30 апреля 2024
Михаил Годенко: «Танцуйте всегда как в последний раз»
Прежде чем возглавить свой ансамбль в Красноярске, Михаил Семёнович Годенко прошёл долгий путь, в каждой точке которого, смог взять то, что в итоге сформировало его, как большого профессионала, талантливого балетмейстера и великую личность. В день 105-летия со дня его рождения вспоминаем мастера по цитатам.
Михаил Семёнович никогда не делил сценические площадки на большие и малые, хорошие и плохие, выгодные и невыгодные, престижные и непрестижные. Главная задача ансамбля — нести радость землякам и соотечественникам. Порой приходилось преодолевать серьёзные трудности. Например, первое время по стране ездили в прицепных вагонах, в них же и жили — без воды и электричества. Где-то выступали практически на земле, на севере дома культуры перед приездом артистов начинали прогревать за неделю, чтобы можно было выступить. Все тяготы преодолевать помогала молодость, энтузиазм, любознательность молодых танцоров.
Часто в поездках рождались новые номера. Однажды коллектив прибыл на гастроли в тогда новую деревню — Тюхтет, где ещё не построили клуб, но уже возвели мост через реку, где проходили главные гулянья. Вскоре в программу ансамбля был включён номер «На мосточке».
Зрители тепло принимали такие номера — в них они словно видели себя, своих друзей и близких, — делятся воспоминаниями артисты.
Михаил Годенко откликался на требования современности легко, ему нравилось создавать постановки, в которых ощущался дух сегодняшнего дня. Сам мастер напоминал, что его коллектив — не этнографический и весьма отличается от танцевальных первоисточников, которые бытуют, например в отдалённом сибирском селе. А Сибирь того времени — это задорный, молодой край, это комсомольские стройки, это нефть, уголь, газ, это хлеб. И их дают Родине руки молодых современников Годенко.
Кроме того, в шестидесятых продолжает быть значимой народность, но в соответствии с тезисом «Советское искусство — самое прогрессивное». Отсюда осовременивание всех художественных средств, в том числе и танцевальной лексики. И в этом Михаил Семёнович преуспел. Уже в первых постановках он вводит современную одежу танцоров, создаёт множество «урбанистических» и «индустриальных номеров», как вокально-хореографическая композиция «От Байкала до Амура», «Красноярские столбисты», «Молодёжная сюита», «Енисейские речники».
Годенко тонко и уместно привносит современные движения в народный танец, что выгодно выделяет коллектив из всех.
Красноярцев не с кем сравнить. Не копируя элементы фольклорных танцев, не уходя в этнографичность, балетмейстер создаёт сложное художественное целое. Сложность и современность, а не погруженность в старину, — пишут в газетах.
Но сам Михаил Семёнович называл эти постановки «однодневками». Многие танцы такого плана включались в репертуар ансамбля на короткое время, пока были популярны у молодого зрителя, но в них в высокой степени проявлялось чувство времени хореографа.
История любви Нины Александровны и Михаила Семёновича началась ещё в Норильске. Тогда он — импозантный молодой артист, недавно созданного театра, увидел красивую девушку на избирательном участке и влюбился. Красиво ухаживал, бегал в одних лишь лёгких ботиночках на свидания по морозу. Её родители поначалу были против, так, что она ушла к любимому буквально с одном чемоданчиком в барак № 10.
Душа в душу они прожили более 40 лет, он ласково звал её «моя годеночка». Крупная ссора была лишь раз, когда ему предложили возглавить ансамбль в Красноярске. Нина Александровна кричала и плакала, уж очень не хотелось снова ехать в ту сторону. Но понималал, что он горит своим делом и не могла это не ценить.
Как я могла предать его и мешать ему? Какой балетмейстер не мечтает о собственном коллективе!
Первое время она занималась своей работой и не ездила с ним в поездки. Но всегда ждала и верила, а он никогда не подводил и не огорчал её. Потом уже сопровождала его во всех дальних поездках. Часто Нина Годенко говорила, что ребят своих он любил, даже больше, чем её. Но это означало лишь то, что Михаил Семёнович относился к коллективу, не как к работе, а как к родной семье. Двери их дома всегда были открыты и любой мог прийти за советом.
Так описывал создание танца солист ансамбля Андрей Леонов. Михаил Годенко действительно гордился тем, что сумел создать ансамбль единомышленников.
Без духа коллективизма, взаимной поддержки, царящего в труппе, не было бы ни нашего ансамбля, ни всего того, что он за эти годы достиг, — говорил мастер.
Свои программы он выстраивал на личностях и характерных персонажах. Блистали и трюкачи, техничные танцоры. При этом высокие регалии балетмейстера не влияли на стиль общения — он готов был выслушать любого, но при этом авторитет его был безоговорочным. Особым творческим методом, который во многом сыграл главную роль в успехе коллектива, было то, что все танцы придумывались совместно. Годенко шёл от индивидуальности конкретного танцовщика. Мог предложить придумать те или иные движения, а их всех предлагаемых всегда точно выделял то, что будет иметь успех. Последнее слово всегда было за ним и это всегда было именно то, что необходимо. Совместное творчество привнесло в танцы неподражаемую естественность, оно же делало «ребят» и «шефа» единомышленниками. Для каждого в танце было что-то своё, артисты вкладывали в номер часть себя, становились персонажами общей для всех истории. Это была та самая атмосфера, при которой таланты росли, как на дрожжах.