30 июля 2022

Елена Лихацкая: «Я человек земной — воспеваю жизнь такой, какая она есть»

Елена Лихацкая — одна из немногих красноярских художниц, чьи произведения есть в коллекциях не только российских поклонников её творчества, но также и в Европе, США, и в Азии. Она постоянная участница международных арт-резиденций. До сентября в Бургундии работает выставка новых работ сибирского автора.

Лавка мясника. Работы из Бургундской коллекции 

 

Chateau de Chastellux. Работы из Бургундской коллекции 

 

Swimmers. Работы из Бургундской коллекции 

 

Swimming Nymphs. Работы из Бургундской коллекции 

 

The square of Noyer. Работы из Бургундской коллекции 

 

View from the bridge in Auxverre. Работы из Бургундской коллекции 

 

View from the river Noyers-sur-Serein. Работы из Бургундской коллекции 

 

Village de Noyers. Работы из Бургундской коллекции 

 

Полевые цветы из Нуайе. Работы из Бургундской коллекции 

 

1 /

В общем, у меня получилась разножанровая выставка — натюрморты, пейзажи, мистические портреты нимф. Работала целыми днями, с утра до ночи — бегала с этюдником от поля к полю, от шато к шато, впитывала эту невероятную красоту. Но, наверное, если бы я столь эмоционально не вложилась, не потратила бы столько сил, чтобы передать свой восторг от этого замечательного места, не было бы и сильного результата. Открытие выставки вызвало у французов очень большой резонанс — сразу посыпались заказы, работы стали продаваться. Знаешь, меня удивило то, что такой невероятный по своей красоте регион не позиционируется местными художниками — возможно, потому, что многие мои коллеги сейчас больше увлечены концептуализмом. И вот приезжает русская художница и предлагает искусство, понятное широким кругам. При этом не салонное — просто, наверное, демократичное, воспринимаемое на уровне чувств и эмоций. Я человек земной — воспеваю жизнь такой, какая она есть, и вижу в ней красоту.

Лена, а что даёт художнику участие в арт-резиденциях?

Очень многое. Полное погружение в атмосферу, когда ты на несколько недель окунаешься в творчество в новом прекрасном месте — и работаешь, работаешь, работаешь с упоением. Хотя, смотря с какой целью кто приезжает: кто-то — просто познакомиться с территорией, проникнуться ею, а у меня установка на проведение выставок-продаж и стремление сделать какой-то новый шаг в своём творчестве. Каждый художник получает то, что ожидает. Если, скажем, захочу продвинуть какой-то тематический проект, поищу арт-резиденцию, где можно будет поработать с куратором.

Плюс — это всегда знакомство с людьми из разных стран: ты познаешь традиции других культур, рефлексируешь, обмениваешься опытом, приобретаешь новых друзей. Все шоры срываются, мировоззрение меняется напрочь. Для развития нет ничего лучше путешествий. И, конечно, знакомства очень сильно помогают продвижению — кто-то увидел мои работы на выставке или в каталоге, в социальных сетях, порекомендовал другим.


Фото: Елена Коновалова

Кстати, насколько это дорогое удовольствие — участие в таких проектах?

Я не встречала предложений о бесплатных арт-резиденциях. Они всегда стоят денег, потому что приходится самостоятельно оплачивать не только проезд, но и жильё. Цена за комнату варьируется примерно от 700 до 2 тысяч долларов. Но я лично все творческие поездки окупаю полностью, потому что работы, созданные в этот период, неплохо раскупаются.

Как сейчас обстоит дело со спросом на произведения искусства?

Не меняется главное — быстро продвинуться можно только на разного рода хайпе, но мне это совершенно не близко. Пандемия, к сожалению, сыграла свою роль: замечаю, что в последнее время продажи снижаются, люди экономят деньги. В Россию сейчас стало трудно что-либо отправлять из-за отсутствия прямого авиасообщения, но, к счастью, у меня ещё немало работ в красноярской коллекции, потихоньку продаются. В Америке и Европе нахожу клиентов также через выставки, кто-то присылает заказы на мой сайт и в социальные сети. Хочется надеяться, что спрос всё же будет постепенно возвращаться.

Несмотря на отъезд из России ты регулярно бываешь на родине с новыми произведениями. Год назад в Красноярске у тебя прошла персональная выставка «До и после». Как возник этот проект?

Как и любой другой — из предлагаемых обстоятельств. До пандемии летом 2019 года я рисовала Грузию и Бургундию и собиралась продолжить работу над серией из этих путешествий. Но тут грянул локдаун, пришлось надолго запереться дома. Подумала тогда: а куда торопиться, зачем? Можно устроить творческую лабораторию, никуда не уезжая. И неожиданно для себя самой ушла в мир цветов, хотя прежде этой темой не болела, она мне представлялась несерьёзной. И вдруг меня накрыло — с головой погрузилась в натюрморты, не могла остановиться. Прежде за всю свою творческую жизнь я их от силы полсотни написала, а тут всего за год создала 60! Оказалось, что это большая поляна для развития — и технического, и стилистического, можно работать с разными предметами, находить неожиданные сочетания. Я не могла поехать к маме в Сибирь, не могла встречаться с друзьями. А социальная жизнь даёт нам очень многое — это обмен энергией. Цветы стали для меня в тот год первоисточником во всех смыслах — мне хотелось с ними взаимодействовать, как с людьми.

