13 мая 2024
«Провинциальный киношник»: «Вот титры — это как раз время задуматься о том, чем мы вообще занимаемся?»
Весь апрель в Доме кино сибирские авторы рассказывали истории родных мест и близких людей.
8 дней и 8 локальных историй от опытных и начинающих документалистов. Для команды «Провинциального киношника» их фильм-портрет современных жителей краевой столицы стал первым опытом работы с реальностью и её правдой.
Антон Киселёв, известный в Красноярске как ведущий мероприятий, начал карьеру в киноиндустрии со съёмок документального фильма «Современники». О новых героях и верности городу говорим с режиссёром и его командой.
У вас интересный состав: идея, сценарий и монтаж собраны новичками, камеру и музыку вы доверили профессионалам. Насколько первый опыт и, возможно, идеализированное представление о том, как снимается кино, столкнулось с суровой реальностью «так снять не получится»?
Антон Киселёв, режиссёр фильма «Современники»: Я много лет преследую мысль о том, что каждый должен заниматься своим делом. У меня ноль понимания по звуку, я [кино] понимаю с точки зрения зрителя и, хочется верить, сейчас и с точки зрения режиссёра. Музыка даёт какую-то энергию при просмотре, благо я знаю Васю, и я просто ему доверился. Донёс мысль, а он схватил.
Василий Кобзарев, композитор: Антон достаточно осторожен был. Мог бы быть даже, не то что пожёстче, но понастойчивее. Слишком аккуратно доносил свою мысль, порой хотелось сказать: «Да ты говори, как есть уже!». Я писал для игрового кино, там всегда есть тема главного героя, тема любви, и мы можем это аранжировать, интерпретировать, использовать. Здесь картинка настроенческая, и где-то музыка является просто фоном, где-то музыка добавляет энергии. Вот, где съёмки в «Спортексе», там ребята на великах взлетают, там музыка даёт разгона крови. Здесь нет ярких мотивов, когда вы вышли и будете петь. Здесь не про это история. Здесь картинке отдано процентов 80. В художественном кино музыка может так разогреть кадр и эмоции героя… Я вот не знаю, как в «Титанике» без этой блок-флейты всё бы тонуло на этом плоту. А здесь музыка больше создаёт свой пульс времени. Здесь не про мелодизм или симфонизм история.
Настя Иванова, редактор и сценарист: Помню, как Антон предложил мне участвовать. У нас обед был в «Енисей кино», мы там вместе работали ещё. Есть такая фотка даже в архивах прикольная: Антон в кофте в полоску, а у меня штаны в полоску, и вот мы сидим и обсуждаем на пенёчке идею. Мне кажется, я согласилась ещё до того, как Антон мне рассказал, о чём там будет. Я только поспрашивала, что надо делать. Просто это необычно. Это классный опыт.
Антон Киселёв, режиссёр фильма «Современники»: Вот про реальность, кстати. Углубляясь в кинематограф — и красноярский, и мировой — я вижу фильмы о людях, которые были. А кто есть сейчас? Мне кажется, много людей есть крутых в наши дни, почему про них-то мы не говорим? Почему мы говорим про вчерашних, и не говорим про настоящее время. И мне хотелось показать настоящее, и этим привлечь внимание тех, кто чем-то занимается, потому что, когда говорят о деле человека, ему становится приятно.
Этот фильм был сделан для репертуара «Енисей кино», который крутится по краю, хотелось, чтобы там у людей, отдалённых от Красноярска, была возможность получить порцию мотивации и у себя в районах применять практику города-милионника. Подростки смогли бы посмотреть, как устроен центр и увидеть его возможности.
Как вы искали героев?
Антон Киселёв, режиссёр фильма «Современники»: Изначально идея была спросить у красноярцев, о ком им было бы интересно посмотреть кино и создать фильм максимум о трёх личностях. Вот мы опросим 100 жителей, сделаем табличку, трое есть, и один день из их жизни и снимем. Но в момент съёмок людей называли в меньшей степени — чаще называли проекты, а, кто к ним причастен, непонятно.
Настя Иванова, редактор и сценарист: «Мне нравится набережная», «нам нравится ресторан», «мне нравится мой подъезд», «меня вдохновляет моя семья» — вот это говорили. Художников часто называли, про спорт говорили, культуру хвалили. У нас много в документалистике Красноярья драмы. Это не то что плохо, много драматических прекрасных историй, но, на наш взгляд, в этом есть лёгонький перекос. У Антона изначально была идея не драмы или трагедии, а чего-то вдохновляющего, драйвового, завлекающего, живого. И я думаю, что у него получилось. Антон здесь хорошо выступил как режиссёр. Фильм отражает его настроение бодрости.
