29 апреля 2023

Евгения Царёва: «Если мы хотим сильных студентов-струнников, нужно обязательно начинать со школьников»

В эти дни уже в пятый раз проходит проект «Красноярская струнная творческая школа». Это событие, которое погружает молодых талантов и педагогов в творческую образовательную среду. Пообщались с автором проекта — заслуженным работником культуры Красноярского края Евгенией Царёвой о предназначении проекта, нехватке бюджетных мест, о неравнодушных людях и талантливых юных музыкантах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

О проблемах с творческими кадрами

В музыкальные школы идут многие, а вот дальше отсеиваются и лишь единицы поступают в колледж. Причём это кратные цифры, не на сколько, а в разы меньше. Это уже профессионально ориентированные, мотивированные дети и самое главное способные, наученные. Дальше тоже срабатывает сито. Не все из колледжа идут в музыку, и одновременно есть момент сокращения бюджетных мест в вуз.

Хотя с трудоустройством у наших выпускников проблем нет – наши сотрудники буквально нарасхват, уже с колледжа их приглашают на работу. То есть профессия наша востребована, а если ты ещё передовой струнник, то за трудоустройство можешь вообще не переживать. Ну если ты ещё контрабасист, альтист, то твои возможности устройства на работу только растут.

С этим проблем нет, есть с другим: не хватает числа бюджетных мест на количество желающих. Благодаря нашим общим усилиям, в том числе этому проекту, число подготовленных детей растёт, подкованных юношей и девушек всё больше, а бюджетные места сокращают. При этом в оркестрах жуткий кадровый недобор. Причём в разных – в симфоническом нужны струнники, в театрах, в камерном, везде нарасхват. У нас есть музыканты, которые сразу в нескольких коллективах работают, не потому что им делать нечего, и они как-то хотят заявить о себе, просто их просят поработать, они хорошие специалисты и существует острая проблема нехватки кадров. Про малые города — это вообще отдельный разговор. Нам постоянно пишут, что открыты вакансии – нужны педагоги-скрипачи. Иркутск, Улан-Удэ, Чита, предлагают условия хорошие – квартиры и зарплаты не маленькие, но если мы собственный край не можем обеспечить, то что уже говорить про соседние регионы. А в этом году к нам приезжал главный дирижёр Тамбовского симфонического оркестра на мероприятия филармонии. Так он к нам два дня сюда ходил и просил струнников в свой оркестр, хотя им и Москва ближе. Но видимо оттуда в малые города не едут совсем.

Это говорит о том, что мы неплохо готовим студентов, это положительный момент, а вот отрицательный, что недостаточное число выпускаемых. Всё равно есть естественный отток, как ни старайся, но чем меньше изначально мест, тем ситуация сложнее

В музыкальных школах детей достаточно, но в условиях отсутствия десятилетки, в школах очень разные ребята учатся. Учреждение не может быть только профессионально ориентировано. Все равно это районные школы, которые предоставляют услугу, занимаются эстетическим развитием.  То есть нет такого, что мол ты не готов к конкурсу всероссийскому, значит мы больше не учим тебя.  Нет, так тоже нельзя. Они учат всех, но эти все не могут быть талантливыми, замотивированными, и способными. Опять же, это такие крупицы.

Вот, выходит, в этом проблема, что нет десятилетки и проблема в недостаточности числа бюджетных мест на количество желающих и подготовленных и количество требуемых мест уже в профессиональных учреждениях культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Про обучение и талантливых детей

Ребятам даётся широкий диапазон навыков, возможностей. Нельзя сказать, что мы воспитаем только солистов, наоборот мы воспитываем в основном оркестрантов. Наши лучшие выпускники играют в лучших оркестрах – европейских, московских, питерских. В учебном процессе оркестрам уделяется достаточное внимание. Параллельно с учебным коллективом ребята играют и в профессиональном оркестре, начиная с колледжа. У них нет недостатка в оркестровой практике.

