21 декабря 2022

Олег Липовецкий: «Настоящий кайф — это когда ты можешь преодолеть страх и границы в творчестве»

Для сибирского зрителя режиссёр Олег Липовецкий стал родным. Его работа с театром «Поиск» над «Мёртвыми душами» — пример общего успеха, о котором говорят критики и зрители, а один из знаковых актёров 90-х и современности Виктор Сухоруков через спектакль открыл не только театр, но и город Лесосибирск. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Актёр — очень зависимая профессия, актёр не очень много получает, если это не звезда, он очень зависит от режиссёра, от ролей, и вдруг, когда ты встречаешь совершенно другую модель существования театра, где каждый артист является краеугольным камнем этого театра, где не он зависит от системы, а система от него. В лесосибирском театре почти от каждого артиста зависит наличие театра вообще. Эти люди по-другому смотрят на театр. В их отношении к театру очень много благородства, потому что, когда от тебя так много зависит, то есть соблазн вести себя… на уровне суперзвезды. Но даже, взять и сравнить с каким-нибудь столичным театром: если оттуда уйдет суперзвезда — найдется другая суперзвезда, а здесь, в Лесосибирске —просто нет другого актёра, от него больше театр зависит, чем в Москве. И тем не менее это очень скромные люди, которые отдают этому театру всю свою жизнь, и работая с ними, я научился, как мне кажется, выстраивать коммуникацию совсем другого уровня. Я не могу это точно сформулировать. Ты работаешь с людьми, которые с одной стороны должны довольно четко понимать, куда ты их ведешь, ты должен убедить их, что им надо идти с тобой в одном направлении, а с другой стороны, ты с ними трепетен, осторожен, не потому что их боишься, а потому что ты их очень уважаешь.

Можете объяснить про ответственность? Потому что всё то, что вы рассказываете кажется, что как раз про большую ответственность и нежную любовь.

Есть ответственность организационная, этическая и так далее — чем её больше, тем лучше. Если в театре прекрасная постановочная культура, благодаря ответственности цехов – это шикарно. Если в театре, благодаря ответственности, этика на высоком уровне, что и должно быть и в отношениях между персоналом, и в отношениях со зрителем, это тоже прекрасно. Я говорил об ответственности творческой, которая давит, когда что-то придумываешь, а про себя говоришь: «Ой, а как на это посмотрят? Ой, а может это не получится, тогда может лучше не делать проще, лучше не придумывать то, что может не выйти? Может, лучше сделать то, что уже проверено тобой или другими?». Вот этой ответственности не должно быть, должна быть безответственность. Настоящий кайф — это когда ты можешь преодолеть страх и границы в творчестве, а если актёры вместе с тобой бросаются в это, он там двойной, пятерной, сколько их на сцене — во столько раз он и увеличивается, потому что это добавляет ручьев в этот общий творческий поток.

В пандемию в мотыгинском театре вышла премьера «Не про Мотыгино», которую собирали в том числе и из историй жителей посёлка. Вам не кажется, что такие локальные истории — это возможность через малое говорить о сложном и большом?

«Не про Мотыгино» которое мы делали с Катей Августеняк — это история нашей страны через историю микроместа. Мне кажется, в принципе, драматурги невольно идут к интимизации текста. Они будут всё больше писать про себя, про психологический мир, про какие-то проблемы внутриличностные, межсемейные, про свою внутреннюю Монголию. Внутри себя границы ставишь ты сам. Вот и тексты будут такие. Не социальные, не политические. Ни-ни. А то придётся внутреннюю Монголию менять на внешнюю. И я думаю, сейчас будет просто всплеск детской драматургии и детской литературы. Все рванут туда, потому что там можно высказаться.

Интервью создано совместно с Фондом Михаила Прохорова. Больше текстов вы можете прочитать на Яндекс. Дзене наших друзей.

Читайте также