Василий Кобзарев, композитор: Я, когда отслушивал интервью, мне вообще показалось, что люди широкими мазками отвечают о сфере. Изначально идея Антона спросить о какой-то личности, о человеке — она актуальна в рамках нашей парадигмы сегодняшнего дня. Когда жили Годенко, Астафьев, они жили, трудились, работали и они были одни из. И, возможно, люди, спросив их на улице в тот день [о современных героях], не сказали бы фамилий. И в сегодняшнем дне уходят от этого ответа к широким мазкам, говоря о том, какой у нас классный спорт, классная набережная. Мне Антон рассказывал о том, что мы будем прям фамилии собирать. Я ещё думаю. Кого будут называть? Я видел этот ожидаемый лист. Там были и хирурги, и дирижёры, и медиаперсоны, там кого только не было...
Настя Иванова, редактор и сценарист: Но люди говорили и о своей работе в том числе. Я работаю вот там, и мне это нравится.
Антон Киселёв, режиссёр фильма «Современники»: Была девочка, которая рассказала про сквер для слепых. Социального было вообще очень много. Мы эту тематику тоже хотели затронуть, и я долго думал, как её внедрить, но потом я себе объяснил, что мы сейчас уйдем совсем в другое настроение нежели то, которое задумывалось изначально. И я отказался от этой социальной истории. В дальнейшем, я думаю, что ещё затрону эту тему. Я не ставлю на ней табу.
У вас интересный состав: идея, сценарий и монтаж собраны новичками, камеру и музыку вы доверили профессионалам. Насколько первый опыт и, возможно, идеализированное представление о том, как снимается кино, столкнулось с суровой реальностью «так снять не получится»?
Антон Киселёв, режиссёр фильма «Современники»: Я много лет преследую мысль о том, что каждый должен заниматься своим делом. У меня ноль понимания по звуку, я [кино] понимаю с точки зрения зрителя и, хочется верить, сейчас и с точки зрения режиссёра. Музыка даёт какую-то энергию при просмотре, благо я знаю Васю, и я просто ему доверился. Донёс мысль, а он схватил.
Василий Кобзарев, композитор: Антон достаточно осторожен был. Мог бы быть даже, не то что пожёстче, но понастойчивее. Слишком аккуратно доносил свою мысль, порой хотелось сказать: «Да ты говори, как есть уже!». Я писал для игрового кино, там всегда есть тема главного героя, тема любви, и мы можем это аранжировать, интерпретировать, использовать. Здесь картинка настроенческая, и где-то музыка является просто фоном, где-то музыка добавляет энергии. Вот, где съёмки в «Спортексе», там ребята на великах взлетают, там музыка даёт разгона крови. Здесь нет ярких мотивов, когда вы вышли и будете петь. Здесь не про это история. Здесь картинке отдано процентов 80. В художественном кино музыка может так разогреть кадр и эмоции героя… Я вот не знаю, как в «Титанике» без этой блок-флейты всё бы тонуло на этом плоту. А здесь музыка больше создаёт свой пульс времени. Здесь не про мелодизм или симфонизм история.
Настя Иванова, редактор и сценарист: Помню, как Антон предложил мне участвовать. У нас обед был в «Енисей кино», мы там вместе работали ещё. Есть такая фотка даже в архивах прикольная: Антон в кофте в полоску, а у меня штаны в полоску, и вот мы сидим и обсуждаем на пенёчке идею. Мне кажется, я согласилась ещё до того, как Антон мне рассказал, о чём там будет. Я только поспрашивала, что надо делать. Просто это необычно. Это классный опыт.
Антон Киселёв, режиссёр фильма «Современники»: Вот про реальность, кстати. Углубляясь в кинематограф — и красноярский, и мировой — я вижу фильмы о людях, которые были. А кто есть сейчас? Мне кажется, много людей есть крутых в наши дни, почему про них-то мы не говорим? Почему мы говорим про вчерашних, и не говорим про настоящее время. И мне хотелось показать настоящее, и этим привлечь внимание тех, кто чем-то занимается, потому что, когда говорят о деле человека, ему становится приятно.
Этот фильм был сделан для репертуара «Енисей кино», который крутится по краю, хотелось, чтобы там у людей, отдалённых от Красноярска, была возможность получить порцию мотивации и у себя в районах применять практику города-милионника. Подростки смогли бы посмотреть, как устроен центр и увидеть его возможности.
Как вы искали героев?
Антон Киселёв, режиссёр фильма «Современники»: Изначально идея была спросить у красноярцев, о ком им было бы интересно посмотреть кино и создать фильм максимум о трёх личностях. Вот мы опросим 100 жителей, сделаем табличку, трое есть, и один день из их жизни и снимем. Но в момент съёмок людей называли в меньшей степени — чаще называли проекты, а, кто к ним причастен, непонятно.
