13 июля 2023
«Венеры одетые»: от советского купальника до кураторского импульса
Современный художник Андрей (АЗБНК) Шмалий и куратор Анна Андреева осмысляют наследие авангарда в новой выставке Музейного центра «Венеры одетые». Как смотреть выставку? Какое исследование лежит в основе и (да, этот вопрос мы тоже задали) что хотели сказать авторы? Ответы в нашем блиц-интервью.

На что стоит обратить внимание перед тем как зайти в «Черный ящик»?
Анна: Во-первых, нужно иметь в виду, что ты находишься в красных залах Музейного центра «Площадь мира». А именно — что ты находишься в контексте советской истории и авангардного искусства. И в «Черном ящике», в галерее, в которой мы находимся сейчас, не может существовать современное искусство вне контекста. Здесь специально проявляется что-то такое, что рефлексирует на эти темы.
Андрей: Я долго ждал этот кураторский импульс, чтобы создать выставку. Мне очень нравятся работы Самохвалова, Дайнеко, Ишханова — художники и скульпторы, которые мне импонируют. И мне всегда хотелось выставиться именно в этом зале, потому что вокруг много отсылок именно на то искусство, которое меня вдохновляет.
Какие темы легли в ваше исследование?
Анна: Мы с Андреем прошлись по «Советской изнанке» и нашли классные паттерны на советских купальниках. Мы подумали, что люди и в то время хотели выделяться. Несмотря на то, что тогда была потребность в унификации, чтобы сделать все одинаковым и, возможно, больше функциональным, нежели красивым. И на тех, кто пытался выделиться, смотрели косо. Но потребность в проявлении своей индивидуальности, безусловно, существовала.
И вот в экспозиции мы увидели купальники, и это сразу натолкнуло на мысль соединить женскую тему творчества Андрея с авангардом. Так появились «Труженица», «Именинница», «Велогонщица» и «Пловчиха». Эти образы созданы при использовании паттернов советского промышленного дизайна.

Андрей: У нас не было идеи скопировать работы, и это в принципе невозможно, ты всегда внесешь что-то свое. Скорее, мы хотели преобразовать коллективное в индивидуальное. Ведь художников-монументалистов воспринимают как художников в массе, как данность, как наследие, которое нанесено на фасады домов каких-то старых кинотеатров и домов культуры. Каждая моя работа, как Франкенштейн, намешанная из рельефов скульптур и живописи. В каждой отсылки к великим художникам, у которых были имена и индивидуальность.
Как смотреть выставку? Есть ли кураторская карта?
Анна: Из-за того что сюжеты никак не пересекаются друг с другом, кроме того что они объединены в тему жизни советского человека, начала как такового нет. То есть ты просто заходишь и подходишь к той «Венере», которая тебе больше нравится.

Мне нравится больше всего «Именинница», потому что она самая... прямо Родина-Мать, украшение коллектива и вообще может и коня остановить на скаку. Она огромная женщина. Ты встаешь перед ней, а она больше тебя в разы, и ты как бы просто наблюдаешь...Рассматриваешь кислотные цвета, напоминающие радиацию. Эти цвета и техника, кстати, сразу говорят о том, что это точно что-то новое и современное.
На самом деле все просто: нужно обратить внимание на то, что это четыре сюжета, они здесь главные. А все остальное — документальная часть и паттерны, которые мы взяли из книги «Ткани авангарда». И эти узоры как бы появляются из черного космоса стен выставочного пространства советской изнанки и из манифестов амазонок советского дизайна Поповой и Степановой.

Андрей: А мне было бы приятно, если бы кто-то обратил внимание, что в сумме всех работ считывается настроение рейва.
Выставка продлится до 10 сентября
Фото: Руслан Максимов