14 ноября 2023
Сергей Ануфриев и его время: репортаж и воспоминания друзей с масштабной выставки
В Доме художника открылась выставка памяти Сергея Ануфриева. Здесь более 60-ти работ мастера из красноярских музеев и личной коллекции семьи художника, его биография, его талант, друзья, воспоминания и потрясающая монография «Сергей Ануфриев и его время».
Ольга Галыгина, искусствовед, член ВТОО «Союз художников России»
Это мощно иллюстрированная книга, там использовано более 500 фотографий. В этом труде Сергей раскрывается совершенно с другой стороны через взамодействие с родителями, семьей и друзьями. То есть у нас было желание показать все грани человека, показать его исключительную порядочность, интеллигентность благородство. Он не просто занимался развитием искусства. Он очень хорошо знал, к чему он движется и создавал векторы в будущее. А еще он очень любил всё, что он делал. И вот эта любовь, она чувствуется во всём буквально. И эта книга и эта выставка — это праздник во имя Сергея.
Это мощно иллюстрированная книга, там использовано более 500 фотографий. В этом труде Сергей раскрывается совершенно с другой стороны через взамодействие с родителями, семьей и друзьями. То есть у нас было желание показать все грани человека, показать его исключительную порядочность, интеллигентность благородство. Он не просто занимался развитием искусства. Он очень хорошо знал, к чему он движется и создавал векторы в будущее. А еще он очень любил всё, что он делал. И вот эта любовь, она чувствуется во всём буквально. И эта книга и эта выставка — это праздник во имя Сергея.
Сергей Форостовский, председатель КРО ВТОО «Союз художников России»
Мои мысли и ассоциации могут носить субъективный характер и не претендуют на оценку и анализ. Несомненно одно — Ануфриев был незаурядной личностью в организации творческого процесса в широком его аспекте: идейном, организационном, хозяйственном, логистическом, коммуникативном, психологическом и человеческом. Одной из важных черт Сергея было наличие стратегической воли для развития нашего союза. Для поставленных задач, казалось бы, несовместимых друг с другом, как то: менеджерские и творческие, он всегда находил оптимальные решения. Мне хотелось бы рассказать о наших совместных выставочных проектах, где мы срабатывали на уровне поиска темы, творческой идеи, ее реализации и дальнейшего продвижения. В этом плане мы с ним всегда оказывались на одной волне. Иногда достаточно было одной встречи и предложения с другой стороны, чтобы принять решение — делаем мы этот проект или нет. Наши амплитуды зачастую совпадали, и чутье нас не подводило.
Мои мысли и ассоциации могут носить субъективный характер и не претендуют на оценку и анализ. Несомненно одно — Ануфриев был незаурядной личностью в организации творческого процесса в широком его аспекте: идейном, организационном, хозяйственном, логистическом, коммуникативном, психологическом и человеческом. Одной из важных черт Сергея было наличие стратегической воли для развития нашего союза. Для поставленных задач, казалось бы, несовместимых друг с другом, как то: менеджерские и творческие, он всегда находил оптимальные решения. Мне хотелось бы рассказать о наших совместных выставочных проектах, где мы срабатывали на уровне поиска темы, творческой идеи, ее реализации и дальнейшего продвижения. В этом плане мы с ним всегда оказывались на одной волне. Иногда достаточно было одной встречи и предложения с другой стороны, чтобы принять решение — делаем мы этот проект или нет. Наши амплитуды зачастую совпадали, и чутье нас не подводило.
Вадим Иванкин, заслуженный художник РФ, секретарь Союза художников России по Сибирскому федеральному округу, академик РАХ
У каждого из нас останется свой Ануфриев. У меня он такой: простой и доверчивый, умный и талантливый, спокойный и честный художник, пожертвовавший творчеством ради работы и превративший работу в свою жизнь...
У каждого из нас останется свой Ануфриев. У меня он такой: простой и доверчивый, умный и талантливый, спокойный и честный художник, пожертвовавший творчеством ради работы и превративший работу в свою жизнь...
Андрей Машанов, заслуженный художник РФ, секретарь Союза художников России по Сибирскому федеральному округу, академик РАХ
Никогда не забуду его слова, когда обсуждали избрание меня в председатели Омского отделения союза художников, и я при этом категорически был против: «Андрей, это надо, мы с тобой, и с Вадимом Иванкиным тебя поддержим, но ты всегда можешь уйти, сказав, например, что живот болит». И так случилось, что все мы вместе тянем этот жернов: Сергей вместе с Вадимом активно стали помогать мне на посту председателя. И первая идея, хочу подчеркнуть, Сережина, была такая. Сидя как-то в мастерской, он сказал: «Как было бы здорово помимо межрегиональных выставок, где художники представлены только некоторыми работами, сделать выставку большую просто двух конкретных союзов». И вот тогда зародился проект «Енисей — Иртыш. Великие реки искусства», позже охвативший и другие города Сибири. Потом было еще множество проектов, инициатором которых был Сережа.
