09 июля 2024
Елена Свинко: «Для меня важна победа над собой»
Елена Свинко — первая солистка балета Мариинского театра, лауреат премии «Золотая маска» и «Душа танца». Выпускница Красноярского хореографического колледжа не только стала одной из самых успешных балерин Красноярского края, но и уверенно покоряет столичные сцены. На выпускном концерте, который в колледже проходит ежегодно, личным примером вдохновляла студентов. В плотном графике артистки смогли улучить минутку и провести экспресс-интервью.
Скучаете ли вдали от Красноярска?
Красноярск – мой родной город. Здесь я родилась, тут живёт моя семья, мои друзья, конечно я скучаю. Последний раз приезжала на недельку после Нового года, когда у нас в театре был зимний отпуск.
Что чувствовали, выходя на родную сцену в Красноярском театре оперы и балета?
Конечно, волнение и ответственность. Так как я выходила с совсем юными учащимися и должна показывать им пример и свой путь развития. Действительно, свои первые профессиональные шаги я начинала именно на этой красноярской сцене, прошла очень долгий путь до сцены Мариинского театра. Поэтому было тревожно.
Всегда с сопереживанием и поддержкой смотрю на юных танцоров, так как знаю какой это сложный путь и сколько им ещё предстоит пройти. В первую очередь, я хочу пожелать каждому – полюбить свою профессию. Потому что она требует полной самоотдачи, полного внимания, самоконтроля, самодисциплины. Без этого, к сожалению, в ней не достичь успехов. А если без любви к профессии, просто выходить на сцену, не получая удовольствия, не понятно зачем этим заниматься.
Расскажите о вашей работе сейчас.
Это мой первый сезон в Мариинском театре, до этого я проработала сезон в Михайловском театре. Они отличаются, например, по репертуару. В Михайловском более авторские постановки, немного другой ритм жизни театра. В Мариинском больше сохранены традиции русского балета, в самих постановках, редакциях. В качестве исполнения – этой филигранности, порой дотошности в каждом нюансе деталей рук, позиций ног. Сейчас я осваиваю новый очень разнообразный репертуар, и когда над тобой работают, над какими-то мелкими деталями, образом, стилем – это очень интересно, захватает. Я получают невероятное удовольствие сейчас от своей работы над своим телом, образами.
С коллегами у меня хорошие отношения, мне кажется, что это прежде всего зависит от человеческих качеств. Конечно конкуренция существует и она необходима в театре, но это всё в стенах балетного зала и сцены. Когда же ты где-то встречаешься в коридоре, гримёрке, то обстановка очень приятная, а дружба вполне возможна.
А балет сегодняшнего дня сильно отличается от того, с чего он начинался?
Балет не стоит на месте, он развивается в первую очередь технически. Артисты нынешнего поколения более гибкие, растянутые, ноги поднимают выше. Но для меня всё же главное, чтобы балет оставался искусством, а не спортом.
Сильно ли отличаются зрители в Красноярске и Санкт-Петербурге? Нужно ли быть подготовленным, чтобы прийти на балет?
Даже зрители Мариинского и Михайловского отличаются между собой, хотя эти театры находятся в одном городе. Зритель Мариинки – он любопытный, искушённый, даже я бы сказала избалован количеством репертуара, количеством профессиональных артистов, выходящих на сцену. Я считаю, что нужно быть готовым к каждому спектаклю, не важно – балету, опере, любому, на который идёте. Лучше заранее ознакомиться с либретто, кратким содержанием спектакля. Если появляется интерес, то можно углубиться в создание спектакля.
Вы говорили о поступлении в Академию русского балета имени Вагановой, это все еще мечта?
Поступление в Академию – это цель. Сейчас не могу точно сказать осуществится ли в этом году, потому что в театре загруженность большая, а учёба требует ответственности, внимания и сил. Но это есть в моих планах на ближайшее время. Я хочу, наверное, наставлять юное поколение, прививать им любовь к профессии, передавать им свой опыт. Это моя основная мотивация, чтобы поступать на педагогический факультет.
То, как вы смотрели на балет, будучи юной девочкой или студенткой первых курсов и сейчас отличается?
Когда я ещё училась на курсах, балет и работа в театре артисткой и ведущей артисткой – были мечтой. Многое могло измениться, но я рада, что с каждым годом любовь к этой профессии только растёт. Я безумно люблю выходить на сцену, работать в репетиционном зале, я получаю от этого удовольствие и мне кажется – это самое главное в профессии: когда ты получаешь удовольствие.
Вы стали победителем рейтинга журнала Forbes «З0 до 30», что это значит для вас?
Для меня была большая неожиданность попасть в лонг-лист, не то, что стать лауреатом. Это безумно круто, интересно. Конечно, это придаёт большую мотивацию для дальнейшей работы в театре и развития вне его стен. Но в целом не могу сказать, что это сильно на меня повлияло или на мою жизнь. Да, круто, ещё одна награда достижение, но прежде всего как ступенька к ещё большим достижениям вершин.
Вы в целом обладаете большим количеством наград, для вас важно побеждать?
Для меня важна победа над собой. Каждый мой конкурс – это прежде всего борьба с самой собой. Не так, чтобы я ехала на конкурс для того, чтобы выиграть всех. Нет, для меня каждый конкурс – это работа над собой, достижение новых целей, овладевание новым материалом, новыми техническими сложностями. Всегда воспринимала это как работу над собой, совершенствование. И это часто приносило победы и награды.
О чём сейчас мечтаете?
Сейчас мечтаю об отпуске. В театре очень много работы, сезон был насыщенный и впереди большая работа. Так что пока планирую просто насладиться отпуском.
Фото: Андрей Болотов/Культура24