Выставка Елены Лихацкой «До и после». Фото: Елена Коновалова 

 

Выставка Елены Лихацкой «До и после». Фото: Елена Коновалова 

 

1 /

Так что, когда границы открылись, и у меня появилась возможность вновь побывать в Красноярске, захотелось показать этот этап — пейзажи из Грузии и цветы. Отсюда и название — до пандемии и после. Многие работы у меня сразу же купили, и это прекрасно — пусть служат людям, они для этого рождены.

Искусствоведы сошлись в определении стиля, в котором ты работаешь?

Многие называют его профессиональным примитивизмом, но, честно говоря, мне вообще всё равно до любых сторонних определений. Сама считаю своё направление современной фигуративной живописью. Я затрагиваю идеалистический детский мир, childish, восприятие глазами ребёнка — искреннее, ироничное, — всегда интуитивно двигалась именно в этом направлении. Базовое образование, от художественной школы до академии, получила в Красноярске, моя самостоятельная творческая жизнь началась в 2002 году после окончания института. Но уже в 2006 году уехала в США и как профессионал продолжаю формироваться здесь — много хожу на выставки, вашингтонские и бостонские галереи как раз представляют такой стиль.

Что самое главное ты почерпнула для себя в российской школе?

Мне посчастливилось попасть в академии в мастерскую графики к Герману Сафутдиновичу Паштову. В институте я изучала живопись, а он научил меня другим техникам — литографии и ксилографии. Когда в них погружаешься, открывается иное видение, другая композиция — мне, как оказалось, это ближе. И сам процесс сложнее — вообще нельзя ошибиться! Если что-то пошло не так — не закрасишь сверху, придётся всё переделывать заново. В литографии нужно знать химию, понимать, как смешивать разные компоненты — и всё это должно быть отработано до автоматизма. А самое главное — в процессе учёбы у него я поняла, что, хотя многие считают себя художниками после первой же выставки, это звание нужно заслужить. До сих пор считаю, что я всё ещё на пути к нему. В английском языке понятие artist (художник) очень высокое и содержательное. Художник несёт в своём искусстве культурную и информационную нагрузку, открывает мир другим людям в любых областях знания. Сначала художник придумывает воздухоплавательный аппарат, а потом инженер решает, как воплотить эту фантазию в жизнь — не наоборот! Потому что первое, что формируется в человеке — это воображение. Не случайно говорится, что, научив ребёнка рисовать, вы пробудите в нём креативность. Не важно, кем он потом станет — программистом, физиком или биологом, — в любом деле он будет мыслить по-другому, творчески подходить к решению всех задач.


Герман Паштов и Елена Лихацкая. Фото: Елена Коновалова

А чему научил тебя Запад?

Наверное, прежде всего — безоценочности суждений по отношению к творениям других. Сейчас в мире вообще заметно возрастает интерес к занятию искусством, художников становится всё больше и больше. Причём, возможно, человек едва взял в руки кисточку, но уже ощущает свою самостоятельность в творчестве. Видимо, это внутренняя потребность в реализации — люди понимают, что получают от искусства вдохновение и радость. И что мне особенно нравится в американцах — у них не принято никого критиковать, в отличие от России, где критическое отношение ощущается весьма остро. Я поняла, что незачем думать за другого человека, хорошо или плохо у него получается — это его личный рост, мне нужно заниматься собой. Тем более что направить свою энергию есть на что: в России художников обучают профессии, но совершенно не учат продвижению, умению себя позиционировать, находить своего клиента. У нас практически отсутствует арт-менеджмент, особенно в регионах, и ждать, когда кто-то тобой заинтересуется и начнёт тебя продвигать, бессмысленно. Хотя художнику в России сегодня легче, чем на Западе, где всё стоит денег: в Америке обучение платное, от 40 тысяч долларов в год как минимум, за аренду галереи тоже почти всегда приходится платить. В России же есть большая база: можно получить бесплатное образование, выдвинуться на арт-рынок, стать покупаемым художником. Только на это нужно время, силы и терпение, а также знания. Стараюсь наверстывать самообразованием — много читаю, пытаюсь понять, что побуждает людей коллекционировать. Мои сегодняшние покупатели — преимущественно средний класс.

О планах сейчас спрашивать бессмысленно — слишком изменчива жизнь, всё меняется на ходу. А мечта у тебя есть?

Если бы у меня появилась хорошая материальная база, непременно открыла бы галерею в Нью-Йорке, чтобы позиционировать там искусство современных российских художников, которое трогает меня саму. Таких художников немало, в том числе, и в Сибири. Надеюсь, этой мечте ещё дано будет осуществиться.

Читайте также