Никогда не забуду его слова, когда обсуждали избрание меня в председатели Омского отделения союза художников, и я при этом категорически был против: «Андрей, это надо, мы с тобой, и с Вадимом Иванкиным тебя поддержим, но ты всегда можешь уйти, сказав, например, что живот болит». И так случилось, что все мы вместе тянем этот жернов: Сергей вместе с Вадимом активно стали помогать мне на посту председателя. И первая идея, хочу подчеркнуть, Сережина, была такая. Сидя как-то в мастерской, он сказал: «Как было бы здорово помимо межрегиональных выставок, где художники представлены только некоторыми работами, сделать выставку большую просто двух конкретных союзов». И вот тогда зародился проект «Енисей — Иртыш. Великие реки искусства», позже охвативший и другие города Сибири. Потом было еще множество проектов, инициатором которых был Сережа.
Елена Краснова, член СХ РФ, профессор кафедры керамики Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского
Глядя на работы Сергея Ануфриева, думаешь о Вечном, о невидимой связи прошлого — настоящего — будущего... Тайные знаки предков. Его керамика несет послания, и, чтобы их понять, надо углубиться в историю или, напротив, отрешиться от повседневности бытия и в этой внутренней тишине погрузиться в глубины времени. Иногда возникает ощущение, что его керамика рождается сама собой, что глина ему сама раскрывает свои секреты, дает направление, наставления, где провести линию и с какой силой нажать на нее. Фактура словно рождается из формы, глина предстает перед нами в образе различных персонажей прошлого: шаманы, воины, керамические петроглифы словно оживают, дышат. И солнце, солнце... много солнца! Керамические, стеклянные, металлические... городское, китайское, катящееся, старое... Князь Солнце, солнечный камень, солнечное гнездо...Искусство безгранично.
Нам всем очень повезло! Мы имели счастье быть рядом, общаться с Сергеем Ануфриевым — яркой личностью, талантливым художником, замечательным организатором. Очень хочется, чтобы воплотились мечты Сергея об открытии центра современной керамики в Красноярске и отделения керамики и горячей эмали в Академии художеств.
Глядя на работы Сергея Ануфриева, думаешь о Вечном, о невидимой связи прошлого — настоящего — будущего... Тайные знаки предков. Его керамика несет послания, и, чтобы их понять, надо углубиться в историю или, напротив, отрешиться от повседневности бытия и в этой внутренней тишине погрузиться в глубины времени. Иногда возникает ощущение, что его керамика рождается сама собой, что глина ему сама раскрывает свои секреты, дает направление, наставления, где провести линию и с какой силой нажать на нее. Фактура словно рождается из формы, глина предстает перед нами в образе различных персонажей прошлого: шаманы, воины, керамические петроглифы словно оживают, дышат. И солнце, солнце... много солнца! Керамические, стеклянные, металлические... городское, китайское, катящееся, старое... Князь Солнце, солнечный камень, солнечное гнездо...Искусство безгранично.
Нам всем очень повезло! Мы имели счастье быть рядом, общаться с Сергеем Ануфриевым — яркой личностью, талантливым художником, замечательным организатором. Очень хочется, чтобы воплотились мечты Сергея об открытии центра современной керамики в Красноярске и отделения керамики и горячей эмали в Академии художеств.
Лю Минсю, куратор Музея русского искусства в Харбине, президент торговой палаты Хэйхэ
О достижениях Ануфриева в искусстве говорить не приходится, достаточно объяснить выразительность, привлекательность, идеи и эмоции, передаваемые его работами. И я надеюсь, что все будут помнить его усилия и вклад в китайско-российские культурные и художественные обмены.
В июне 2004 года Ануфриев впервые приехал в Китай. Когда мы познакомились, я восхитился его художественными взглядами и идеалами. Он человек с идеями, мужеством и действием. С тех пор по его рекомендации красноярские художники стали приезжать в Китай, чтобы творить, учиться, общаться и работать. Он открыл дверь для арт-обмена и сотрудничества между Красноярском и Китаем и привлек художников в команду.
Я думаю, что мы должны восхвалять и изучать его характер и талант, а его усилия и вклад в китайско-российские культурные обмены должны помнить и распространять.
Фото: Дарья Кривицкая/Культура24О достижениях Ануфриева в искусстве говорить не приходится, достаточно объяснить выразительность, привлекательность, идеи и эмоции, передаваемые его работами. И я надеюсь, что все будут помнить его усилия и вклад в китайско-российские культурные и художественные обмены.
В июне 2004 года Ануфриев впервые приехал в Китай. Когда мы познакомились, я восхитился его художественными взглядами и идеалами. Он человек с идеями, мужеством и действием. С тех пор по его рекомендации красноярские художники стали приезжать в Китай, чтобы творить, учиться, общаться и работать. Он открыл дверь для арт-обмена и сотрудничества между Красноярском и Китаем и привлек художников в команду.
Я думаю, что мы должны восхвалять и изучать его характер и талант, а его усилия и вклад в китайско-российские культурные обмены должны помнить и распространять.