14 июля 2015
"ЗОЛОТАЯ МАСКА" В КРАСНОЯРСКЕ: ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО? ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?
В рамках проекта "Золотая маска" в Красноярске" зрители увидели спектакль Московского театра имени Пушкина "Добрый человек из Сезуана". Главную роль сыграла Александра Урсуляк, а роль продавца воды – Александр Матросов. Актер родился в Красноярске, учился в академии музыки и театра. Позже уехал в Москву, поступил в Школу-студию МХАТ и был принят в труппу Московского театра имени Пушкина.
Автор: Любовь РАК
В рамках проекта "Золотая маска" в Красноярске" зрители увидели нашумевший спектакль "Добрый человек из Сезуана", поставленный в Московском театре имени Пушкина Юрием Бутусовым. Главную роль, а точнее – сразу две роли, сыграла актриса Александра Урсуляк, известная многим по театру и кино.
Александра родилась в семье известного кинорежиссёра Сергея Урсуляка. Отец считал, что у дочери нет артистических талантов, но она настояла на своём и поступила в Школу-студию МХАТ – на курс Романа Козака и Дмитрия Брусникина. А после окончания учёбы в 2003 году была приглашена в Московский театр имени Пушкина.
Александра Урсуляк сыграла главные роли в спектаклях: "Ромео и Джульетта", "Ночи Кабирии", "Мадам Бовари", "Цыгане", "Много шума из ничего" и других. Она много работает в кино и на телевидении, снималась в фильмах: "Москва, я люблю тебя", "День Д", "Девять дней до весны" и сериалах: "Орлова и Александров", "Фурцева", "Однолюбы", "Псевдоним "Албанец", "Театральный блюз" и так далее.
Однако на время репетиций "Доброго человека из Сезуана" актриса оставила все свои многочисленные дела, чтобы не отвлекаться. В спектакле Бутусова она готова была сыграть любую роль, но режиссёр предложил Александре главные – добрейшей китайской проститутки Шен Те и её злобного двоюродного братца Шуй Та.
Одной в двух лицах ей предстояло сыграть отчаянную схватку между добром и злом. Ещё в самом начале работы актриса надеялась, что этот спектакль может стать главным в жизни. Так, собственно, и случилось. После премьеры, которая состоялась 1 февраля 2013 года, самые строптивые критики признали: Александра Урсуляк – актриса большого, мощного дарования.
Именно Александра по итогам сезона 2013-2014 годов получила национальную премию "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль". В прочих номинациях, на которые "Добрый человек из Сезуана" претендовал – "Лучший драматический спектакль большой формы", "Лучшая работа режиссёра", "Лучшая работа художника", "Лучшая роль второго плана" – победили другие спектакли. Но это – всего лишь каприз фортуны, не более.
О новой работе Юрия Бутусова много говорили, спорили. Вокруг неё кипели страсти, а билеты разлетались в считанные часы. Даже в Красноярске, спустя два с лишним года после премьеры, спектакль пользовался особым вниманием, хотя все московские и питерские театры, принимавшие участие в "золотом" проекте, у нас встречали восторженно.
И всё-таки "Добрый человек из Сезуана" выбился из общего ряда. В зале практически не было случайных людей – зрители, придя на спектакль, сделали сознательный выбор. Знатоки и любители театра не могли пропустить такую возможность – вживую увидеть работу, ставшую легендарной сразу после премьеры.
Столичных артистов отблагодарили целым ворохом цветов, что в Красноярске бывает крайне редко. А Александру Матросову, сыгравшему роль продавца воды, подарили ещё и какой-то подарок в пакете. Безусловно, играл он прекрасно, зонги в его исполнении звучали сильно, страстно. Но есть ещё одна причина нежной любви красноярцев к актёру.
Саша Матросов родился в Красноярске, учился в академии музыки и театра – на курсе Валерия Аркадьевича Дьяконова. Позже уехал в Москву, поступил в Школу-студию МХАТ, а затем был принят в труппу театра имени Пушкина.
