15 мая 2023

Александр Мигас: «Главное не нарушить эту правду внутреннюю»

Сейчас в мастерской одного из основателей Красноярской школы художественной керамики и председателя жюри мастеровой премии МИРа идёт большая работа. 15 баба́ — каменных менгир — впервые будут представлены в рамках «МИРа Сибири» на территории Новой деревни, а после отправятся в большое путешествие по краеведческим музеям.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Вот выражение раньше слышал, но не понимал его суть: «Казаху в лесу тесно». Я-то думал, что лучше тайги ничего нет! А нет! Когда я попал в Туву, в Хакасию и в конце концов в тундру. Казалось бы, небо и земля, и вообще ничего нет, а философия совершенно другая. Где они брали эти монолиты? В степи же есть такие сооружения, огромные коллекции в Мартьяновском музее, в Абаканском краеведческом музее. Я в основном эту серию делаю на юбилей музея (ред. – в 2022 года край отметил 145-летия Минусинского регионального краеведческого музея имени Мартьянова). Я был на конференции с Дроздоровым, это мой такой «буравчик» и куратор, главный наш археолог. Он мне много дает энергетики. 75 лет, а по горам его не догонишь! Как козел горный летит и за собой молодёжь тянет. Он меня на эти штуки и взбил.

Это же женщины? А то я на них вот все смотрю сейчас и мне им все печали рассказать хочется.

Вообще баба, на последний слог именно ударение, они бесполые. В степях хакасских — кочевничьи дела. Там они с пиалой стоят, а в ней может быть кумыс или айран. Есть с кинжалом военизированная форма. Вот чтоб уйти от натуры, я делаю образ с трубкой. У кочевников курение — элемент культуры. Естественно, я туда добавляю отвлечённые мотивы какие-то, но по традиции, перемешанные наскальные рисунки из той же экспедиции с Дроздовым.



А вы готовитесь как-то перед тем как приступить к работе? Это же, хоть и не строгие каноны, но кажется, что работа с древним и недоступным.

Дело новое, видишь, эффектное. Но не знание законов оно же не освобождает от вины. Вот что такое икона? Перед писанием надо причаститься, исповедаться, нельзя аллюром брать. И икона пишется с иконы, там не должно быть новодела. Можно обмануть себя, тебя, но не вселенную, это же веками опыт. То же самое и здесь, потому что за это ж важно отвечать, ладно если кто-то там сверху просто скажет: не туда полез, пацан! Я не знаю многих законов, многие вещи не расшифрованы, они пластически эффектны, но это же не мое. Поэтому, чтобы не попасть в аналогию и в живую форму, у меня каша такая. Главное не нарушить эту правду внутреннюю, потому что я её до конца не знаю. Я чем больше сейчас изучаю, тем меня больше держит: осторожно, Мигас! Опять же, для обывателей это будет просто красивая форма, а если подойдёт профессионал, который на это жизнь положил? Тогда же за каждый завиток нужно же отвечать. Если она беспринципна — то это как хулиганство, а если я попаду в какую-то форму, а если использую в корыстных целых? На заднем плане я готов за это отвечать, вопрос как? Потому что я ж цепляю духов.



Мы же язычники. Если ты в чёрной комнате лежишь на кровати и нет света. Ты руку всовываешь между кроватью и стенкой и, если боишься, что кто-то цапнет, вот это и есть малая родина. Когда мы будем любить свою малую родину — всё будет хорошо, это нормальное качество. Как это любить всё? Это значит не любить ничего. И чем мы старше, тем это острее всё будет. Где ты бегала, где твой детёнок пробежал. Мороз от коже пойдет от кайфа, что как всё просто, оказывается. Мне 70 лет в этом году, представь себе, у меня сейчас уже лишнего движения нет, я уже понимаю сколько суеты в жизни, но она нужна, чтобы выйти на это.

Вы вот все это рассказываете, а я жую и думаю, что фестиваль то будто спокойнее тоже стал. И людей в нём теперь так много, потому что все эту малую родину бросились искать.

Да, конечно! Раньше был художественный балаган. Он тоже должен был быть и пройти, фестиваль же этнический, если он дюже отредактирован — это не то. Он должен быть где-то чуток с такой закваской. Я студентам объясняю, что такое образ: вот играет симфонический оркестр и вдруг залетел шмель. Он не дома, он нарушит всё там. А если играют народные инструменты и залетит рой пчёл? То они вплетутся сразу в эту музыку и не нарушат стерильность никакую. Тоже самое и здесь.

Балаган был мощный, сейчас он более академичен. Ну что-то потерялось, что-то нашлось.



А что главное нашлось?

Во-первых, ввели детишек. Они же задают эту пружину. Всё же защебетало. Многие же, когда первый раз приехали, [отнеслись к этому] с гордыней, шпана какая-то под ногами. Разжижает остроту, говорили они. Так она наоборот её добавляет. Колорит стал другой, но и начали люди готовиться. Раньше же как, всё — завтра поехал. Не было никаких программ, и люди выдавали с листа. А сейчас они готовятся, посуше стало что-то, за кадром работа прошла. Человек же народник он же на экспромте, на эмоциональном начале.

Фото: Алена Никулина/ Культура24



«МИР Сибири» — один из крупнейших и авторитетных этнических фестивалей страны. В прошлом году мероприятие посетили шестьдесят шесть с половиной тысяч гостей. Фестиваль был признан одним из лучших проектов в области событийного туризма и получил гран-при Национальной премии Russian Еvent Awards-2022. XIX Международный фестиваль этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири» проходит в рамках национального проекта «Культура» и при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Учредитель фестиваля — министерство культуры Красноярского края. Мероприятие проходит в рамках национального проекта «Культура» и при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Читайте также