30 января 2024
Лера Афонина: «Пушка+ попала в правильную волну»
Театралам Красноярска повезло, ведь в городе построили с нуля целое здание для новых постановок. Для кого Пушка+ создает свои эксперименты, осталось ли место театру в этих поисках и что будет дальше? Рассказывает арт-директор Лера Афонина.
Новая сцена открылась в октябре, сейчас уже можно сделать первые выводы: сбылось ли то, что задумывалось? Каков был изначальный замысел? И совпал ли он с реальностью?
Мои личные ожидания 50/50 — что-то совпало, а что-то нет. Полностью совпала с реальностью художественная политика, то есть то, что мы хотели здесь увидеть. Мы задумывали это площадку, как поле для экспериментов. И сейчас есть ощущение, что этот план был правильным. Кажется, именно такое соотношение музыки и театра зрителям нужно.
А что касается несовпадений — это мое удивление. Оказывается, я не знала, как устроена работа большого театра. Здесь много людей, ответвлений, отделов...у меня ушло четыре месяца, чтобы разобраться, кто за что отвечает!
Еще есть одно несовпадение, но приятное. Это звук. Пока площадка не была сдана, мы рождали гипотезы: насколько хорошо здесь будут звучать профессиональные музыканты в плане концертных номеров. Никто не мог сказать точно, какая будет акустика. И в этом смысле ожидания были чуть больше чем полностью оправданы.
Пушка +. Что уже к этому «плюсу» в уравнении вы успели приставить за это время?
Плюс танцы. Ребята из Evolvers показывали необычный и экспериментальный танец. И это оказалось интересно. Далее музыка. Мы поработали с Мариной Вишневской и продолжаем работать в сторону джазовых вечеров: легкий джаз, джазовая обработка, и третий концерт посвятим профессиональному джазу. Конечно, это мода и премьера «Метабарокко». Мы пригласили режиссера Полину Кирилину, которая придумала соединить театральный костюм с одеждой и украшениями красноярских дизайнеров.
Ну и наконец плюс дети! Мы ввели формат 3+, которого не было в Пушке, теперь самые маленькие зрители могут приходить к нам в театр. Также мы позвали театр подростков, где юные артисты показали своим сверстникам, что Чехов может быть нескучным.
Не потерялся ли театр среди экспериментов?
Театра у нас тоже много. Ведь была задача перенести и адаптировать спектакли с камерной сцены. Нам это удалось: «Маленькие трагедии», «Песенки Вертинского» и «Ужин двух господ» — это спектакли за столиками с игристым. А в последнем спектакле нам удалось гармонично вписать блюда в постановку.
А будет ли современная драматургия на новой сцене? Возможно, читки?
Весной, мы надеемся, будет серия читок. И это тоже будет гармонично, ведь Пушку ассоциируют с фестивалем современных пьес ДНК. Мы хотим обновить этот формат.
Времени прошло достаточно, на мой взгляд, а ажиотаж так и не спадает. С чем это связано? Вы нащупали ток зрителя?
Безусловно, иметь списки желающих попасть на спектакль — это мечта каждого арт-директора. Но сейчас есть спектакли, на которые можно попасть за 4-5 дней до показа. Легкая ажиотажность, действительно, присутствует.
Я думаю, мы попали в какую-то правильную волну. То есть мы просто предоставляем разные варианты проведения времени в театре. Здесь могут наслаждаться искусством и те, кто театр вообще не любит. То есть зрители, которые любят музыку, моду, танцы. И все это в новом красивом и уютном помещении.
И, будем честны, в Красноярске редко появляются новые площадки. Мне кажется сам факт появления нового здания в городе тоже вносит свои плоды.
Лер, а нет ли у тебя дежавю или чувства ностальгии. Ведь по сути Пушка+ стала модным местом и необычным, как в свое время был «Театр на крыше».
Это правда, ностальгия присутствует. Но я четко понимаю, что это другое. И то что было раньше, оно не повторится. Ведь я тоже другая, я изменилась. И сейчас я понимаю настолько театр — это отражение времени и всего, что происходит в мире, в городе и вообще везде. Те времена ушли, наступает новая эра. И я в ней, от этого мне радостно. Я рада, что предложение прийти в Пушку совпало с точкой невозврата в «Театр на крыше». Ведь он рано или поздно должен был перерасти во что-то другое.
Кстати, у нас же будет крыша! Когда я вышла еще на строящееся здание и посмотрела с высоты, я словила то ощущение, когда-то мы с Леной Городецкой стояли впервые на крыше. Это прекрасные виды, а скоро там зазвучит музыка и артисты, и это все повторится в новой форме. Я жду очень лето и всех приглашаю охотиться за билетами.