Анастасия Кистова: «Чем более синтетично событие воздействует на зрителя, тем больший эффект оно имеет»
Красноярский фестиваль искусств «Хворостовский» в этом году представлен не только именитыми оперными голосами и концертами, но и выставкой, которая собрала в одном музее шедевры Репина и других отечественных классиков живописи. Насколько это большая удача в такой короткий срок создать выставку, зачем объединять виды искусства и у каких работ точно стоит задержаться подольше, рассказывает Анастасия Кистова, директор Красноярского художественного музея.

Расскажите, из чего состоит выставка и какие авторы представлены?
У выставки два больших раздела: первый «К России с любовью» посвящён отечественным произведениям и творчеству Дмитрия Хворостовского, связанному с сочинениями российских авторов – это «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Царская невеста». Это раздел про наших великих гениев – и про Пушкина, и про Чайковского, который преобразил «Пиковую даму», введя нового героя, и, конечно, про Хворостовского, который этого персонажа великолепно представил. И исполнил партию князя Елецкого так, что завоевал титул «Лучший голос мира» на IV Международном конкурсе оперных певцов в 1989 году.
Второй раздел «Достояние мира. Триумф» связан с мировым художественным, музыкальным и театральным наследием. Это уже время, когда Дмитрий достиг максимальных высот, пел на мировых оперных сценах. Это и «Фауст» Гёте, и «Севильский соблазнитель и каменный гость» испанского драматурга Тирсо де Молина.
Оба раздела тематически делят выставку, с одной стороны на две половины его творчества – Россия, которую певец всегда любил и куда всегда с большой радостью возвращался, и мир, который он покорил своим прекрасным голосом и тонким психологическим исполнением.
Есть переходный раздел – связующая нить. Потому что основной материал, через который рассказывается о творчестве Дмитрия Хворостовского, о наших и зарубежных гениях, о том, как по-разному интерпретируется в различных видах искусства те или иные образы, на чём ставятся акценты – это живописные произведения, скульптура, графика. Так вот в этом переходном зале мы немного со зрителем играем в театрализованное пространство. Именно здесь возникает своеобразное пространство сцены с фотографиями лучших оперных образов Дмитрия Хворостовского, от совсем юного исполнителя на сцене Красноярского театра оперы и балета до певца с мировой славой.
Это большая удача, что нам удалось за такой короткий срок получить очень редкие образцы, с одной стороны театрального искусства – это работы советских художников, которые работали в Большом театре, в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, а с другой стороны, уникальные образцы того же театрально-декорационного искусства начала XX века. У нас есть Константин Коровин, Александр Головин, их ученики, которые продолжали традиции мастера.
Это очень интересно, как присутствие профессиональных художников в театральном искусстве меняет представление о задачах театра, оперы. В том числе, как декорации могут помогать воплощать замысел автора, постановщика. Или наоборот, они больше поддерживают музыку. Благодаря сотрудничеству с четырьмя музеями, которые пошли нам на встречу и предоставили работы – Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Всероссийский музей А. С. Пушкина и Пермская государственная художественная галерея, мы увидим разные возможности взаимодействия живописи и театра.
Кроме этого на выставке есть произведения – это две живописных работы и одна скульптурная, которые напрямую с театром не связаны. Это уже работы мастеров, которые обращаются к произведениям, с которыми связано создание опер. Это «Фауст», «Царская невеста» и «Дон Жуан». И мы можем видеть, как профессиональные художники в станковой живописи или скульптуре воплощают похожие образы. Увидеть перекличку идей, с одной стороны, с другой – какие-то другие акценты.
На какие три работы нужно обратить особое внимание?
У нас представлен Илья Репин. Две уникальные работы, которые мы в Красноярске не видели никогда – «Выбор царской невесты» и «Дон Жуан и донна Анна». Собственно, эти работы и столичная публика крайне редко видит, потому что одно из них из находится в Пермской государственной художественной галерее.
В первую очередь рекомендую рассмотреть картину «Выбор царской невесты». Потому что интересно, как этот древнерусский сюжет решает художник рубежа XIX-XX веков, на чём ставит акцент. Мы все прекрасно знаем роль Григория Грязного, которую исполнял Хворостовский, как долго он к ней шёл. Порядка 10 лет ему понадобилось, чтобы всё-таки его голос дорос до того трагического баритона, который нужен этой партии. Интересно сопоставить это воплощение с тем, как образ древнерусской трагедии, когда по сути выбор невесты превращается в политические игрища, решал Репин. Уже другими средствами – живописи, а не актёрского исполнения.