Сам по себе ажиотаж вокруг спектакля, поставленного по пьесе Бертольта Брехта, кажется удивительным. Немецкий социально-политический театр, не склонный к полутонам, психологизму, плакатный по форме – вроде бы не слишком близок нашему зрителю.
Хотя прецеденты были: много лет в Театре на Таганке с огромным успехом шёл тот же "Добрый человек из Сезуана" в постановке Юрия Любимова – с Владимиром Высоцким. Но это другая – прежде всего, публицистическая, остросатирическая история.
Почему Брехт заинтересовал Юрия Бутусова, которого политика в принципе, похоже, не трогает? В одном из интервью режиссёр говорил:
– Нельзя объяснить рационально, почему я решил ставить эту пьесу – просто совпали обстоятельства, ощущение жизни. Хотелось разобраться с собой: только этим я, наверное, и занимаюсь. Мне печально то, что происходит сейчас, мне кажется, что-то неправильное творится. Собственно, про это я и хотел делать спектакль. А пьеса как раз поднимает эти вопросы, даёт болезненное ощущение – и ничего не решает. Для меня Брехт вообще ничего не решает. На мой взгляд, заблуждение считать его драматургом, дающим ответы на какие-то социальные вопросы. Человек – это всё, что мне интересно. Всё, чем я хочу заниматься – сложные внутренние человеческие переживания.
Новый перевод пьесы специально для спектакля сделал Егор Перегудов. И смысл, несмотря на повторяющуюся фабулу, во многом изменился. Ушла прямая публицистика, идеи борьбы за социальную справедливость затушевались. Зато на первый план вышли внутренние противоречия человека.
Шен Те – добрая девушка, не умеющая говорить "нет" – несчастна. Сколько бы она ни творила своё добро, какое количество сил ни растрачивала на других, в ответ получает только тумаки. Помощь богов, осчастлививших её удачей и возможностью устроить жизнь, тоже не помогает. Несчастья продолжают сыпаться на бедную голову.
Да и боги у Бутусова – не всесильны. Собирательный образ небожителей играет одна маленькая женщина – актриса Анастасия Лебедева. В конце действа её и вовсе уносят со сцены за ноги.
Любовь к безработному лётчику Янг Сунгу (Александр Арсентьев) тоже не спасает. Возлюбленный не скупится на сладкие речи, но интересует его не столько сама девушка, сколько её деньги. И Шен Те это понимает. Перед свадьбой, сидя в ослепительном белом платье, она мучительно пытается решить, что же ей делать – и не находит ответа.
В результате появляется второе "я" – брат Шуй Та, циничный, бессовестный человек, ради собственного благополучия способный на всё.
Две противоположных личности уживаются в одном человеке. Два начала – добро и зло – ведут схватку не на жизнь, а на смерть. Они пытаются ответить на очень простые, детские вопросы: что такое хорошо и что такое плохо? Но не находят выхода из тупика, до крови разбивают лбы о глухую стену.
Зонги, звучащие на немецком языке в сопровождении неоновых субтитров, исполняются с надрывом, остервенело, безумно. Зрители почти не улавливают содержание, но накал страстей и видят, и слышат, и, кажется, осязают.
Все эти "бараны с барабанами" или "трупы народа" из брехтовского текста пропадают. Всеобщая социальная справедливость – это очень мило, но без личной душевной опрятности мы вряд ли её когда-нибудь увидим. И это – самая актуальная тема сегодняшнего дня.
Александре Урсуляк надо поставить памятник хотя бы за физическую выносливость. 3 часа 20 минут спектакля она работает на разрыв. В прямом смысле: разрывается между образами брата и сестры. Мгновенно меняет рисунок роли, пластику, голос, интонации. Выплёскивает эмоции – все, до донышка. Обнажается (в переносном смысле), выворачивается наизнанку, не жалеет себя ни как актрису, ни как человека. Браво!
