Виктор Астафьев: «Если мир расколется, трещина пройдет, прежде всего, по судьбам детей»
100-летний юбилей сибирского писателя отмечается по всей стране в течение всего 2024 года. В день рождения Виктора Петровича, 1 мая, в Овсянке открылся Национальный центр — большой мультимедийный комплекс, собравший в себя жизнь и творчество мастера и его эпохи.
Лишь малую часть из них мы представляем в цитатах научного руководителя Национального центра Астафьева Татьяны Зыковой и в голосе самого Виктора Петровича.
Желтые наличники
«Последний поклон» — главное произведение Виктора Петровича Астафьева. Повесть создавалась писателем в течение 34 лет и окончательно сложилась в трех книгах, состоящих из 32 рассказов.
Газета
1 сентября 1935 года Виктор Петрович поступает на учёбу в 9 школу I ступени, а затем в 7, а потом переведен в 12 школу II ступени г. Игарки. Витя Астафьев учится в 5 «б» классе, тогда же впервые публикуется в газете «Большевик Заполярья». В небольшой заметке о творчестве игарской молодежи печатают четыре строки из его стихотворения о северном крае.
«Недоросль»
В Игарке же Астафьев посещает театральный кружок. В спектакле «Недоросль» играл Скотинина, в котором «для чистоты образа» писателю подушку привязывали «на пузо». Играл успешно и как позже вспоминал Виктор Петрович: «Приятели до конца учебы звали меня «скотиной», а я — довольный — откликался».
Пластинка
Виктор Петрович любил музыку и знал её — классическую и народную. Называл среди своих любимых композиторов Мусоргского, Свиридова, Баха и Верди. В 1966 году вышла в свет повесть «Кража», над которой Виктор Астафьев работал четыре года. Удивительное произведение, которое раскрывает душу детей, оказавшихся в детском доме. В ней он описывает свое прикосновение к музыке после овсянковского детства. Позже в 1967 году выходит его рассказ «Ясным ли днём», впервые опубликованный в журнале «Новый мир» в усечённом виде. В котором вспоминает ту самую песню.
Школьная жизнь
Влияние на Астафьева, на писателя и на читателя, произвел пришедший тогда в игарскую школу учитель из Москвы Игнатий Рожественский. Не такой, как остальные учителя, Игнатий Дмитриевич не ругался, не требовал и самое главное, стихи великих поэтов читал по памяти, а свои собственные — по бумажке. Три года Рождественский преподавал русский язык и литературу в классе Виктора Петровича Астафьева.
Рукопись «Трещины»
В Центре на «игарской стороне» экспозиции представлена подлинная рукопись «Трещины» — драматического спектакля по повести «Кража» Виктора Астафьева. Виктор Петрович очень хотел, чтобы по сценарию был поставлен фильм или спектакль. Первый, кто представил постановку, была внучка Полина вместе с юными актерами Музейного театра-студии «Сибирячок». «Кража» переписывалась Полиной Астафьевой семь раз. Всего на подготовку выпуска спектакля ушло 11 лет. Пред премьерный показ состоялся в 2018 году.
Железная дорога и близкая война
В Игарке Астафьев идет работать коневодом, чтобы заработать деньги на билет на магистраль — восточносибирский путь или на «большую землю», как говорят сейчас. И в 17 лет с первым пароходом, на заработанные деньги, он отчаливает в Красноярск. В 1941 году получает специальность «составитель поезда».
«Пастух и пастушка»
Настоящая музейная драгоценность — рукопись «Пастуха и пастушки», которую Астафьев написал за три дня, не выходя из-за стола. 20-23 ноября 1967 года, деревня Быковка. 124 страницы. В той же части экспозиции можно найти три издания «Пастуха и пастушки»: первое издание в «Нашем современнике» 1971 года, Пермское издание 1973 года и последнее издание книги 1989 года. Вышедшее в издательстве «Советская Россия» Сам писатель рассказывал, как в 1954 году он отправился на поезде в командировку по заданию редакции и проспал свою станцию. Ему пришлось выйти на разъезде и ждать следующего поезда до вечера. С собой у него оказалась только пачка сигарет и роман Прево «Манон Леско». Эта история потрясла молодого писателя. И он описал любовь, которой никакие невзгоды, даже смерть, не помеха. Это произведение он называл «своим любимым детищем» и продолжал работать над ним с 1967 по 1989 год.
Фото: Андрей Болотов/ Культура24.