Вторая картина того же Репина – «Дон Жуан и донна Анна». Живопись не двигается, в отличие от сценического искусства, где есть действие, где мы наблюдаем за ходом сюжета, развитием характеров. А здесь плоская картина, ничто не двигается, но там вся история на ней представлена. Это очень интересно – попробовать увидеть и сравнить, может прийти домой и посмотреть оперу в исполнении Дмитрия Хворостовского.
И ещё один из ключевых героев выставки – скульптура «Мефистофель» или другое её название «XIX век». Это работа Марка Антокольского – знаменитого русского скульптора рубежа XIX-XX веков. У нас в Красноярском крае его работ нет, это редкий случай, когда скульптуру привезли на выставку. И эта пластика модерна, вся эта угловатость, нервозность, закрученность, она с одной стороны соответствует образу Мефистофеля, такого неуспокоенного метущегося, подначивающего Фауста. Вечный беспокойный дух. А с другой стороны, для Антокольского – это такая метафора человеческой жизни вообще. Поэтому Мефистофель представлен вообще без одежд и атрибутов времени.
Перед посещением выставки, нужна ли какая-то предварительная подготовка? Что-то изучить, почитать?
Я бы посоветовала, хоть немного познакомиться с творчеством Дмитрия Хворостовского, вспомнить сюжет «Пиковой дамы», «Евгения Онегина», «Царской невесты», «Дон Жуана», «Фауста». Будет проще понимать какие декорации для какой сцены представлены, в каком антураже какая сюжетная линия разворачивается. И проще будет понимать произведения Репина, которые тоже основываются на литературных произведениях.
Потому что такого точно никогда не было, чтобы в Красноярск привезли все эти работы, да ещё и посвящённые творчеству Хворостовского. Это уникальный случай, такого возможно больше не будет. Потому что ни Третьяковская галерея, ни Русский музей не делают на постоянной основе выставки, связанные с театральным искусством. Помню, когда я разговаривала с главным хранителем Третьяковской галереи по поводу этой выставки, они даже поблагодарили, сказали «спасибо большое за идею». Потому что театрально-декорационное искусство именно в России на очень высоком уровне, но почему-то выставки, посвящённые ему бывают крайне редко, картины почти не достают из запасников. Несколько работ нам пришлось оформлять для этой выставки, их зрители-то толком никогда не видели. Поэтому это просто уникальная возможность красноярцам и гостям города увидеть то, что не видела столичная публика.
И это всё сопровождается музыкой. Эта выставка действительно такой синтез разных видов искусств. Здесь и живопись, и театральное искусство, причём у нас будет эффект театрального освещения, где-то это музыка, сам голос Хворостовского, плюс великолепные литературные произведения, которые лежат в основе тех опер, о которых идёт речь, и не только опер. Например, как в случае с Репиным, когда он обращается к первоисточникам, самим литературным текстам.
Что значит для вашего музея принимать такую выставку?
Это очень высокий уровень доверия со стороны федеральных музеев, со стороны региональных коллег, потому что в Пермскую галерею я буквально позвонила директору и попросила выдать картину, она согласилась. С ними мы до этого мы не работали. Это о многом говорит, что в такой короткий срок нам пошли на встречу. Для нашего музея это счастье и большая удача. Поблагодарить хочется исполнительного директора фестиваля Евгения Стодушного за приглашение нашего музея стать соорганизаторами фестиваля. Для нас это шанс по-иному взглянуть на возможность оформления экспозиционного пространства, потому что здесь мы впервые пригласили дизайнера. Гости могут увидеть как меняется пространство особняка. Это наш эксперимент и подарок всем жителям края. Возможность посмотреть подлинники и продлить фестиваль до 19 января 2025 года.
Чем более синтетично событие воздействует на зрителя, тем больший эффект оно имеет – образовательный, терапевтический. Потому что произведения высокого художественного уровня, как бы мы их не воспринимали в качестве просто красивых вещей или развлечения, они всё равно воздействуют на нашу душу, где-то успокаивают, поддерживают, дают вдохновение, ведут за собой. Это воздействие кратно увеличивается, когда возникает такой синтез искусств. Тогда человек напитывается буквально со всех сторон и это дорогого стоит. Такие проекты делать приятно и полезно. И посещать их тоже.
Фото: Александр Паниотов/Культура24