В финале у Брехта звучит зонг: "Плохой конец заранее отброшен, он должен, должен, должен быть хорошим". В спектакле Юрия Бутусова нет ни этого зонга, ни хорошего конца. Мы слышим одинокий, слабый голос женщины: "Помогите". И сцену вместе с залом накрывает мёртвая темнота и тишина.
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 10 июля
В рамках проекта "Золотая маска" в Красноярске" зрители увидели нашумевший спектакль "Добрый человек из Сезуана", поставленный в Московском театре имени Пушкина Юрием Бутусовым. Главную роль, а точнее – сразу две роли, сыграла актриса Александра Урсуляк, известная многим по театру и кино.
Александра родилась в семье известного кинорежиссёра Сергея Урсуляка. Отец считал, что у дочери нет артистических талантов, но она настояла на своём и поступила в Школу-студию МХАТ – на курс Романа Козака и Дмитрия Брусникина. А после окончания учёбы в 2003 году была приглашена в Московский театр имени Пушкина.
Александра Урсуляк сыграла главные роли в спектаклях: "Ромео и Джульетта", "Ночи Кабирии", "Мадам Бовари", "Цыгане", "Много шума из ничего" и других. Она много работает в кино и на телевидении, снималась в фильмах: "Москва, я люблю тебя", "День Д", "Девять дней до весны" и сериалах: "Орлова и Александров", "Фурцева", "Однолюбы", "Псевдоним "Албанец", "Театральный блюз" и так далее.
Однако на время репетиций "Доброго человека из Сезуана" актриса оставила все свои многочисленные дела, чтобы не отвлекаться. В спектакле Бутусова она готова была сыграть любую роль, но режиссёр предложил Александре главные – добрейшей китайской проститутки Шен Те и её злобного двоюродного братца Шуй Та.
Одной в двух лицах ей предстояло сыграть отчаянную схватку между добром и злом. Ещё в самом начале работы актриса надеялась, что этот спектакль может стать главным в жизни. Так, собственно, и случилось. После премьеры, которая состоялась 1 февраля 2013 года, самые строптивые критики признали: Александра Урсуляк – актриса большого, мощного дарования.
Именно Александра по итогам сезона 2013-2014 годов получила национальную премию "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль". В прочих номинациях, на которые "Добрый человек из Сезуана" претендовал – "Лучший драматический спектакль большой формы", "Лучшая работа режиссёра", "Лучшая работа художника", "Лучшая роль второго плана" – победили другие спектакли. Но это – всего лишь каприз фортуны, не более.
О новой работе Юрия Бутусова много говорили, спорили. Вокруг неё кипели страсти, а билеты разлетались в считанные часы. Даже в Красноярске, спустя два с лишним года после премьеры, спектакль пользовался особым вниманием, хотя все московские и питерские театры, принимавшие участие в "золотом" проекте, у нас встречали восторженно.
И всё-таки "Добрый человек из Сезуана" выбился из общего ряда. В зале практически не было случайных людей – зрители, придя на спектакль, сделали сознательный выбор. Знатоки и любители театра не могли пропустить такую возможность – вживую увидеть работу, ставшую легендарной сразу после премьеры.
Столичных артистов отблагодарили целым ворохом цветов, что в Красноярске бывает крайне редко. А Александру Матросову, сыгравшему роль продавца воды, подарили ещё и какой-то подарок в пакете. Безусловно, играл он прекрасно, зонги в его исполнении звучали сильно, страстно. Но есть ещё одна причина нежной любви красноярцев к актёру.
Саша Матросов родился в Красноярске, учился в академии музыки и театра – на курсе Валерия Аркадьевича Дьяконова. Позже уехал в Москву, поступил в Школу-студию МХАТ, а затем был принят в труппу театра имени Пушкина.
Сам по себе ажиотаж вокруг спектакля, поставленного по пьесе Бертольта Брехта, кажется удивительным. Немецкий социально-политический театр, не склонный к полутонам, психологизму, плакатный по форме – вроде бы не слишком близок нашему зрителю.
