04 августа 2022

Окружённые заботой: модельная библиотека и особенный ребёнок

Среди читателей железногорской библиотеки имени Сергея Кучина есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Это особая категория читателей, требующая отдельного внимания и индивидуального подхода. Для одних детей мир открывается через книгу, другим библиотека дает возможность общения со сверстниками и библиотекарями, участвовать в различных библиотечных мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

1 /

В каждом занятии сочетаются разные виды деятельности: освоение теоретического материала, игровые элементы для его закрепления либо выполнение творческого задания. Например, опыт проведения литературных знакомств с детскими писателями Николаем Носовым, Владиславом Крапивиным, Андреем Усачёвым в форме «Волшебный рюкзачок» — библиотекарь готовит небольшую беседу-знакомство с автором, читает его произведение и проводит викторину или конкурсную программу по произведениям автора.


Знакомство с детскими писателями

Для детей с ОВЗ важно, чтобы привлечение к чтению проходило без принуждения, было основано на интересе, успехе, доверии. Поэтому главная задача библиотекаря — создать комфортные условия для каждого ребенка, и чтобы каждое посещение библиотеки «особыми» детьми воспринималось ими с огромной радостью, потому что для них это выход в большую жизнь из своего замкнутого маленького мира, возможность общаться с другими людьми.


Знакомство с детскими писателями

К каждому занятию обязательно готовится электронная презентация, видеоролик или другой наглядный материал. Так ребята лучше усваивают тему занятия. Для этого необходимо хорошо чувствовать аудиторию, уметь быстро перестраиваться в процессе занятия и всегда иметь в запасе интересный или неожиданный вопрос по теме мероприятия, который призовёт детей к диалогу, либо удивительные факты, интересное видео, мультфильм.

 

 

 

 

1 /

Педагоги отметили, что дети из группы, которые имели хороший отклик, у которых наблюдается задержка психического развития, к концу года стали читать не только художественную литературу, но и интересоваться словарями, научно-популярной литературой.

На уроках они уже могут работать самостоятельно с книгой, учатся сосредотачиваться на том, что читают, частично могут проанализировать прочитанную информацию. Улучшились коммуникативные навыки ребят: они стараются высказывать свое мнение и обосновывать его, отстаивают свою точку зрения.

Модельная библиотека разработала познавательную программу «Я и целый мир» по культуре общения для юных читателей и их родителей. Цель программы — приобщить ребенка к книге и вовлечь в театрализованные мероприятия, научить его строить отношения с людьми, основанные на вежливости и взаимопонимании.


Познавательная программа «Я и целый мир»

Именно кукольный театр как игровая форма библиотечной работы, объединяет познавательный материал — куклу и книгу. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о любой заданной тематике, а также рекомендовать книги. Кукольные инсценировки помогают превратить групповые мероприятия в яркое и праздничное занятие.


Познавательная программа «Я и целый мир»

Мероприятия интересны и родителям. По возможности они тоже посещают занятия для того, чтобы перенять опыт, расширить и углубить свои знания.


Родители с детьми

Новая библиотека стала таким «местом», где дети с ментальными нарушениями проходят социокультурную реабилитацию в том числе и через среду. В универсальном зале, например, есть специальная зона, позволяющая ребёнку полежать — возвышенность, подиум с зеленой травкой.

Не обязательно садиться с книгой за стол, который сковывает его движения — есть мягкие подушечки, на которых можно посидеть в уютной домашней обстановке. Есть библиокафе. Здесь любого ребёнка, в том числе, со сложностями здоровья, родитель может покормить или попоить водой.


Универсальный зал

В детском зале книжные полки выставлены таким образом, что ребёнок — даже невысокий или сидячий в коляске — всегда может достать книгу. Кроме того, библиотека оснащена специальным подъёмником для инвалидов. Всё это располагает ребенка к чужому пространству, даёт ощущение заботы.


Детский зал

В работе по обслуживанию детей с особыми потребностями используется всё многообразие библиотечных форм и методов — как традиционных, так и инновационных, технологии социальной и культурно-досуговой деятельности. Как показывает опыт работы с детьми с ОВЗ разных категорий, библиотерапия для них — это прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха и неудач. Для многих детей с ОВЗ мир открывается именно через книгу.


Библиотерапия

Из имеющихся в библиотеке книг сформировали специальный фонд для детей с ОВЗ. В него вошли книги с крупным шрифтом, книги-игрушки, книги-раскладушки, книги с картонированными страницами. Последние удобны для детей с нарушенной моторикой рук. Благоприятное воздействие на детей неизменно оказывало и громкое чтение. При этом использовались самые разные способы громкого чтения книг — комментированное чтение, чтение по ролям, чтение с элементами театрализации, перевоплощения.


Книги для детей с ОВЗ

Один из самых действенных способов библиотерапии — сказкотерапия. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями.

Например, на занятии «А.С. Пушкин для детей» с помощью театрализованного чтения по его сказкам ребята учились свободно высказывать и проецировать свои мысли и чувства, размышлять о жизни, законах взаимодействия людей друг с другом
В конце занятия прошёл мастер-класс — делали объёмную аппликацию «Золотая рыбка». Целью занятия стало развитие наблюдательности, сообразительности, внимания и памяти, а при его разработке, по словам Валентины Кравцовой, использовалась методика сказкотерапии Оксаны Кабачек и Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой.


Сказкотерапия

С помощью творческих занятий с такими формами работы как «Театр теней», настольный, пальчиковый и кукольный театры, громкие чтения, литературные викторины, цикл мероприятий, посвященных праздникам и юбилейным датам, а также мастер-классов по рисованию и ручному труду мы в библиотеке упрощаем детям вхождение в большой мир, — говорит Валентина Кравцова.

Занятия с театральными куклами предоставляют детям возможность, несмотря на болезнь, реализовываться как личностям, приобретать коммуникативные навыки. Через театральное действие снимается психоэмоциональная нагрузка, пробуждается умение проявлять сочувствие и открывать в себе новые положительные качества.


Театр теней

Проводят здесь и занятия по изотерапии, которые способствуют развитию у детей внимания, воображения, мышления, нормализации взаимодействия речи и деятельности. Для этих занятий необходимы соответствующие условия — удобство, материал для ручного труда, располагающая к творчеству атмосфера. Естественно в любом мероприятии специалисты вводят двигательную активность, есть смена деятельности: что-то посмотрели, поиграли ручками-ножками, послушали, потом что-то поделали.


Двигательная активность

На занятиях использовались различные виды художественно-ручного труда. Это работа с пластилином — пластилинография — дети изготавливали предметы и сюжетные композиции по мотивам различных литературных произведений. Так, например, на занятии «Пластилиновая ворона» не просто вылепили ворону, но и вспомнили произведения, в которых говорится об этих птицах. В работе с природными материалами дети, проявляя фантазию, учились изготавливать поделки путём соединения различных материалов.
 
На занятиях «Сказки дедушки Лешего», «Сказка из листа», «Веселая мастерилка» дети вырезали, складывали, склеивали, конструировали с помощью бумаги и картона. Результаты занятий по трудотерапии экспонировались на постоянно действующей выставке в классе «Это мы можем».


Занятие «Сказки дедушки Лешего»


Посещение библиотеки дает возможность людям с ограниченными возможностями выйти из дома, больше общаться со сверстниками и узнавать друг друга, проявлять свои творческие способности и возможности, окунаться в интересный мир познаний. Библиотека делает их жизнь чуть светлее и веселее, интереснее и разнообразнее, и мы будем продолжать работу в этом направлении, — говорит Валентина Кравцова.
Фотографии предоставлены библиотекой. 

Читайте также