31 октября 2023
Анастасия Неупокоева: «Я ухожу с любовью»
Экс-главный режиссер Канского драмтеатра Анастасия Неупокоева оживила не только театр, но и город. Особенно запомнился заголовок «Демоническая женщина покорила посетителей кафе». Культура24 успела застать Настю перед отъездом и узнать о том, как менялся театр.
Как проходила ваша работа в Канском драматическом?
Великолепно! У меня какая-то любовь невероятная и удовольствие от работы. Сначала было очень ответственно, страшно и неожиданно. Ведь я закончила режиссуру три года назад, и по большому счёту я молодой режиссёр, несмотря на мой солидный возраст. (смеется)
Я старалась так сделать, чтобы максимально все артисты были заняты, у каждого чтобы было минимум по одной работе. Мне выпал шанс поставить Островского, Пушкина, потом пиратский Новый год случился и много других проектов. Мы сделали читки, например. Точнее чиктакли. И зрителю так понравился этот формат!
В общем я ухожу с любовью. Как будто с хорошим другом прощаюсь. Если сложится, приеду еще, мне было очень интересно что-нибудь здесь ещё поставить.
А канский зритель?
Он вообще замечательный! Я ехала сюда с небольшой опаской. Думаю, маленький провинциальный город…Но люди здесь просто удивительные. Просто. Я познакомилась с Алёной Сусловой, владелицей кофейни. Мы когда первый раз к ней пришли со стульями, у нее глаза на лоб полезли. А когда мы сыграли спектакль, она просто всё…настаивает: приходите еще! Еще есть здесь постоянный зритель Дмитрий, он на каждую премьеру приходит с тортом.
Диалог со зрителями было интересно выстраивать. Мы сделали три читки с обсуждениями с подростками. И обсуждение прямо было жарким. Мы читали пьесу про булинг Камиллы Ибраевой «Голоса в темноте». Знаете, это было похоже на сеанс психотерапии. И все как давай там рыдать: артисты, зрители, педагоги, психологи. Настолько серьезную и болевую точку мы подняли. И дети потом просили: пожалуйста, придите к нам в школу с этим спектаклем, мы хотим, чтобы одноклассники и учителя посмотрели.
«Золотую Маску» в этом году взял фольклорный спектакль «Коромысли». Ваш спектакль «О старике, старухе и Золотой Рыбке» очень его напоминает. Есть какая-то тенденция возвращения к музыкальному началу?
Знаете, почему напомнило? Потому что Елизавета Тюгаева, которая работала с нами над этим спектаклем, была этнопродюсером в «Коромыслях».
Что касается меня...я вообще не адепт фолка. Но хотелось поставить Пушкина. И вот мы с художником этого спектакля как-то сидели и рассуждали: «30 лет и 3 года», «и жили они долго и счастливо». Это как? Как они, персонажи сказок, жили? Вот я, например, 22 года замужем, и я совсем не скажу, что это легко. Нет, у меня хороший муж и все замечательно, но было разное (смеется). И мы решили понять, а как жили старик со старухой? Не всегда же они были стариками.
И уже потом родился фольклор, но непривычный нам. Песни, которые поют артисты на сцене, они не иллюстрируют то, что на ней происходит, они передают настроение. Лиза Тюгаева на тренингах с артистами просила отследить состояние и подумать над тем, что вы чувствуете в момент, когда вы ее поете. И оказывается, что текст не важен, и вовсе не текст диктует, а какая-то структура что ли. И эти песни необычные, вы их нигде не услышите, это все достано в экспедициях у бабушек-хранительниц.
То есть это не популярный фольклор такой. И он тут как проводник. Вот вы заходите в незнакомый лес с разными деревьями, а проводник ведет вас по тропе куда-то, и вы как будто узнаете лес, как будто вы вернулись к своим корням.
И на тренингах Лизы мы как будто ходили так по забытым каким-то вещам из детства. Во время такого песенного тренинга я ясно вспомнила, что у моей бабушки была кружка белая с красными горохами. Вспомнила, как я маленькая сижу, мне лет пять наверно, и пью молоко из этой кружки. У меня до сих пор мурашки по коже.
Ну в общем этот спектакль, это как Эйва из Аватара, когда ты соединяешься с чем-то таким большим. И сейчас это модно, психология же говорит, что все из детства, во всем предки...А вокруг сейчас такая суета, иногда кажется что мы потерянные и оторванные. Как будто мы вот без корней, и нас бросает по миру, и нет понимания, а за что зацепиться.
Кстати, спектакли Анастасии Неупокоевой «Волки и овцы» и «О старике, старухе и Золотой Рыбке» скоро приедут в Красноярск бороться за Хрустальную Маску «Театральной весны».