Игорь Намаконов: «Я свободу интерпретирую как ответственность»
С 24 по 25 ноября в Красноярске состоится второй окружной форум «Российская креативная неделя — Сибирь». О сильном регионе в центре, предпринимателях-двигателях говорим с Игорем Намаконовым, генеральным директором Федерации креативных индустрий.
Красноярск — большой центр с сильной экономикой. И в этом году город показал, каким образом можно с нуля, с точки зрения инфраструктуры, активно двинуться вперёд и сделать многое, имея политическую волю и команду. Я говорю про фонд «Индустрия», который образовался в 2022-м. Инициатива создания фонда появилась вследствие первой сибирской креативной недели: оформилась локальная повестка и интерес губернатора края развивать сектор. В этом году интересно посмотреть, в каком виде предстанет регион после года сфокусированной работы. В том числе мы (Федерация креативных индустрий, — прим. ред.) закладываем этот тезис в презентацию Енисейской сотни креативных лидеров, которая будет презентована 24 ноября. Нужно не забывать, что РКН-Сибирь оказалась в таком временном периоде, когда всем очень важно обсудить, как дальше можно и нужно работать в текущих условиях в стране — экономических, общественных, политических.
Из локального или регионального событие становится федеральным. Это не значит, что все события в других регионах, которые планируются российской креативной неделей, будут иметь такой же статус. Но вот именно сейчас, именно в ноябре 2022 года, у события такой характер. Присутствовать там, быть в экспертных дискуссиях, участвовать в панелях — это возможность сформулировать, в каком состоянии находится креативно-индустриальная среда в стране и какие у акторов этого рынка ожидания хотя бы на первую половину следующего года.
Свободу я интерпретирую как ответственность. За собственные инициативы, желания, устремления. Есть, вроде, похожее по смыслу русское слово — вольница, то есть «делай, что хочешь». И именно этот смысл я чаще вижу, когда говорят «Свобода». Мне это не близко. Свобода про другое. Свободному принципиально важно понимать ответственность за собственные действия. И сегодня эта ответственность повысилась на порядки. Люди, как никогда раньше, почувствовали, насколько они ответственны за принятие решений по самым разным вопросам. Хотелось бы на Российской креативной неделе говорить об этой личной ответственности и фиксировать принятие конкретных решений. На неделе летом, которая пошла в Парке Горького, был какой-то мандраж относительно того, насколько мы сможем честно разговаривать о происходящем в стране. Оказалось, что мы можем. Не вижу причин, почему не развить это настроение в Сибири.
Какие инструменты нужны, чтобы удержать специалистов креативных индустрий здесь, в Сибири?
Важно говорить о том, кого мы хотим удержать. Для меня важны креативные предприниматели, люди, которые создают продукты, формируют рабочие места, активно двигают свои ниши. Такая «соль земли», с точки зрения экономического роста и развития. Особенно, говоря про креативные индустрии, где по статистике подавляющая роль в развитии сектора — это МСП, креативные предприниматели.
Когда мы говорим про креативные индустрии, мы подразумеваем человеческий капитал. А человеческий капитал текуч по своей природе. Он всё время ищет среду, которая позволяет максимизировать свои возможности и развить свой потенциал. С моей точки зрения, важно осознать предпринимательство как общественную идеологию. Это очень важно, чтобы те люди, которые задают предпринимательский тон, приносят инициативы в общество, чувствовали, что их ценят, чтобы люди, которые сомневались, приходили в предпринимательство, не стеснялись, не боялись. Дальше очень важный аспект — благоприятный инвестиционный климат. У меня нет ответа, как его создать в текущих обстоятельствах. Я лишь могу сказать, что это условия, при которых предприниматель чувствует, что у него есть возможности. Интеллектуальная собственность, должна стать частью культуры, легальным и повсеместным активом, который интегрируется в финансовую систему. Профессиональное профильное образование, которое позволяет растить кадры с пониманием своего дела и экономического контекста, которые будут приходить в рынок и создавать условия для конкурентной борьбы, для улучшения качества продукта. Конечно же, налаженные экспортные цепочки нужно формировать, исходя из тех рынков, которые для нас открыты. Думаю, остановлюсь на этом.
Почему такая ответственность — будущее страны — ложится именно на людей отсюда?
Вы взяли это из слогана РКН-Сибирь этого года. Но слоганы вообще не нужно интерпретировать как-то глубоко. Их цель — воодушевить. Но если попробовать разобраться в какой-то рациональной стороне этого тезиса... Сибирь как островок какой-то устойчивости. Да, чисто географически. И, в некотором смысле, экономически, учитывая, что это промышленно развитый регион. С этой точки зрения [Сибирь можно] воспринимать как место, где на сегодняшний момент есть условия для максимально здравого взгляда по сторонам. Мы же понимаем, что есть условия, при которых сложно думать о каком-то развитии. Возьмем, в частности, какой-нибудь Белгород или Курск. Это зона боевых действий. И, естественно, работать там в принципе сложно. А думать о креативных индустриях тем более. Бесконечно какая-то тревога: вертолёты летают, самолёты падают.
Есть различные чисто географические аспекты, которые обосновывают состояние людей: что они могут делать, о чём они могут думать. И в этом смысле в нашей стране, конечно же, настроения очень сильно разнятся. Я был в Якутске практически сразу после начала специальной военной операции. И, конечно же, там у меня сложилось ощущение будто всё происходит где-то далеко на Западе. Когда был на Восточно-экономическом форуме во Владивостоке, там были похожие настроения. В этом смысле Красноярск находится ровно по центру. И, учитывая его возможности и расположение, тут на сегодняшний момент может сложиться максимально адекватный взгляд на то, что можно делать в стране и каким образом это можно приумножить, даже в условиях сильных ограничений.
Когда мы говорим о какой-либо деятельности, мы всегда должны в голове держать, что должен быть человек, за которым идет сообщество, идут люди. И это речь, конечно же, про лидеров: людей, которые думают, формулируют и делают на опережение.