Юрий Башмет: «Главное, чтобы у ребёнка появилась цель в жизни»
Стартовал III Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. В Красноярском крае пройдёт шесть концертов в трёх городах. Гостей ждут новые форматы и громкие имена не только музыкального, но и театрального мира. В день открытия узнали у маэстро, что делать, если не прошёл прослушивание во Всероссийский юношеский симфонический оркестр, почему важен синтез искусств, и в чём гений Чайковского.
О программе фестиваля и как быть, если не прошёл прослушивание в ВЮСО к Башмету
В программе фестиваля то, что мне самому нравится и обязательно что-то новое, что родилось в последний сезон. И то, что наверняка не звучало в Красноярске, несмотря на собственный богатый репертуар.
В сегодняшнем концерте в первом отделении участвует молодёжь. Сыграет Полина Тхай — маленькая, но талантливая, недавно получала спецприз от меня в Москве — теперь может участвовать в моих фестивалях. Также Валерия Абрамова, такой же приз получила. И это нужно и нам, и этим молодым музыкантам. Понимать, ради чего они тратят своё детство и лишний раз не бегают в футбол играть. Уже сейчас они заняты и получают подтверждение приобретения профессии. У них есть возможность выступать, делиться своим творчеством. Каждый из них уже выдающийся: кто-то — техничный, кто-то — невероятно музыкальный. Это радует и их родителей, и учителей. И у них есть цель. Главное, чтобы у ребёнка появилась цель в жизни, это работает стопроцентно. Мы точно знаем, поскольку очень многих слушаем. Раз в два года у нас проходят прослушивания во Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Понятно, времени специально приезжать в далёкие места и делать такие конкурсы — трудно. Но у нас такое правило — где проходит концерт или фестиваль, там мы проводим прослушивания. Естественно из Новосибирска человеку легче прилететь в Красноярск, нежели в Москву. У нас на прошлом прослушивании было больше 860 человек. Приехали из всех городов нашей огромной страны. Я не буду говорить, сколько мы могли бы взять, конечно, не всех. Всего в оркестре 100 музыкантов. И они не меняются все разом, у нас возрастная ротация. Берём человек 30-40. Если исполнилось 22 годика, то со слезами прощаемся, но потом следим, помогаем. Там уже сложились семейные пары, кто-то развёлся, у других дети свои появились. Этому оркестру уже больше 10 лет.
Сейчас самая маленькая у нас в оркестре — гобоистка, ей 9 лет, а старшим — 22 года. Те, кто не проходят на прослушиваниях, конечно, расстраиваются. Но мы даём мастер-класс короткий: главное, над чем нужно поработать. Буквально через пару лет на следующем прослушивании они уже проходят. За это время растут во всех смыслах, в том числе в ремесле. Так что это не трагедия, что ты не годишься, бросай музыку. Наоборот – поработай над этим и через два года результат будет другим.
О талантливых людях и синтезе искусств
Мне приятно и очень радостно общаться с талантливыми людьми. Это может быть Стинг, кто-то из театральных мастеров. Это всё личности. Каждый в себе неуверен, потому что они творческие люди. Но с ними невероятно интересно, полезно и приятно. Например, с Костей Хабенским мы сыграли, наверное, 130 спектаклей «Не покидай свою планету» за почти 9 лет. Всегда идёт с аншлагом в Москве. Каждый раз, когда я хожу в театр на этот спектакль, я всегда жду сюрпризов и вдохновений. Вот он слышит, мы делаем диминуэндо или ускоряемся, то мгновенно это подхватывает. Уже сейчас мы настолько свободно себя чувствуем, что происходит импровизация, и это меня каждый раз радует.
Тот же Серёжа Гармаш, он ни разу ещё «Кроткую» одинаково не сыграл. Последний монолог бывает разным: эмоциональным, философским, подавленым, холодным, он всегда творит. Недавно Женя Миронов не просто читал письма Ван Гога («Ван Гог. Письма к брату») — он играл роль. Создавалось впечатление, что он и есть брат Винсента Ван Гога. Он играет роль, а люди рыдают, это не может не тронуть слушателя. Это для меня новое, особый интерес в том, что будет в следующий раз. Не могу пока сказать, но есть задумки интересные, спорные.
Но в то же время мне не менее интересны программы и без помощи такого синтеза. Например, пару дней назад у нас был чистый Моцарт. И это качество в чистом виде — стиль, вдохновение, в каком состоянии оркестр. В результате ощущение, будто мы выступили на стадионе. Играли в Московской филармонии увертюру к опере «Дон Жуан», скрипичный концерт и Симфонию № 40, но вопль был такой, будто The Beatles приехали. И для меня такие концерты не менее ценны, может и больше, потому что это напрямую уже меня касается.
Про оперу и гениального Чайковского
Смог победить это Шуберт — у него вы не найдёте проходных нот. Тема и разработка — одного высочайшего качества. И конечно Пётр Ильич Чайковский. Потому что его речитативы не уступают ариям, это всё равно гениальная музыка. И очень интересно, как это развивается, переплетается.