08 августа 2024

Сергей Калуженов: «Тафтинг поможет рассказать о красноярских креаторах»

Креативные индустрии все сильнее внедряются в нашу жизнь, а бизнес — в культуру. Мы зашли в гости в необычную мастерскую тафтинга, которая, как оказалось, есть только в Красноярске. Что это такое? Как ковровые истории продвигают искусство? И какое будущее у этого направления? Узнали у мастера и руководителя проекта Tuftis.Art  Сергея Калуженова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /


И хотелось именно в сторону искусства как-то шагнуть?

Да. На самом деле, у меня очень большой круг знакомых среди художников, поэтов, музыкантов. Одно время я был прямо в центре креативной тусовки, в 2012 году, но как-то контакты растерял. И мне захотелось вернуться обратно в это среду. Мне захотелось общения, мне захотелось какого-то сотрудничества.

Тогда в 2012 я открыл первое креативное пространство в Красноярске. Это была синергия художников, поэтов, музыкантов, фотографов, дизайнеров одежды. Мне понравилось это чувство — быть первым, быть каким-то первопроходцем. И с коврами примерно такое же ощущение возникло.

И вот мне на глаза мне попадается статья в Forbes про ребят, которые делают ковры. При этом я видел уже где-то эту пушистую историю, но не понимал, что это такое. И тут я читаю эту статью и думаю: а как это вообще работает. Начинаю изучать, начинаю мониторить, смотрю на рынок и понимаю, что я хочу строить на этом бизнес с глубокой миссией.



То есть история с коврами — это не история голодного художника?

Нет. Для меня было важно, и до сих пор остается важным — помочь художникам и красноярским креаторам. То есть это не бизнес про ковры, а история про коллаборации с художниками, поэтами, музыкантами и другими креаторами, который поможет им расширить свой круг касания с потенциальной аудиторией. И если так будет получаться, я буду только рад.

Давай уйдем в матчасть и терминологию. Как это грамотно гуглится?

Знаешь, когда я в журнале прочитал статью, там было очень много непонятных терминов. Вообще, это называется «тафтинг». Есть некий аппарат, типа пистолет, который называется «тафтган», и с его помощью ты буквально выстреливаешь нитками.



Я знаю, что у тебя коллаборации не только с художниками, но и с институциями. Расскажи, кто заинтересовался твоей идеей?

Под креаторами я поднимаю всех деятелей искусства, кто занимается дизайном одежды, дизайном мебели, производством мебели, каких-то аксессуаров. И перечисляя этих ребят, я могу сказать, что с некоторыми из них у нас уже есть некие касания в плане коллаборации.

Есть ребята, которые делают сибирские уникальные игрушки, есть ребята, кто делает мебель. Вместе мы уже успели поработать. Последний коллаб, который мы сейчас обсуждаем — это дизайнерская одежда с Krugovorot Upcycle. У нас есть идея — сделать отдельную серию с моей вышивкой на пиджаках или джинсовых куртках. Сейчас мы разрабатываем съемный элемент, думаю, мы скоро придем к окончательному варианту.

Что касается институции, то первая, наверное, достаточно знаковая для нас история была, это когда к нам постучались ребята из музея «Новый Иерусалим». Они предложили сотрудничество: сделать для них несколько ковров на основе тех работ, которые висят у них в музее. Спустя еще месяц, наверное, они открывали выставку, посвященную Репину, и мы тоже делали работы на основе экспозиции. Интересный опыт. Ведь обычно мы берем векторную графику, а здесь масляная работа! Адаптировать было интересно эти работы под тафтинг.

Еще мы уже успели поработать с новосибирской галереей «Гвоздь». И это даже года еще не прошло, официально я занимаюсь коврами всего лишь с ноября.

 

 

 

 

 

 

1 /


А Красноярск? Заспойлеришь свою работу для галереи «В центре Мира»?

Я восхищаюсь работами Поздеева. На одном из подкастов меня спросили, с какими художниками из Красноярска я бы хотел сделать коллаборацию. Я назвал двух современников популярных: Юра Аверин и Саша Блосяк.

А третьим ты назвал Поздеева?

Да. И эта мысль у меня прямо как семечко начало прорастать в сознании. Думаю, а что для этого нужно сделать? И получилась так, что я прихожу в галерею «В центре Мира», и оказывается, следующая выставка посвящена Поздееву. В галерее моя заявка понравилась. Осталось решить, какую именно работу адаптировать под тафтинг, и где ее взять.

И тут, ну я считаю, звезды сошлись. Оказывается мой друг, с которым мы уже 12 лет знакомы — сын президента Фонда Поздеева. А их офис буквально в пяти минутах от меня. Это совершенно космическая история для меня. Мы два часа беседовали с Валерией Анатольевной, потом как-то незаметно встреча переросла в экскурсию, а потом в наставление, как стать художником. Я вышел очень воодушевленным и полным идей. Ну и возвращаясь к твоей просьбе про спойлер, я приступаю к работе над большим ковром с тигром.



Есть предположения, во что твой проект перерастет? Ты сейчас проводишь мастер-классы, хочешь вовлечь людей и нарастить себе мастеров?

Я тебе честно скажу, да, хочу. Но здесь есть нечто большее. Буквально на днях я встречался с администрацией Музейного центра. Я хочу зайти туда, как резидент. Сейчас там освобождается очень крутое пространство, которое я считаю для тафтинга идеально. В Музейном центре есть библиотека «Окна». По сути это аквариум с большими окнами, который идеально ложится на мою концепцию — создать синдикат тафтеров. Хочу объединить мастеров по тафтингу, создавая совместные работы в коллаборациях с художниками и проводить мастер-классы для всех желающих.
Создание ковра — это очень медитативный процесс как для мастера, так и для наблюдателя. И было бы здорово, чтобы люди проходили мимо аквариума и видели эту залипательную работу.

Создать свою пушистую историю можно здесь

Фото: Дарья Кривицкая/Культура24

Читайте также