15 мая 2023
Елена Половинкина: «Познакомьте с собой своих близких»
В Красноярском ТЮЗе «Всё, как у всех». Елена Половинкина за час живёт жизнь трёх поколений своей семьи в новом спектакле Ксении Пещик.
О том, как мы все похожи, документальном театре и о тех, кто будет нас любить говорим с актрисой.
Долго уговаривали на спектакль?
Всегда с удовольствием рассказывала анекдоты и истории и часто рассказывала о своих бабушках. В их жизни было множество, до нелепости, невозможных ситуаций, будто придуманных. А они не выдуманы, я жила с этими двумя замечательными бабушками и была участницей многих забавных эпизодов.
Как поняли, что нужно соглашаться?
Люблю своих родственников и очень часто рассказывала семейные истории друзьям и в какой-то момент осознала, что, наверное, уже несколько надоела своими историями близким, друзьям и коллегам. Тогда моя подруга ещё лет 15 назад посоветовала сделать спектакль про бабушек. Тогда мне показалось, что это никому неинтересно будет и я отмахнулась от такого предложения. И с режиссёром Ксенией Пещик мы просто в частном разговоре завели беседу о записанных воспоминаниях, тогда она и предложила сделать спектакль. Мне показалось, что надо пожалеть друзей и расширить круг посвящённых.
Из чьих воспоминаний состоит спектакль?
Это скорее тетради воспоминаний. Мы сохранили хронологию: сначала история мамы, потом моя; в процессе создания спектакля Ксения предложила подключить воспоминания ещё одного женского поколения, следующего, — моей дочки.
Долго уговаривали на спектакль?
Всегда с удовольствием рассказывала анекдоты и истории и часто рассказывала о своих бабушках. В их жизни было множество, до нелепости, невозможных ситуаций, будто придуманных. А они не выдуманы, я жила с этими двумя замечательными бабушками и была участницей многих забавных эпизодов.
Как поняли, что нужно соглашаться?
Люблю своих родственников и очень часто рассказывала семейные истории друзьям и в какой-то момент осознала, что, наверное, уже несколько надоела своими историями близким, друзьям и коллегам. Тогда моя подруга ещё лет 15 назад посоветовала сделать спектакль про бабушек. Тогда мне показалось, что это никому неинтересно будет и я отмахнулась от такого предложения. И с режиссёром Ксенией Пещик мы просто в частном разговоре завели беседу о записанных воспоминаниях, тогда она и предложила сделать спектакль. Мне показалось, что надо пожалеть друзей и расширить круг посвящённых.
Из чьих воспоминаний состоит спектакль?
Это скорее тетради воспоминаний. Мы сохранили хронологию: сначала история мамы, потом моя; в процессе создания спектакля Ксения предложила подключить воспоминания ещё одного женского поколения, следующего, — моей дочки.
Мы часто в семье друг друга цитируем: вот что-то случилось, кто-то смешное сказал, мы это обязательно раскрутим, доведём до «истории» и будем пользоваться, как поговоркой. Дети у меня росли очень смешно, поэтому и историй осталось много. Я даже не знаю, как воспитывать детей, — я над ними всё время смеялась. Смеялась и сердилась, и, кажется, больше ничего.
Получается, что это история, чтобы посмеяться?
Не только смешная. Мне кажется, она и немного грустная получилась. Когда Ксения (ред. — Ксения Пещик — режиссёр спектакля) предложила сделать спектакль, я подумала, что это будет что-то вроде стенд-апа, такой же смешно, как и истории, что я своим коллегам рассказываю за кулисами. А оказалось — нет! Ксения вытащила очень серьёзные вещи.
Я открываю себя для зрителей такой, какая есть. Кто-то посмеется, кто-то разозлится, кто-то заплачет.
Это не роль, я рассказываю про себя. И это, конечно, дополнительная ответственность. Как играть саму себя? Вот какая я? Вот такая. И мне нравится так: не заглубляться на личных трагедиях, нравится смеяться над ними, мне так их легче пережить и идти дальше. Просто жить дальше, несмотря ни на что.
Я помню, — мы идём с подружкой в школу. Она идёт впереди меня и молчит, а дорога длинная была, пешком три километра. Но она молчит. Я говорю: «Галь, что-то случилось?». А она мне отвечает: «Отстань, у меня просто плохое настроение». Я иду позади узкой тропинке и восхищенно думаю: «Классно, я тоже так хочу: проснуться, а у меня чтоб было просто плохое настроение».
Пришла на работу в театр, когда мне было 21 год, всё ждала, когда наконец театр повернётся лицом к человеку и будет показывать его проблемы, а не большого производства.
И сейчас мне кажется, что пришло это время, когда интересен конкретный простой человек. Ведь у всех всё одинаково. Когда приглядишься к себе, ты увидишь, что живёшь по тем же законам, что и все, делаешь те же ошибки. И в твоей жизни случаются те же события, что и у всех. Ты заканчиваешь школу, ты впервые влюбляешься, разочаровываешься, ставишь цели, стремишься к идеалу, выходишь замуж или женишься, у всех есть родители, у всех есть любимые и нелюбимые, работа, прогулки, мечта. Нас объединяет так многое и мы искренне можем помочь друг другу, ведь кроме настоящей любви вообще ничего не важно в жизни. Настоящей любви к себе, к человеку, к маме и папе, детям и дому.
Кажется, что в таких личных истории артисты следят за реакцией зала более пристально, чем в пьесах, написанных другими.
Мне кажется, везде есть своя сложность. Лёгкой жизни нам никто не обещал. И никто не даст. Тяжело, когда тебе самому скучно, роль не нравится, не откликается, — тогда и режиссёру с тобой тяжело. Бывает понимаешь, что вот сегодня тут добился не того эффекта, или радуешься, что, сегодня верно. Всё же, как каждый день не похож на предыдущий, так и каждый спектакль будет от зала к залу разный.
А от вас что-то зависит?
Конечно. Это ж нужно желать рассказать.
Если в маминой части мы не могли отойти от её текста, я его выучила как роль, — не могу сказать по-другому — как она написала, так я и говорю, у мамы — написанный текст, в нем соблюдена пунктуация, закончена мысль в предложении, то в своих историях — разговорная речь. Разговорная речь несколько косноязычна, держится больше на междометиях, на незаконченности, здесь смыслы передаются интонациями рассказчика, его визуальным отношением к истории. Естественно, я знаю о чём рассказывать, но прописанных слов нет, эта часть держится на сиюминутности импровизации.
В каком документальном театре работать сложнее: когда про себя или про других?
Это не документальный театр. Здесь другой жанр. Это автофикшн.