, чтобы была возможность показать, как можно большему количеству людей такие вот таланты, и как можно больше людей вовлечь в этот проект. Поэтому и придумана концепция передвижной мастерской. «Куржа» отображает узорное многообразие Севера»
Мы не спроста выбрали это название для кочевой мастерской Севера. Это слово может отразить всё узорное многообразие северных мотивов. Что такое Куржа? Куржа, куржак, куржавель — изморозь, морозные узоры, которые образуются на дверях, окнах, деревьях, кустах... Это, возможно, самое яркое впечатление от красоты зимней природы, которое Бог дал северянину.
Название это мне подсказала Зоя Витальевна, с которой мы знакомы уже много лет. Она из Архангельска — это Север, русский Север — можно сказать, другая сторона России.
«Куржа» как раз отображает узорное многообразие Севера. Как иней, как изморозь, которые рисуют красивые орнаменты и узоры на всем — деревьях, ветках, травинках, окнах. Это является вдохновением для художников, мастеров, ремесленников и даёт творческий подъём. Ведь по большей части всё всегда делалось зимой — летом ремесленники, как правило, заняты огородами, прочими сезонными делами, а зимой как раз творят. Как говорит Зоя Витальевна, именно холмогорская резьба отличается ажурностью, которая похожа на куржу. Именно холмогорская резьба отражает северные мотивы, потому что она ажурная и прорезная — на севере Сибири такого нет.
Китай, Таймыр и Русский Север
Вообще мы тут прошли по музеям красноярским и в каждом нашли шкатулки XVIII века, ларцы, которые делались на Ломоносовской фабрике. Это узнаваемая резьба и, пожалуй, одна из самых брендовых для России. Иметь такой ларец считалось верхом изыска — в них хранили драгоценности богатые люди.
Такая вещь очень приближена к китайской резьбе — тончайшая работа. Китай, конечно, пока никто не переплюнул в подобном мастерстве, но как раз Ломоносовская школа почти достигла этого уровня, причем у неё собственные, эксклюзивные мотивы. В свое время эта школа была невероятно сильной, сейчас мастеров осталось очень мало и Зоя Витальевна одна из них — окончила ломоносовскую школу, всячески поддерживает это искусство и уже 40 лет занимается этим видом ремесла. Сейчас она в свободном плавании, причем в буквальном смысле — работает на корабле коком и в свободное время занимается творчеством.
Чем интересен именно вот этот вот проект — первый шаг, так сказать, — тем, что на фестивале «МИР Сибири» мы сделали коллаборацию с таймырскими мастерами и ремесленниками, которые также имеют свою косторезную школу и соответственно свой наработанный опыт
Две школы — холмогорская и таймырская — они очень отличаются друг от друга. Не только орнаментами, не только способами резьбы, но и, как выяснилось в процессе общения с Зоей Витальевной, бормашины, допустим, для резьбы берутся разные. Это может быть очень интересным таким тандемом, обменом опытом с мастерами-ремесленниками и вот в этом и есть интерес: мастера передают опыт неопытным, хотя бы обучают начальным навыкам и в то же время в процессе общения что-то берут для себя. Ну и одной из целей является ещё популяризация ремесел Севера — не только Красноярского края, но и вообще северных ремесел России. Важная особенность — проводить параллели, не отходя от темы. То есть параллели в направлениях искусства, различия и сходства.
Что дальше?
Это всего лишь первый шаг в будущее. В дальнейшем при условии финансирования на развитие проекта — источники будем искать — мы планируем выезжать на другие фестивали, форумы, а также принимать гостей у себя в Северо-Енисейском районе. Соответственно на разные мероприятия ездить, в том числе и в походных условиях, чтобы в полевой обстановке у нас был передвижной лагерь, который бы позволял знакомить людей с ремёслами Севера.
Грантовые средства будут использованы на приобретение оборудования, это шатер, столики, раскладные спальники и соответственно приезды мастеров, их же тоже надо оплачивать, компенсировать их расходы. Если бы с субсидией не получилось, мы, конечно же, все равно потихоньку раскачивали бы этот проект, но гораздо больше времени на это пришлось бы затратить. Потому что на самом деле проект родился еще в 2018 году.
Соглашение у нас подписано, сделали красивый логотип и с 1 июля проект работает. Помимо участия в «МИРе Сибири», планируем организовать мастер-классы в Северо-Енисейском районе в рамках 90-летия образования района и 200-летия Енисейской губернии. Зоя Витальевна будет давать мастер-класс на Дне металлурга в поселках Северо-Енисейский и Новая Калами. Кроме того, в Северо-Енисейском в офисе фонда пройдет творческая лаборатория для всех желающих — приглашаем людей на мастер-классы. Я тоже включена в проект как мастер-ремесленник, буду давать мастер-классы по текстильным изделиям — вышивка бисером, северные мотивы, северный стиль, северные обереги — все это тесно перекликается с темой «Куржи».
Хотелось бы, чтобы вот этот проект стал богатым не только с точки зрения практической передачи ремесла, но и с информационной. Планируется, чтобы люди в рамках проекта сами были интересными, могли много рассказать, показать. Чтобы это было не поверхностно, а глубоко – в этом есть своя какая-то философия именно ремесленного искусства, которая даёт человеку определенную духовность в процессе общения, подпитку духовную и информационную, разумеется.