Филипп Чижевский: «Чем больше интересных творческих людей будут вместе что-то создавать, созидать, тем лучше для мира в целом»
Фестиваль искусств «Хворостовский» стал ярким событием осени и подарил удивительные музыкальные встречи гостям события. Поддержали фестиваль не только звёзды музыки, но и Bellini Gastronomic Ecosystem. Бренд-шефы Егор Штепа, Роман Чемеренко и Илья Ходзицкий создали специальный десерт по мотивам семейных традиций Хворостовского. Узнали историю создания сладкого десерта, а ещё пригласили дирижёра Филиппа Чижевского на дегустацию. Он рассказал, как воспринимает подобный синтез искусств, о первопроходце Хворостовском и прелести неподготовленного зрителя.
Филипп Чижевский: Нам (Филипп Чижевский — дирижёр Ансамбля Questa Musica — прим.ред.) было очень приятно принять приглашение поучаствовать в фестивале Дмитрия Хворостовского — величайшего оперного певца. Когда мы говорили о программе, у нас были разные мысли, но в итоге мы остановились на программе музыки эпохи Барокко. Наш коллектив делает всё, что нам интересно — это и ультрасовременное, и романтичный репертуар, и музыка XX века, и классицизм, и ренессанс, и ранний ренессанс. Совсем недавно у нас был концерт в Филармонии, где мы исполнили музыку Гийома Дюфаи — это самое начало XIV века.
Дмитрий Хворостовский, наверное, один из первых певцов, кто ещё в СССР начал транслировать раннюю музыку, показывать её аудитории. Нам этот момент показался очень интересным, по сути историческим, ведь Хворостовский был своего рода первопроходцем — он пел арии Генделя. Сказать, что этот материал был непопулярным – ничего не сказать. Благодаря своему таланту, обаянию, он продвигал музыку. Делал её по-своему, но учитывал какие-то аспекты, которые были в то время ему доступны, с точки зрения исполнительских нюансов. Мы хотели исполнить хиты, но сделать эту программу разной — показать английско-немецкое барокко и безусловно итальянское.
Филипп Чижевский: Сейчас то время, когда объединение каких-либо интересных институций идёт во благо. Например, возьмём жанр «опера» — пожалуй, самый всеядный жанр, который может включать всё, что угодно — балет, видео, поют, читают, проекции и другое. Мне кажется, чем больше интересных творческих людей будут вместе что-то создавать, созидать, тем лучше для мира в целом. Потому что люди должны общаться, а это и есть общение. Я очень люблю поесть, наверное, как и все люди. Потому что еда нужна, тем более, если эта еда вкусная — она дарит эмоции. Получаются эмоции вдвойне, потому что, как говорится «хлеба и зрелищ».
Мне очень понравился «Десерт Хворостовского». Очень насыщенный позднеосенний десерт, который соответствует погоде и его приятно есть с терпким кофе без молока, на мой вкус. Он будет оттенять сладость блюда.
Филипп Чижевский: Для меня публика — полноценный участник исполнения. Когда мы с коллективом приходим в концертный зал, там помимо стен, инструментов, музыкантов, безусловно нужен зритель. Концерт — это изменение, трансформация, а если нет зрителя, то эта трансформация не случается. Тогда концерт мало чем отличается от репетиции. Не так давно, во время пандемии, нужно было как-то выходить из ситуации, многие делали концерты в пустых залах, но, на мой взгляд, это абсолютно неоправданно. Если я хочу послушать музыку через колонки, я лучше включу запись выступления со зрителем. Потому что эмоция чрезвычайно важна, зритель влияет на исполнение. Артист должен быть честен на сто процентов и давать эмоцию. Не важно какими средствами — играет он музыку современную или сонату Моцарта, это вторично уже. Зритель, покупая билет, платит за эмоцию, он хочет её получить.
Какое-то время назад я задумался над одной темой. После довольно сложного концерта ко мне подходили люди, не музыканты, просто молодые ребята, которые занимаются творчеством — архитекторы, художники, и говорили очень правильные вещи, которые я не слышал от своих коллег. Это я к тому, что музыкантам зачастую мешает образование воспринимать музыку. Они анализируют и не получают кайф от прослушивания. Отодвинуть это в сторону и просто открыться эмоции — это гораздо интереснее, гораздо душеспасительнее, полезнее. Зачастую у человека, случайно попавшего в концертный зал, случается столкновение своей неготовности, для него это шок. И мне кажется — это здорово. Даже во многом ради таких моментов стоит это делать, когда ты не знаешь и получаешь — это приятно, это сюрприз.
Филипп Чижевский: Фестиваль — важен. Дмитрий Хворостовский выступал фактически до последних дней своей жизни. Я смотрел тот последний концерт, это всё, безусловно, со слезами на глазах. Не представляю какие эмоции были в зале в тот момент.
Сегодня его дело живо, он родился здесь, его здесь любят. Уверяю, память о нём пройдёт сквозь десятилетия, сколько будет стоять этот мир. Потому что этот певец действительно сделал крайне много для мировой культуры. Хворостовский — это именно тот человек, который про общение, про объединение. Он вокруг себя мог сплотить удивительное количество разных людей, заражал своим талантом. И Красноярск — это центр Сибири, важный город на планете. Своеобразное место силы и Хворостовский был силой. Мне кажется, стоит только пожелать и фестивалю, и городу всяческого развития, поддержки со всех сторон и не боязни творческих экспериментов. Пусть фестиваль выходит за рамки просто музыкального. Пусть становится междисциплинарным и полистилистическим. Это важно и, мне кажется, стоит выходить шире за рамки музыки. Я вот музыкант, и понимаю, что музыка — это одно из, есть масса всего интересного и чем больше людей будут общаться вместе, тем лучше для мира. Пусть он стоит.
Егор Штепа: Мы крупная гастрономическая экосистема и регулярно сотрудничаем с креативными институциями. Поддерживали Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета, фестиваль «Джаз над Енисеем», регулярно сотрудничаем с представителями культуры. И в этот раз тоже охотно согласились.
Мы вдохновлялись, смотрели что Дмитрий Хворостовский ел в детстве. В одном из его интервью прочитали, что он очень любил десерт, который готовила его мама. Десерт «шахматы» был очень популярен в советское время и его часто делали на праздники. Начинка у всех одинаковая — ванильный и шоколадный бисквит выложены в форме шахматной доски. Украшение же было разное, кто во что горазд.
Мы сделали такой же бисквит, оформили его кремом из варёной сгущёнки, далее немного авторского карамельного соуса и для хруста добавили карамелизованный пекан. Получилось очень классическое и понятное для многих сочетание.
Егор Штепа: У нас довольно оригинальная подача этого десерта. Сначала мы кладём на стол пластинку, где есть QR-код, по нему можно перейти и послушать произведения, которые исполнял Дмитрий Александрович. Идёт двустороннее погружение — вкусовые рецепторы задействованы и эмоциональная сторона. Многие, кто видит в заведении, что есть такой десерт, обязательно его заказывают, даже если уже попробовали что-то сладкое. Людям важны воспоминания и какое-то уважение к великому человеку.
Bellini Gastronomic Ecosystem уже давно не про то, чтобы просто накормить людей, мы хотим делать это очень умно, давать дополнительные эмоции, погружать их смыслово, когда они пробуют блюда. Наделять процесс дополнительной ценностью. И вот как раз такие коллаборации здорово работают. Когда мы в команде, то получается сильнее со всех сторон вовлекать людей в такие красивые истории.
Фото: Андрей Болотов/Культура24