10 октября 2023
Борис Смелянец: «Пока человеку нужен качественный диалог и обмен энергией, театр будет существовать»
85 лет, представляете? Так начинаются юбилейные показы в Красноярском театре кукол — с выставки, интересных фактов и удивленных глаз. Борис Смелянец, актер и режиссёр-постановщик в интервью Культура24 делится впечатлениями и позволяет по-новому взглянуть на театр.
На открытии выставки слышала фразу: «Вот таким должен быть театр кукол». Расскажите, для вас, каким должен быть театр?
Я влюбился в спектакль «Мцыри», к сожалению, я там не занят. Это очень откровенная история. Вообще, в мире сейчас много говорят о патриотизме, но каком-то непонятном. А здесь всё раскрывается совершенно нежно, искренне и пронзительно. Мысль о том, что человек не может жить без своей семьи, без своего народа и вне своей культуры.
Обожаю спектакли Руслана Кудашова, и с нетерпением жду, когда ещё раз приедет Саша Янушкевич, люблю работы Ани Ивановой-Брашинской. Пусть я с ней не всегда согласен, но мне всегда интересно, что будет в финале. Она режиссёр процесса.
Вот и именно такой театр мне интересен.
Сегодня театр живёт?
Ну до сих пор ему предрекали смерть. С появлением кинематографа, сказали, всё, театр умрёт. Ничего подобного! Появилось телевидение...но театр вновь выжил. Интернет тоже театр не убил, а наоборот, театр всегда вбирает в себя новые технологии. Театр меняется.
Сегодня важно режиссеру работать с публикой, видеть реакцию и понимать, дошло ли послание. Так у нас вышло с «Мелким бесом». Спасибо огромное Саше Янушкевичу. Он приехал, посмотрел и решил сократить спектакль. Работать в нем стало сложнее теперь (смеется), но мне кажется, зрителю стало понятнее. Обратная связь чувствуется.
Ни в телевизоре, ни в кинематографе, ни на YouTube-каналах этой обратной связи нет! И вот до тех пор, пока человеку будет нужно общение, нужен будет этот диалог на уровне душевного понимания, энергетики, невербальных жестов...пока человеку нужен обмен энергией, до тех пор будет существовать театр.
Юбилейный сезон начался с горящих глаз зрителя и восклицаний: «Ого, это театр для взрослых». С чем связана череда взрослых показов? Хотели поговорить со взрослыми?
Я всегда говорил, театр кукол не имеет возрастных границ. Так случилось исторически, что нас отнесли к детскому театру. Оно и к лучшему. Потому что если ребёнок начинает свой путь театрального знакомства с хорошего детского спектакля, то потом у него будет потребность пойти в драму, оперу, балет, музыкальный театр.
А что касается наших взрослых постановок, они эксклюзивны! Сологуба не ставил никто. Пелевина ставили в театрах, но в театре кукол — никто. «Я не умею спать» — этой истории на сцене нет вообще в мире, только в Красноярском театре кукол. Это такая семейная история. И я уверен, что у нас родители получают если не большее, то равнозначное удовольствие, когда смотрят постановки для семейного просмотра.
Вы и актёр, и режиссёр и руководитель...что больше по душе?
Руководителем быть тяжело, и у меня это не очень хорошо получается. А быть режиссером...я только начинаю. Но в первую очередь, это всегда актерские спектакли. То есть в них нет такой роли, которую мне бы не хотелось сыграть. Сейчас спектакль «Марк и Марта» Театра на крыше мы хотим изменить для новой сцены Пушки. Возможно, добавим ещё одного героя. А возможно, сделаем две версии — для выезда и игры на сцене.
Вот опять же, какой должен быть театр. Он должен быть интересным. Во-первых, тем, кто его смотрит, а во-вторых, тем, кто это играет и делает. Потому что все они становятся соучастниками в итоге.