25 мая 2023

Юрий Башмет: «Главное, чтобы у ребёнка появилась цель в жизни»

Стартовал III Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. В Красноярском крае пройдёт шесть концертов в трёх городах. Гостей ждут новые форматы и громкие имена не только музыкального, но и театрального мира. В день открытия узнали у маэстро, что делать, если не прошёл прослушивание во Всероссийский юношеский симфонический оркестр, почему важен синтез искусств, и в чём гений Чайковского.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

О талантливых людях и синтезе искусств


Мне приятно и очень радостно общаться с талантливыми людьми. Это может быть Стинг, кто-то из театральных мастеров. Это всё личности. Каждый в себе неуверен, потому что они творческие люди. Но с ними невероятно интересно, полезно и приятно. Например, с Костей Хабенским мы сыграли, наверное, 130 спектаклей «Не покидай свою планету» за почти 9 лет. Всегда идёт с аншлагом в Москве. Каждый раз, когда я хожу в театр на этот спектакль, я всегда жду сюрпризов и вдохновений. Вот он слышит, мы делаем диминуэндо или ускоряемся, то мгновенно это подхватывает. Уже сейчас мы настолько свободно себя чувствуем, что происходит импровизация, и это меня каждый раз радует. 

Тот же Серёжа Гармаш, он ни разу ещё «Кроткую» одинаково не сыграл. Последний монолог бывает разным: эмоциональным, философским, подавленым, холодным, он всегда творит. Недавно Женя Миронов не просто читал письма Ван Гога («Ван Гог. Письма к брату») — он играл роль. Создавалось впечатление, что он и есть брат Винсента Ван Гога. Он играет роль, а люди рыдают, это не может не тронуть слушателя. Это для меня новое, особый интерес в том, что будет в следующий раз. Не могу пока сказать, но есть задумки интересные, спорные. 

Но в то же время мне не менее интересны программы и без помощи такого синтеза. Например, пару дней назад у нас был чистый Моцарт. И это качество в чистом виде  стиль, вдохновение, в каком состоянии оркестр. В результате ощущение, будто мы выступили на стадионе. Играли в Московской филармонии увертюру к опере «Дон Жуан», скрипичный концерт и Симфонию № 40, но вопль был такой, будто The Beatles приехали. И для меня такие концерты не менее ценны, может и больше, потому что это напрямую уже меня касается. 

Про оперу и гениального Чайковского

Очень много людей на земном шаре любят оперу, но очень много — нет. Потому что, если пришёл неподготовленный, часов 5 сидишь на каком-нибудь Вагнере, например, то это трудно. Сегодня мир другой, больше клиповый. И это определённый возврат. Если взять старые оперы — это Моцарт и до него. В них схема такая: знаменитые арии — это красиво, гениально, но само действие, грубо говоря, история рассказывается в речитативах. А арии — хиты. Это я о самых знаменитых операх. 

Смог победить это Шуберт — у него вы не найдёте проходных нот. Тема и разработка — одного высочайшего качества. И конечно Пётр Ильич Чайковский. Потому что его речитативы не уступают ариям, это всё равно гениальная музыка. И очень интересно, как это развивается, переплетается. 

Читайте также