29 августа 2024

Нашедшие динозавров: Краснолуцкий, Аверьянов, Колесников

В начале 2000-х произошла настоящая сенсация — шарыповский художник и палеонтолог нашёл кости динозавра. Для всей страны событие экстраординарное. В Красноярском крае Шарыпово так и остаётся единственной территорией, где были найдены останки древнейших существ. Этим событием гордятся здесь до сих пор. Не случайно важнейшей составляющей Всероссийского фестиваля «Открытие» стала наука. Мы пообщались с Сергеем Краснолуцким и его другом Александром Аверьяновым, которым много лет с ним работал и описал все находки. А так же молодым учёным Яковом Колесниковым, который занимается редким и сложным мастерством — палеореконструкцией. 

 

 

 

 

 

 

1 /


А насколько легко детей или молодёжь приобщить к науке?

Александр Аверьянов: не могу сказать про детей, но студентов довольно много интересующихся. И много среди них способных ребят, какой-то толк получится из них. Да  и из детей надеюсь будет тол, не все станут звёздами тик-тока.
 
А вот как это перебить увлечение социальными сетями и прочим? 

Александр Аверьянов: просто надо рассказывать. Люди зачастую не понимают, что есть вещи круче всего того, что в интернете. Надо информировать их, ведь ничего нет интереснее настоящей науки. 



Яков, а расскажите подробнее о вашем деле

Яков Колесников: Мы это благозвучно называем палеореконструкция. Но прежде чем этим заниматься, мы познакомились с Сергеем Анатольевичем и стали копать. Уже после этого у меня зажгло, что можно же не только смотреть на отдельные кости, но опираясь на научные данные, делать научно достоверные реконструкции. Представлять их людям и что-то рассказать, то есть популяризировать науку.  

В моём представлении — это что-то невероятно сложное. В работе, наверное, есть и часть вашей фантазии?

Яков Колесников:Без фантазии — никуда. Даже в науке есть место искусству. Банальный пример: если сконструировать, допустим того же знаменитого Килеска шарыповского по его ближайшим родственникам, так или иначе остаётся пространство для фантазии. Например, вот его гребень — да, научно обосновать его присутствие можно, но какая у него была форма пока что нам неизвестно и это отдано на откуп нашей фантазии. Мы, конечно не можем ему сделать царскую корону, но сделать аккуратный овальный гребешок, похожий на то, что мы видим у его ближайшей родни, мы можем.

А что именно в вас разожгло интерес именно к этому направлению?

Яков Колесников:Есть забавная история, мне было года три, я сидел в земле в огороде одним жарким летом, тогда ещё меня не научили слову «палеонтолог», только слову «археолог», и вот сидя в огороде с лопаткой, я сказал, что буду биологом или археологом. Биологом я уже стал, осталось только палеотологом в полной мере. Для этого нужно глубже идти в науку. А кроме науки интересно заниматься ещё популяризацией. Считаю, что это тоже очень важно и популяризация должна идти с наукой в унисон.

Кто легче откликается на популяризацию  молодёжь или более взрослое поколение?

Яков Колесников:В разных городах всегда по-разному. Но очень часто удивляет, когда приходят дети, которые этим увлечены потому что им нравятся динозавры в книжках, фильмах, они сыпят каким-то случайными знаниями о них, которые иногда радуют, потому что довольно верны. Но сильнее радует, когда в какой-то момент взрослый, который всё это время стоял и с абсолютно отрешённым видом наблюдал, как я отвечаю на детские вопросы, вдруг внезапно подаёт голос, поправляет ребёнка и говорит «ну вообще-то в книжках пишут вот так». Это тоже приятно, когда взрослым интересно, даже когда интерес пробуждают дети. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /


Часто бывает, что художественные фильмы ругают за недостоверность и искажение фактов, в самых разных областях. Смотрите ли вы кино о динозаврах и как воспринимаете то, что показывают?

Яков Колесников:В детстве я был в восторге от «Парка Юрского периода». Сейчас просто смотрю, как художественное кино. На момент выхода в 1993 году фильм действительно был своего рода революцией, что в кино, что в плане визуализации динозавров. Долгое время для всех динозавры были чем-то плоским в плане изображения, хотя и были попытки в анимации, но это было не то. Первый «Парк Юрского периода» стал поворотным моментом, когда вместе с героями фильма зрители могли разинув рот посмотреть на брахиозавра, который щипал ветки. Сейчас, то, что даже тогда казалось более-менее достоверным, уже поменялось в представлении учёных, в представлении популяризаторов, которые слушают учёных. Жаль, что именно такое популярное в формате приключенческого кино стало сильно отставать от науки и уже представляет какую-то свою фантазию. Наукообразную в каких-то местах, но достоверности там к сожалению всё меньше. Надеюсь, всё изменится, потому что сейчас стали выходить различные проекты, которые направлены больше на популяризацию, на представление о том, как жили эти животные. Недавно «Доисторическая планета» выходила, к ним тоже конечно свои вопросы есть, но там динозавры за грузовиками не бегают. 

С точки зрения науки, по отношению к тому, что мы уже знаем о динозаврах и тому, сколько ещё можно узнать, где мы находимся?

Яков Колесников: Очень часто слышу мнение: «Чего вы там ищите, это уже всё понаходили». На самом деле, меньше 1 процента всего того многообразия, которое раньше было, мы сумели найти. И никогда сильно много не найдём, поскольку большинство не сохранилось и не сохранится. Но то, что есть, то что находится где-то в недрах мы всё же имеем шансы вытащить. Изучить и порадоваться. Использовать это в дальнейших изучениях.

Мы находимся в таком важном месте, как Шарыпово — это одна из главных динозавровых точек в стране, Красноярский край — один и главных динозавровых регионов. Динозавры и те, кто с ними вместе обитали, безусловно создают некоторый имидж и городам, и регионам. И когда наука двигается — это всегда хорошо для страны. Хорошо, когда учёных поддерживают.

А вы готовы к открытиям ещё?

Александр Аверьянов: Всегда готов!

Фото: Андрей Болотов/Культура24

Читайте также