«Я тебя вижу»: Музей-усадьба Сурикова запускает инклюзивный проект для глухих и слышащих подростков
В марте этого года Катя Дмитрейко и Анна Квитко из музея-усадьбы Сурикова приняли участие в программе «Центра развития инклюзии в музеях». Их программа, предназначенная для глухих и слышащих подростков, вошла в тройку победителей среди культурных институций страны.
О сложностях и первых победах говорим с авторами программы.
— Из какой идеи выросла программа и как она начиналась?
— В марте этого года я и моя коллега Анна Квитко приняли участие в программе «Центра развития инклюзии в музеях». Проект запустил Государственный музей истории российской литературы имени Даля при поддержке Фонда Потанина. Мы прошли отбор и в течение 3 месяцев знакомился с культурой глухих. Всего на конкурс было подано 72 заявки от 39 литературных и мемориальных музеев страны. Участниками программы стали 22 человека. Интенсив проходил в Москве на площадках ГМИРЛИ. После мы продолжили обучение и встречи с экспертами по взаимодействию с глухими и слабослышащими посетителями онлайн. Перед нами стояла задача разработать программу непосредственно для нашего музея. В июне все участники обучения встретились в Екатеринбурге на площадке Ельцин Центра для презентации разработанных программ перед экспертным жюри. Мы с Аней подготовили программу под названием «Я тебя вижу». У нас был потрясающий куратор – Ирина Прохорова, директор Центра коммуникации и
управления проектами ФГБОУ «Омский государственный педагогический университет». Ирина Викторовна помогала нам в отборе идей, направляла и поддерживала не только в процессе разработки программы, но и во время защиты.
Я презентовала концепцию и наша программа вошла в тройку победителей, так мы получили возможность реализовать «Я тебя вижу» при методической и частичной финансовой поддержке «Центра развития инклюзии в музеях». Программа «Я тебя вижу» предназначена для глухих и слышащих подростков. Она состоит из пяти тематических музейных занятий, на которых мы не только будем знакомить ребят с творчеством и жизнью Василия Ивановича, но что важнее на мой взгляд, создадим пространство для коммуникации двух аудиторий, которые скорее всего не пересеклись бы в обычной жизни.
— Как вы готовились к проекту? Какие особенности изучали в работе над инклюзивными проектами?
— Всю базу по работе с глухими и слабослышащими людьми мы получили в ходе обучения в проекте ГМИРЛИ имени В.И.Даля. В Москве со всеми участниками была проведена очень интенсивная работа. Нам рассказывали о культуре глухих, знакомили с медицинской, социальной и культурной моделями понимания инвалидности, рассказывали об уже существующих программах для глухих в музеях Москвы, делились опытом информационного продвижения проектов для глухих и слабослышащих, дали представление об особенностях русского жестового языка, в общем позаботились о создании крепкой базы знаний. Закрепили мы всё на онлайн-обучении, параллельно работая над созданием индивидуальных программ под крылышком опытных кураторов.
Мы с Аней сознательно поставили перед собой изначально сложную задачу – свести в одной программе две аудитории: глухих и слышащих. Невозможно было бы реализовать всё задуманное без партнёрской поддержки. Участниками программы стали ученики Красноярской школы №9 и Средней школы №27 имени военнослужащего Федеральной службы безопасности Российской Федерации А. Б. Ступникова. Методическую поддержку на протяжении всей программы будет оказывать кафедра коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета имени Астафьева. Заведующая кафедрой, доцент, кандидат педагогических наук Ольга Леонидовна Беляева очень активно включилась в работу. Она не только осуществляет перевод на русский жестовый язык в течение музейных занятий, но активно привлекает к программе своих студентов.
— Каким вы видите итог для музея?
— Я бы выделила несколько ожидаемых результатов от программы. Во-первых, мы пробуем развивать совершенно новое направление деятельности Музея-усадьбы Сурикова. До этого работы с сообществом глухих и слабослышащих в нашем музее не было. В идеале по завершению мы получим готовую программу, которую можно использовать уже для других групп. Во-вторых, я и мои коллеги получаем бесценный опыт и новые компетенции. По приезде мы с Аней делились с коллегами впечатлениями от обучения, рассказывали как работать и общаться с глухими и слабослышащими посетителями, но опыт от реальной практики взаимодействия, даёт уже другой результат.
Очень хочется, чтобы за время реализации программы ребята подружились и продолжили общение уже вне стен музея. Есть планы и по дальнейшей работе с кафедрой коррекционной педагогики. Надеюсь, у нас всё получится!
«Центр развития инклюзия в музеях» реализуется Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля при поддержке Фонда Потанина.