Настя Иванова, редактор и сценарист: «Мне нравится набережная», «нам нравится ресторан», «мне нравится мой подъезд», «меня вдохновляет моя семья» — вот это говорили. Художников часто называли, про спорт говорили, культуру хвалили. У нас много в документалистике Красноярья драмы. Это не то что плохо, много драматических прекрасных историй, но, на наш взгляд, в этом есть лёгонький перекос. У Антона изначально была идея не драмы или трагедии, а чего-то вдохновляющего, драйвового, завлекающего, живого. И я думаю, что у него получилось. Антон здесь хорошо выступил как режиссёр. Фильм отражает его настроение бодрости.
Василий Кобзарев, композитор: Я, когда отслушивал интервью, мне вообще показалось, что люди широкими мазками отвечают о сфере. Изначально идея Антона спросить о какой-то личности, о человеке — она актуальна в рамках нашей парадигмы сегодняшнего дня. Когда жили Годенко, Астафьев, они жили, трудились, работали и они были одни из. И, возможно, люди, спросив их на улице в тот день [о современных героях], не сказали бы фамилий. И в сегодняшнем дне уходят от этого ответа к широким мазкам, говоря о том, какой у нас классный спорт, классная набережная. Мне Антон рассказывал о том, что мы будем прям фамилии собирать. Я ещё думаю. Кого будут называть? Я видел этот ожидаемый лист. Там были и хирурги, и дирижёры, и медиаперсоны, там кого только не было...
Настя Иванова, редактор и сценарист: Но люди говорили и о своей работе в том числе. Я работаю вот там, и мне это нравится.
Антон Киселёв, режиссёр фильма «Современники»: Была девочка, которая рассказала про сквер для слепых. Социального было вообще очень много. Мы эту тематику тоже хотели затронуть, и я долго думал, как её внедрить, но потом я себе объяснил, что мы сейчас уйдем совсем в другое настроение нежели то, которое задумывалось изначально. И я отказался от этой социальной истории. В дальнейшем, я думаю, что ещё затрону эту тему. Я не ставлю на ней табу.
Какой первый вопрос вы задавали?
Настя Иванова, редактор и сценарист: «Кто или что вдохновляет вас в Красноярске?»
Антон, режиссёр фильма «Современники»: Чего не хватает городу! По-честному хотелось обратить вниманием на то что, не смотря на всю хе***у [грусть], что мы видим, тут до***на [очень много] ещё всего прекрасного есть, и вы как бы вообще хватит гундеть и давайте делать и вкладывать!
Настя Иванова, редактор и сценарист: Вот видите, Антон, когда начинает говорить, он прям злится: «Да вы посмотрите!». Я, конечно, мягче намного воспринимаю, но [в фильме] нет назидательности. Мы даже специальную фразу написали для этого, и в целом голос за кадром не пытается чему-то научить, а просто наталкивает на рассуждения.
Как вы оцениваете свой дебют?
Настя Иванова, редактор и сценарист: Я на сто из пяти! Там, естественно, есть то, что можно поправить. Но, я думаю, что самое главное, что мы вложили душу свою в это.
Антон Киселёв, режиссёр фильма «Современники»: Чувствуется, что в фильме есть теплота, искренность и честность, да. Я как режиссёр, продюсер и автор хочу, конечно же, лучше в некоторых моментах. Я понимаю, что подготовительному этапу было уделено недостаточно внимания. Это мой первый фильм. Не думаю, что он сделан по всем канонам кинематографа и документального кино. Но я потенциально видел аудиторию, для которой этот фильм. Он для тех, кто в суете будних дней забыл, где он живет, он для тех, кто поддался сомнениям окружающих, и он, конечно же, для подрастающего поколения, так как фильм говорит о возможностях и о том, что все в наших руках.
Настя Иванова, редактор и сценарист: Мне кажется, режиссёры останавливаются, только когда есть дедлайн. А так можно сколько угодно работать. Вот Антон очень сильно открещивался от кольцевой композиции.
Антон Киселёв, режиссер фильма «Современники»: Ну мы ее сделали, меня уговорили всё же, я прислушиваюсь к профессионал, мне хочется окружать себя всё-таки компетентными людьми. А ещё хочется, чтобы народ после показа с криками «Аааааа!» встал из зала и пошёл что-то делать. Начал с себя. Обратил внимание на свои желания и взял ответственность. Первым фильм, кстати, я показал одному близкому другу, и заметил, что после просмотра было какое-то время тишины…
Василий Кобзарев, композитор: Молчал? Курил? Смотрел в окно! Как в фильмах у Шукшина! (все смеются).
Антон Киселёв, режиссёр фильма «Современники»: Почувствовалось такое, что фильм заставляет задуматься. Не о том, как всё плохо, а о том, как же всё-таки хорошо и о том, что может быть ещё лучше. И вот на титрах, а они у нас достаточно большие, несмотря на то что фильм документальный, титры уже как у художественного [смеётся]. На них как раз время задуматься о том, чем мы вообще сами занимаемся? Что мы рассказываем гостям о своём городе? Чем хотят заниматься наши дети?
Если мы живём здесь, то надо ценить это место и людей вокруг. Я уверен, что узнаваемость, популярность и благополучие города создают его жители.