17 июля 2022

Мы поём фольклор: о народном творчестве в крае из первых уст

Сегодня Единый день фольклора объединяет поклонников и знатоков народного творчества по всей стране. Новый праздник будет способствовать сохранению, развитию и популяризации в обществе выдающегося фольклорного наследия народов России. Мы пообщались с коллективами края об их отношении к фольклору и важности народного творчества в современном обществе.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /


Коллектив исполняет фольклор Красноярского края и других регионов России. В основном материалы собираются в фольклорно-этнографических экспедициях по территории Красноярского края. Однако артисты часто используют и этнографические записи, собранные другими исследователями, работавшими по Сибири.

Очень любим обращаться к архивам Константина Михайловича Скопцова и Владимира Михайловича Логиновского. А ещё отдельно мы хотели бы сказать о Марии Илларионовне Ранцевой (1934 года рождения), от которой с начала нашего знакомства в 2008 году было записано более 300 песен. Мария Илларионовна – это настоящий клад обрядов, житейских мудростей и тайн, культурный код нашего края, страны. Песни, записанные от неё во время этнографических экспедиций, это не просто слова и ноты. В них две сотни лет культуры и быта белорусских переселенцев в сибирской тайге Красноярского края, – рассказывают артисты ансамбля народной песни «Сибирская вечора» при Государственном центре народного творчества Красноярского края.
Продолжая рассказ о фольклоре, участники добавляют, что особенность и основная идея русского фольклора заключается в бескорыстной любви к своему Отечеству и к традиционной культуре. И цитирует слова великого русского философа Николая Александровича Бердяева: «Без изначальной и стихийной любви к России невозможен никакой творческий исторический путь. Любовь наша к России, как и всякая любовь, — произвольна, она не есть любовь за качества и достоинства, но любовь эта должна быть источником творческого созидания качеств и достоинств России. Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам. Путь к всечеловечеству для каждого из нас лежит через Россию».

На вопрос о том, зачем нужен фольклор, ещё в начале XX века ответил известный государственный деятель Максим Иванович Калинин: «...самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия…в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».






Красноярская региональная общественная организация по развитию русских традиций и сибирской самобытности «Живая стАрина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Организация занимается изучением традиций старожилов и новопоселенцев Енисейской губернии, ныне – Красноярский край. В составе несколько творческих коллективов: Школа пествования для детей, клуб мужской культуры «Буза» и фольклорный ансамбль «Баколье».

Школа пествования для детей – это занятия на основе фольклорной русской традиции для детей с полутора лет. Школа существует уже 15 лет и набор в неё происходит ежегодно. На занятиях используется фольклорная традиция Красноярского края, а также все передовые разработки современной этнопедагогики.

Школа мужской традиционной воинской культуры Буза – это всероссийское движение, которое базируется в Твери. Традиция связана с мужской культурой рукопашного боя, с песенной, музыкальной, а также культурой традиционной пляски и мифологическим осмыслением традиционной культуры в современном пространстве.

Женская студия Баколье – это студия, которая занимается воспроизводством фольклорных форм в результате экспедиционной работы по территории Красноярского Приангарья, а также традиций новопоселенцев. В основном это белорусские переселенцы XX века. Студия осваивает музыкальный фольклор. Её участники живут в традиционном праздничном календаре, а также занимаются изучением одежды Енисейской губернии и её воспроизводством на основе музейных коллекций и экспедиционных работ.


Фольклор для всех участников наших студий, это не концертная, а досуговая деятельность. Это то, что помогает нам организовать свою жизнь в календаре жизни человека. Потому что фольклор – это музыкальное сопровождение и отражение жизни человека от рождения до смерти. Это не сиюминутный элемент «попраздновал и пошёл». Кроме того, традиционная культура любого народа – это цикл обрядов, связанных с инициациями. Сегодня календарный фольклор нас интересует в меньшей степени, ведь мы, как городские жители, не так зависим от природных условий. А вот всё, что касается семейной обрядовой составляющей – современному жителю необходимо. Потому что это даёт основу перехода из одного возрастного состояния в другое, из одного статуса в другой. И когда в организации есть дети, женщины, мужчины, люди старшего поколения – это всё как-то собирается в единую систему жизни, получается древо жизни, которое помогает побеждать какие-то трудности современности. Для нас фольклор – это не средство увеселения, хотя это и способ проведения праздности. Праздность – это состояние, когда ты не работаешь, – рассказывает участница организации Екатерина Горева.
Организация «Живая стАрина» при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края проводит разные мероприятия, в том числе события по сохранению национальной идентичности в современны условиях, семинары по воспитании молодёжи в современном социокультурном пространстве.



Читайте также