17 октября 2022
Элина Гусарова: «Лес — это пространство баланса между рождением и смертью»
Выставка «Тайгаrt. мерцание на границе» посвящена теме леса и затрагивает широкий спектр его интерпретаций. Каких именно? Узнали у куратора и художницы Элины Гусаровой.
О чем же выставка?
Основная тема выставки — лес, но поле интерпретации, которое эта выставка захватывает, довольно велико. Всё-таки это личные переживания художников: их история, их восприятие этой темы.
Тема леса — это не только про какое-то материальное пространство. Здесь мы следуем именно внутреннюю Тайгу. Тайгу, как место инициации, как процесс перехода из одного состояния в другое. В перерождение через символическую смерть. Лес — это пространство баланса между рождением и смертью. И мы ищем темы этих границ, мерцание этих границ.
Расскажи о работах
На выставке представлено очень разные работы: от графики до инсталляции, скульптуры, фотографии — то есть очень обширный медиум личных переживаний. Для художника лес — это во многом поиск себя, своего места и борьба со страхом. Для одних лес — родное, безопасное пространство, а для других это — место ужаса, который мы пытаемся осмыслить. На выставке художники выступают проводниками образов, которые формируются на границе поиска.
Что лес для тебя? Какие работы ты решила показать на этом мерцании?
У меня представлены три серии работ: две серии и одна соло фотография. Для меня это очень личная история, потому что мой лес и моя жизнь очень связаны. В заповеднике «Столбы» прошла моя инициация, моё личное становление. Это место стало для меня сакральным: и те процессы, которые проходят там, и люди, которые бывают, и то, как они взаимодействуют с лесом — это как раз тема моего исследования.
Двигаемся по порядку, о чем первая серия?
Самая большая серия — это зона возвращения. «Столбы» — это не просто национальный парк, там уже много лет существует социокультурное движение. Люди там живут, но не регулярно, а возвращаюсь и уходя. И здесь я изучаю тему постоянного возвращения и провожу параллель с повестью Стругацких «Пикник на обочине» через визуал Андрея Тарковского.
В книге и экранизации тоже есть зоны посещения, и люди могут чувствовать себя на своем месте только там. По сюжету они ищут артефакты, а один из них самый желанный — это золотой шар, который исполнит самое сокровенное желание.
Моя параллель в том, что на «Столбах» есть свои артефакты — это внутренняя свобода, сила духа, крепкие узы с другими людьми. И наш главный здесь — поиск золотого шара внутри себя, который не исполняет желания, но придает смысл всему.
Вторая серия отличается, здесь уже лес чужой?
Вторая серия про другой лес. Если «Столбы» — это лес родной и с котором уже сильная эмоциональная духовная связь, то серия «Strangers» про чужаков. Это лес на Белогорье в верхнем пороге Маны. Я уже четыре года езжу в эти края, там совершенно другая экосистема и другая энергетика. В этом месте ты понимаешь, что попадаешь в чужое пространство, и тебе там не то чтобы не рады, но ты там чужак. Эта работа про тонкое выстраивание отношений. На фотографиях я изображаю кристаллизованную сущность этого леса в технике фризлайт.
Осталась еще одна работа, какой смысл под шторкой таит последняя?
Последняя работа уже не про поиск, а про зов. Здесь я заигрываю со зрителем. Сначала можно не понять, что за блуждающие огни на фотографии, но под шторкой ответ и название работы — «Иди за мной».
Выставка будет работать до 13 ноября в Площади Мира и инициирована Сибирским институтом развития креативных индустрий.
Фото: Руслан Максимов