04 августа 2022
Окружённые заботой: модельная библиотека и особенный ребёнок
Среди читателей железногорской библиотеки имени Сергея Кучина есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Это особая категория читателей, требующая отдельного внимания и индивидуального подхода. Для одних детей мир открывается через книгу, другим библиотека дает возможность общения со сверстниками и библиотекарями, участвовать в различных библиотечных мероприятиях.
Напомним, открывшаяся в 2019 году после реконструкции библиотека имени Сергея Кучина в Железногорске стала первой в Красноярском крае библиотекой, обновлённой по модельному стандарту в рамках национального проекта «Культура». Это помогло учреждению стать одним из центров культурной жизни города, площадкой для познавательной активности детей, развития новых форм чтения и творчества, местом, куда можно прийти посидеть в тишине, отдохнуть, полистать книги и журналы, поговорить с библиотекарем.
Библиотека сегодня — это наиболее доступное место из учреждений культуры. Она практически всегда открыта, не надо записываться для посещения. В библиотеке нет закрытых экспозиций, ограничений на передвижение значительно меньше, чем в музее или театре. Здесь больше открытого пространства, уютные уголки и локации различной направленности.
Для ребёнка важно внимание и уважение, которое он получит по приходу в чужое пространство. Ему важно понять, что он может свободно зайти в любое общественное место, где он должен уметь выстроить элементарную коммуникацию: здороваться, не бояться спросить, понимать, как вести себя в данном месте, какие здесь правила.
Так, например, в нашей библиотеке можно громко говорить, смеяться, поваляться на полу, можно полежать на зелёной травке или попрыгать. Мы разрешаем смотреть наши мероприятия лежа, однако со временем предлагаем детям сесть, показывая, что так лучше видно и слышно. Конечно, по мере взросления ребенок будет вынужден сталкиваться с ограничениями в различных общественных и культурных организациях. Но, пока он маленький, в библиотеке как в первичном чужом пространстве можно проходить адаптацию.
В этой территории свободы можно такого ребёнка готовить к «правилам», показывать, что определённый порядок — это удобно и комфортно, — рассказывает Валентина Кравцова, заведующая модельной библиотекой имени Кучина.
Для ребёнка важно внимание и уважение, которое он получит по приходу в чужое пространство. Ему важно понять, что он может свободно зайти в любое общественное место, где он должен уметь выстроить элементарную коммуникацию: здороваться, не бояться спросить, понимать, как вести себя в данном месте, какие здесь правила.
Так, например, в нашей библиотеке можно громко говорить, смеяться, поваляться на полу, можно полежать на зелёной травке или попрыгать. Мы разрешаем смотреть наши мероприятия лежа, однако со временем предлагаем детям сесть, показывая, что так лучше видно и слышно. Конечно, по мере взросления ребенок будет вынужден сталкиваться с ограничениями в различных общественных и культурных организациях. Но, пока он маленький, в библиотеке как в первичном чужом пространстве можно проходить адаптацию.
В этой территории свободы можно такого ребёнка готовить к «правилам», показывать, что определённый порядок — это удобно и комфортно, — рассказывает Валентина Кравцова, заведующая модельной библиотекой имени Кучина.
Валентина Кравцова
За эти годы библиотекари провели множество разнообразных по тематике и форме мероприятий. Например, одним из ярких событий 2022 года стала общероссийская акция «Дарите книги с любовью», приуроченная к Международному дню книгодарения.
Общероссийская акция «Дарите книги с любовью»
Библиотека организовала сбор книг среди жителей города для маленьких читателей из санаторного детского сада №71 «Сибирская сказка». Школьники — читатели библиотеки — красиво упаковали книги, сделали яркие необычные закладки. Новые книги получили все группы детсада. В свою очередь дошкольники сделали подарки своими руками для читателей и работников библиотеки.
Детсадовцы получают книги
Модельная библиотека работает с разными группами детей с ментальными нарушениями. Возраст самый различный: от 5 до 14 лет. Для каждой группы проводятся «свои» мероприятия. С детьми всегда находится их постоянный тьютор — человек, которого дети знают, которому доверяют.
Учитель, воспитатель владеет информацией о диагнозе ребёнка, понимает его поведенческие особенности, может вовремя скорректировать занятие. Кроме того, содержание мероприятий согласовывается с методистом образовательного учреждения, — отмечает заведующая библиотекой.
В каждом занятии сочетаются разные виды деятельности: освоение теоретического материала, игровые элементы для его закрепления либо выполнение творческого задания. Например, опыт проведения литературных знакомств с детскими писателями Николаем Носовым, Владиславом Крапивиным, Андреем Усачёвым в форме «Волшебный рюкзачок» — библиотекарь готовит небольшую беседу-знакомство с автором, читает его произведение и проводит викторину или конкурсную программу по произведениям автора.
Знакомство с детскими писателями
Для детей с ОВЗ важно, чтобы привлечение к чтению проходило без принуждения, было основано на интересе, успехе, доверии. Поэтому главная задача библиотекаря — создать комфортные условия для каждого ребенка, и чтобы каждое посещение библиотеки «особыми» детьми воспринималось ими с огромной радостью, потому что для них это выход в большую жизнь из своего замкнутого маленького мира, возможность общаться с другими людьми.
Знакомство с детскими писателями
Педагоги отметили, что дети из группы, которые имели хороший отклик, у которых наблюдается задержка психического развития, к концу года стали читать не только художественную литературу, но и интересоваться словарями, научно-популярной литературой.
