07 июля 2015
ЛИРИЧЕСКИЙ ЗВЕРИНЕЦ ПЕТРА ФОМЕНКО
На сцене Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина с большим успехом прошёл первый спектакль в рамках фестиваля "Золотая маска" – комедия "Волки и овцы" Александра Островского в постановке Петра Фоменко.
Автор: Эдуард РУСАКОВ
На сцене Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина с большим успехом прошёл первый спектакль в рамках фестиваля "Золотая маска" – комедия "Волки и овцы" Александра Островского в постановке Петра Фоменко.
С московским театром "Мастерская П. Н. Фоменко" красноярцы могли познакомиться лет пять назад, ещё при жизни замечательного режиссёра и педагога, когда возглавляемый им творческий коллектив побывал в нашем городе в рамках "Норильских сезонов". Для режиссёрской манеры Петра Фоменко всегда были свойственны фантазия, парадоксальность, отсутствие назидательности, ирония, пристальное внимание к деталям, оттенкам, полутонам. С юных лет он экспериментировал, и не случайно кто-то из советских критиков назвал его "осквернителем праха русской классики", хотя Фоменко просто пытался свежим взглядом смотреть на классическое наследие. Именно этот новаторский подход помог ему позднее четырежды стать лауреатом премии "Золотая маска". Этому же он учил и студентов ГИТИСа, среди выпускников которого есть такие его ученики, как наш земляк Олег Рыбкин или известный режиссёр Сергей Женовач, называвший Петра Фоменко "великим лицедеем и провокатором".
Сатирическая комедия "Волки и овцы", разоблачающая лицемерные нравы поместного дворянства, в постановке Фоменко вдруг перестала быть назидательно лобовой и однозначно разоблачительной. Режиссёр смог поставить пьесу Островского по-чеховски тонко, изящно, с лирическим подтекстом и снисходительной симпатией к героям, даже самым несимпатичным.
Хорош Рустэм Юскаев в роли бывшего офицера и алкаша Аполлона. А уж как хороша Полина Кутепова, явно наслаждающаяся ролью богатой вдовы Купавиной! Её тётку Анфусу – престарелую чудачку с маленьким зеркальцем и большим "приветом" – лаконично, но тонко играет Галина Кашковская, которая особенно хороша в финальном эпизоде, когда, раскачиваясь в гамаке, она пристально вглядывается в лица зрителей – как рыба из аквариума! Тот же гамак удачно обыгран в замечательной сцене соблазнения Лыняева (артист Алексей Колубков) святошей Глафирой (артистка Галина Тюнина), когда убеждённый холостяк запутывается в нём, как птица в сети. Очень "вкусно" играет дворецкого Андрей Казаков. Даже образ помещицы Мурзавецкой (артистка Мадлен Джабраилова), поучающей всех добродетели и занимающейся подлогами и вымогательством, не кажется однозначным. И даже главный хищник – Василий Беркутов (артист Карэн Бадалов), цинично использующий в корыстных целях влюблённую в него богатую вдову Купавину, тоже не лишён волчьего обаяния. Искусство актёрской игры заставляет нас испытывать симпатию почти к каждому из этих лукавых персонажей. Разве что кроме циничного мошенника Чугунова (артист Тагир Рахимов).
Неслучайно на пресс-конференции накануне спектакля артистка Галина Тюнина назвала театр Фоменко поэтическим театром. Её поддержал артист Кирилл Пирогов, сыгравший лихого и беспринципного, но обаятельного юношу Горецкого. "В поэтическом театре, – сказал Пирогов, – не должно быть нравоучительного пафоса, а должны быть восторг бытия, юмор и самоирония". Всё это есть в спектакле "Волки и овцы".
Поэтический театр Петра Фоменко - это лирический зверинец, где мирно и вполне гармонично сосуществуют умные волки и глупые овцы. После окончания спектакля долго не смолкали аплодисменты и крики "браво", к ногам артистов подносили цветы, в том числе большую корзину от губернатора Виктора Толоконского, который присутствовал в зале.