Хотя прецеденты были: много лет в Театре на Таганке с огромным успехом шёл тот же "Добрый человек из Сезуана" в постановке Юрия Любимова – с Владимиром Высоцким. Но это другая – прежде всего, публицистическая, остросатирическая история.
Почему Брехт заинтересовал Юрия Бутусова, которого политика в принципе, похоже, не трогает? В одном из интервью режиссёр говорил:
– Нельзя объяснить рационально, почему я решил ставить эту пьесу – просто совпали обстоятельства, ощущение жизни. Хотелось разобраться с собой: только этим я, наверное, и занимаюсь. Мне печально то, что происходит сейчас, мне кажется, что-то неправильное творится. Собственно, про это я и хотел делать спектакль. А пьеса как раз поднимает эти вопросы, даёт болезненное ощущение – и ничего не решает. Для меня Брехт вообще ничего не решает. На мой взгляд, заблуждение считать его драматургом, дающим ответы на какие-то социальные вопросы. Человек – это всё, что мне интересно. Всё, чем я хочу заниматься – сложные внутренние человеческие переживания.
Новый перевод пьесы специально для спектакля сделал Егор Перегудов. И смысл, несмотря на повторяющуюся фабулу, во многом изменился. Ушла прямая публицистика, идеи борьбы за социальную справедливость затушевались. Зато на первый план вышли внутренние противоречия человека.
Шен Те – добрая девушка, не умеющая говорить "нет" – несчастна. Сколько бы она ни творила своё добро, какое количество сил ни растрачивала на других, в ответ получает только тумаки. Помощь богов, осчастлививших её удачей и возможностью устроить жизнь, тоже не помогает. Несчастья продолжают сыпаться на бедную голову.
Да и боги у Бутусова – не всесильны. Собирательный образ небожителей играет одна маленькая женщина – актриса Анастасия Лебедева. В конце действа её и вовсе уносят со сцены за ноги.
Любовь к безработному лётчику Янг Сунгу (Александр Арсентьев) тоже не спасает. Возлюбленный не скупится на сладкие речи, но интересует его не столько сама девушка, сколько её деньги. И Шен Те это понимает. Перед свадьбой, сидя в ослепительном белом платье, она мучительно пытается решить, что же ей делать – и не находит ответа.
В результате появляется второе "я" – брат Шуй Та, циничный, бессовестный человек, ради собственного благополучия способный на всё.
Две противоположных личности уживаются в одном человеке. Два начала – добро и зло – ведут схватку не на жизнь, а на смерть. Они пытаются ответить на очень простые, детские вопросы: что такое хорошо и что такое плохо? Но не находят выхода из тупика, до крови разбивают лбы о глухую стену.
Зонги, звучащие на немецком языке в сопровождении неоновых субтитров, исполняются с надрывом, остервенело, безумно. Зрители почти не улавливают содержание, но накал страстей и видят, и слышат, и, кажется, осязают.
Все эти "бараны с барабанами" или "трупы народа" из брехтовского текста пропадают. Всеобщая социальная справедливость – это очень мило, но без личной душевной опрятности мы вряд ли её когда-нибудь увидим. И это – самая актуальная тема сегодняшнего дня.
Александре Урсуляк надо поставить памятник хотя бы за физическую выносливость. 3 часа 20 минут спектакля она работает на разрыв. В прямом смысле: разрывается между образами брата и сестры. Мгновенно меняет рисунок роли, пластику, голос, интонации. Выплёскивает эмоции – все, до донышка. Обнажается (в переносном смысле), выворачивается наизнанку, не жалеет себя ни как актрису, ни как человека. Браво!
В финале у Брехта звучит зонг: "Плохой конец заранее отброшен, он должен, должен, должен быть хорошим". В спектакле Юрия Бутусова нет ни этого зонга, ни хорошего конца. Мы слышим одинокий, слабый голос женщины: "Помогите". И сцену вместе с залом накрывает мёртвая темнота и тишина.
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 10 июля