На уроках они уже могут работать самостоятельно с книгой, учатся сосредотачиваться на том, что читают, частично могут проанализировать прочитанную информацию. Улучшились коммуникативные навыки ребят: они стараются высказывать свое мнение и обосновывать его, отстаивают свою точку зрения.
Модельная библиотека разработала познавательную программу «Я и целый мир» по культуре общения для юных читателей и их родителей. Цель программы — приобщить ребенка к книге и вовлечь в театрализованные мероприятия, научить его строить отношения с людьми, основанные на вежливости и взаимопонимании.
Познавательная программа «Я и целый мир»
Познавательная программа «Я и целый мир»
Мероприятия интересны и родителям. По возможности они тоже посещают занятия для того, чтобы перенять опыт, расширить и углубить свои знания.
Родители с детьми
Новая библиотека стала таким «местом», где дети с ментальными нарушениями проходят социокультурную реабилитацию в том числе и через среду. В универсальном зале, например, есть специальная зона, позволяющая ребёнку полежать — возвышенность, подиум с зеленой травкой.
Не обязательно садиться с книгой за стол, который сковывает его движения — есть мягкие подушечки, на которых можно посидеть в уютной домашней обстановке. Есть библиокафе. Здесь любого ребёнка, в том числе, со сложностями здоровья, родитель может покормить или попоить водой.
Универсальный зал
В детском зале книжные полки выставлены таким образом, что ребёнок — даже невысокий или сидячий в коляске — всегда может достать книгу. Кроме того, библиотека оснащена специальным подъёмником для инвалидов. Всё это располагает ребенка к чужому пространству, даёт ощущение заботы.
Детский зал
В работе по обслуживанию детей с особыми потребностями используется всё многообразие библиотечных форм и методов — как традиционных, так и инновационных, технологии социальной и культурно-досуговой деятельности. Как показывает опыт работы с детьми с ОВЗ разных категорий, библиотерапия для них — это прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха и неудач. Для многих детей с ОВЗ мир открывается именно через книгу.
Библиотерапия
Из имеющихся в библиотеке книг сформировали специальный фонд для детей с ОВЗ. В него вошли книги с крупным шрифтом, книги-игрушки, книги-раскладушки, книги с картонированными страницами. Последние удобны для детей с нарушенной моторикой рук. Благоприятное воздействие на детей неизменно оказывало и громкое чтение. При этом использовались самые разные способы громкого чтения книг — комментированное чтение, чтение по ролям, чтение с элементами театрализации, перевоплощения.
Книги для детей с ОВЗ
Например, на занятии «А.С. Пушкин для детей» с помощью театрализованного чтения по его сказкам ребята учились свободно высказывать и проецировать свои мысли и чувства, размышлять о жизни, законах взаимодействия людей друг с другом
В конце занятия прошёл мастер-класс — делали объёмную аппликацию «Золотая рыбка». Целью занятия стало развитие наблюдательности, сообразительности, внимания и памяти, а при его разработке, по словам Валентины Кравцовой, использовалась методика сказкотерапии Оксаны Кабачек и Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой. Сказкотерапия
С помощью творческих занятий с такими формами работы как «Театр теней», настольный, пальчиковый и кукольный театры, громкие чтения, литературные викторины, цикл мероприятий, посвященных праздникам и юбилейным датам, а также мастер-классов по рисованию и ручному труду мы в библиотеке упрощаем детям вхождение в большой мир, — говорит Валентина Кравцова.
Занятия с театральными куклами предоставляют детям возможность, несмотря на болезнь, реализовываться как личностям, приобретать коммуникативные навыки. Через театральное действие снимается психоэмоциональная нагрузка, пробуждается умение проявлять сочувствие и открывать в себе новые положительные качества.
Театр теней
Проводят здесь и занятия по изотерапии, которые способствуют развитию у детей внимания, воображения, мышления, нормализации взаимодействия речи и деятельности. Для этих занятий необходимы соответствующие условия — удобство, материал для ручного труда, располагающая к творчеству атмосфера. Естественно в любом мероприятии специалисты вводят двигательную активность, есть смена деятельности: что-то посмотрели, поиграли ручками-ножками, послушали, потом что-то поделали.
Двигательная активность
На занятиях использовались различные виды художественно-ручного труда. Это работа с пластилином — пластилинография — дети изготавливали предметы и сюжетные композиции по мотивам различных литературных произведений. Так, например, на занятии «Пластилиновая ворона» не просто вылепили ворону, но и вспомнили произведения, в которых говорится об этих птицах. В работе с природными материалами дети, проявляя фантазию, учились изготавливать поделки путём соединения различных материалов.
На занятиях «Сказки дедушки Лешего», «Сказка из листа», «Веселая мастерилка» дети вырезали, складывали, склеивали, конструировали с помощью бумаги и картона. Результаты занятий по трудотерапии экспонировались на постоянно действующей выставке в классе «Это мы можем».
Занятие «Сказки дедушки Лешего»
Посещение библиотеки дает возможность людям с ограниченными возможностями выйти из дома, больше общаться со сверстниками и узнавать друг друга, проявлять свои творческие способности и возможности, окунаться в интересный мир познаний. Библиотека делает их жизнь чуть светлее и веселее, интереснее и разнообразнее, и мы будем продолжать работу в этом направлении, — говорит Валентина Кравцова.
Фотографии предоставлены библиотекой.