...А мне почему-то вдруг вспомнились слова обаятельного "волка" Беркутова из этого спектакля: "Провинциалы любят уголовщину..."
Да, мы, провинциалы, любим уголовщину. У нас в провинции – такая скука!
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 7 июля
На сцене Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина с большим успехом прошёл первый спектакль в рамках фестиваля "Золотая маска" – комедия "Волки и овцы" Александра Островского в постановке Петра Фоменко.
С московским театром "Мастерская П. Н. Фоменко" красноярцы могли познакомиться лет пять назад, ещё при жизни замечательного режиссёра и педагога, когда возглавляемый им творческий коллектив побывал в нашем городе в рамках "Норильских сезонов". Для режиссёрской манеры Петра Фоменко всегда были свойственны фантазия, парадоксальность, отсутствие назидательности, ирония, пристальное внимание к деталям, оттенкам, полутонам. С юных лет он экспериментировал, и не случайно кто-то из советских критиков назвал его "осквернителем праха русской классики", хотя Фоменко просто пытался свежим взглядом смотреть на классическое наследие. Именно этот новаторский подход помог ему позднее четырежды стать лауреатом премии "Золотая маска". Этому же он учил и студентов ГИТИСа, среди выпускников которого есть такие его ученики, как наш земляк Олег Рыбкин или известный режиссёр Сергей Женовач, называвший Петра Фоменко "великим лицедеем и провокатором".
Сатирическая комедия "Волки и овцы", разоблачающая лицемерные нравы поместного дворянства, в постановке Фоменко вдруг перестала быть назидательно лобовой и однозначно разоблачительной. Режиссёр смог поставить пьесу Островского по-чеховски тонко, изящно, с лирическим подтекстом и снисходительной симпатией к героям, даже самым несимпатичным.
Хорош Рустэм Юскаев в роли бывшего офицера и алкаша Аполлона. А уж как хороша Полина Кутепова, явно наслаждающаяся ролью богатой вдовы Купавиной! Её тётку Анфусу – престарелую чудачку с маленьким зеркальцем и большим "приветом" – лаконично, но тонко играет Галина Кашковская, которая особенно хороша в финальном эпизоде, когда, раскачиваясь в гамаке, она пристально вглядывается в лица зрителей – как рыба из аквариума! Тот же гамак удачно обыгран в замечательной сцене соблазнения Лыняева (артист Алексей Колубков) святошей Глафирой (артистка Галина Тюнина), когда убеждённый холостяк запутывается в нём, как птица в сети. Очень "вкусно" играет дворецкого Андрей Казаков. Даже образ помещицы Мурзавецкой (артистка Мадлен Джабраилова), поучающей всех добродетели и занимающейся подлогами и вымогательством, не кажется однозначным. И даже главный хищник – Василий Беркутов (артист Карэн Бадалов), цинично использующий в корыстных целях влюблённую в него богатую вдову Купавину, тоже не лишён волчьего обаяния. Искусство актёрской игры заставляет нас испытывать симпатию почти к каждому из этих лукавых персонажей. Разве что кроме циничного мошенника Чугунова (артист Тагир Рахимов).
Неслучайно на пресс-конференции накануне спектакля артистка Галина Тюнина назвала театр Фоменко поэтическим театром. Её поддержал артист Кирилл Пирогов, сыгравший лихого и беспринципного, но обаятельного юношу Горецкого. "В поэтическом театре, – сказал Пирогов, – не должно быть нравоучительного пафоса, а должны быть восторг бытия, юмор и самоирония". Всё это есть в спектакле "Волки и овцы".
Поэтический театр Петра Фоменко - это лирический зверинец, где мирно и вполне гармонично сосуществуют умные волки и глупые овцы. После окончания спектакля долго не смолкали аплодисменты и крики "браво", к ногам артистов подносили цветы, в том числе большую корзину от губернатора Виктора Толоконского, который присутствовал в зале.
...А мне почему-то вдруг вспомнились слова обаятельного "волка" Беркутова из этого спектакля: "Провинциалы любят уголовщину..."
Да, мы, провинциалы, любим уголовщину. У нас в провинции – такая скука!
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 7 июля