Есть у нас и такой проект, как Сибирский юношеский оркестр, там сессионная система и она очень гармонично сочетается с учебным планом института искусств. Как раз, когда у нас каникулы – летние и зимние, у них идёт в этот период сессия, очень концентрированные и насыщенные дни. Приезжают потрясающе музыканты, руководитель оркестра Леонид Жуковский тоже наш выпускник. Этот коллектив в основном наполняется самыми разными ребятами, с разных регионов. И это ещё один оркестр, который играет на площадке филармонии, то есть это уже иной опыт он тоже полезен нашим ребятам. И тут главное совместить вот эти рабочий и учебный графики. 

Сложность в том, что лучшие студенты и те, кто работают, и кто играет первую роль в учебных оркестрах – это одни и те же люди. Если бюджетные места сокращаются, этих людей ещё меньше становится и мы опять возвращаемся к вопросу о важности их увеличения.  

Если мы говорим о великих исполнителях, то в них сошлось всё: и талант, и трудолюбие, и родители, и определённая удача, всё, что составляет слово «судьба». Если говорить о других, то здесь такая чаша весов: очень талантливый человек, но ленивый, либо где-то ограничен, но очень трудолюбивый. И на практике вперёд вырывается как раз второй вариант. Настолько человек самоорганизованный, потому что способность к труду – это тоже талант, способность к достижению поставленных целей, чего бы это тебе не стоило. Плюс ещё, конечно, нужна физическая выносливость, помимо качества характера. Для занятий музыкой физиология имеет место быть. Это сложный вопрос, способности, конечно важны, но без труда это всё может остаться просто на словах.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

О неравнодушных людях и важных событиях

У нас в Красноярске работают замечательные неравнодушные люди, которые очень легко резонируют на любые конструктивные идеи и предложения. И они очень отзывчивые на совместное творчество или какой-то совместный проект. Например, 4 мая у нас состоится концерт наших лучших студентов с Красноярским академическим симфоническим оркестром. Это не новый проект, мы его возрождаем, потому что такой опыт был в 80-е и 90-е годы, когда лучшие выпускники музыкального лицея, института играли с симфоническим оркестром. И сегодня нам удалось это событие восстановить при очень конструктивной позиции Красноярской краевой филармонии в лице генерального директора Евгения Васильевича Стодушного и, безусловно, главного дирижёра и художественного руководителя оркестра Владимира Борисовича Ланде.

Мне кажется, что подобное мероприятие, оно взаимовыгодно обеим сторонам. Единственно, что результат от такого творчества в нашем образовательном сегменте будет виден мгновенно. А, если говорить о концертном исполнительстве, то учитывая кадровый дефицит, они же себе и помогают насытить коллективы подкованными, оснащёнными музыкантами. Причём эти музыканты не уедут в центр, а будут заинтересованы, с такими возможностями, которые им предоставляют, пойти работать в оркестр. В коллективах тоже есть определённое естественное старение кадров и будущий результат формируется уже сейчас, в настоящем. И Владимир Борисович очень это чётко и системно понимает, поэтому пошёл навстречу нам, лично приходил на прослушивания в институт, отбирал лучших ребят. Я считаю этот концерт – результатом нашей Творческой школы, не даром они даже по датам очень близко расположены.

И подобные проекты очень нужны, потому что наши дети не имеют опыта игры с профессиональным симфоническим коллективом. А на именитых конкурсах, например, Дельфийских играх или Международном конкурсе скрипачей Виктора Третьякова, в финале обязательно исполнение с симфоническим оркестром. А где получить этот опыт, не понятно. А на такого уровня конкурс студент должен приходить, безусловно, подкованным.


30 апреля, 18:00
Концерт «Струнный калейдоскоп» 
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Фото: Дарья Кривицкая/Культура24; Сергей Матерухин/ СГИИ имени Дмитрия Хворостовского 

Читайте также