КАМНИ ИЗ ЖЕЛЕЗА И НЕЧАЯННОЕ КИНО
В этом году в рамках уже трёх полноценных фестивалей, которые состоялись в рамках Канского видеофестиваля – киношного, архитектурного и литературного – прошли конкурсные показы, читки, выступления поэтов и обсуждение проектов.
Автор: Анна ВОРОБЕЙ
«Гений места» – такова тема следующего, уже пятнадцатого по счёту, Канского международного видеофестиваля. Но это только через год, а в минувшие выходные подвели итоги четырнадцатой фестивальной недели. Как говорят некоторые мои знакомые, фестиваль показался им слегка усечённым и быстротечным. Возможно, всё упирается в нехватку финансирования, из-за чего Канск увидел так мало. Тем не менее, в рамках уже трёх полноценных фестивалей – киношного, архитектурного и литературного – прошли конкурсные показы, читки, выступления поэтов и обсуждение проектов.
В последний день фестиваля на набережной реки Кан появился железный камень. Авторами творения стали Михаил Лабазов и Дмитрий Барьядин. Почему железо? По словам Дмитрия, раз уж Канск – город особенный, то и камень должен быть из металла. Символический камень исполинского размера заложили на аллее набережной реки. Художники и архитекторы много говорили о том, что это может стать началом большого и важного дела, началом набережной, о которой жители Канска грезят уже давно. Фонари-грибы в этом году установить не получилось, ждём следующего. А ещё лет через пять на Кану может появиться мост, соединяющий набережную и остров, его построят по проекту архитектора из Финляндии. Дай бог!
К слову, литературный фестиваль, которым руководили Андрей Родионов и Екатерина Троепольская, тоже грозит стать масштабным и успешным проектом. У памятника неизвестному художнику в течение нескольких дней московские и местные поэты читали стихи. И раз уж фестиваль носит имя известного в стране, но менее известного и почитаемого в Канске писателя Владимира Зазубрина, то в очередной раз прозвучала идея воскресить из «пепла» дом, в котором был написан знаменитый роман. Возможно, там появится первый в России современный центр чтения, и это станет возможным благодаря столичным поэтам...
На нынешнем фестивале видеоарта состоялась мировая премьера фильма красноярского охотника Сергея Дятлова «Хозяева». Как рассказал «КВ» автор картины, он вовсе не планировал снимать кино, а просто захватил камеру в тайгу, где часто проводит долгие недели и месяцы. «Знакомый рассказал, что есть в Восточном Саяне нехорошее место. Лет двадцать назад медведь задрал там двух рабочих, которые собирали живицу. Поговаривают, что по ночам там слышны страшные человеческие крики. Я отправился туда караулить зверя. Среди ночи действительно что-то такое проявилось. Из тех записей, которые мне удалось сделать, и получилось кино», – говорит Сергей. Вот такое нечаянное кино! Фестиваль в который раз показал, что творчество способно проявиться так же внезапно, как и потусторонний мир в фильме настоящего охотника. Картина «Хозяева» получила специальный приз фестиваля.
Победителем видеофестиваля и обладателем гран-при «Золотой пальмовый секатор» стало видео «Гренландия», режиссер Орен Гернер (Израиль, 2014). Второй приз получило видео «Что с Юнилин?», режиссер Карло Франциско Маната (Филлиппины, 2015), третий приз – видео «Животные», режиссер Сюзанн Арнольд (Германия, 2014). Всего в конкурсе принимало участие 24 работы – их выбрали из числа около 3400 заявок, поступивших из 80 стран. Также приз вручили лучшему российскому фильму конкурса, им стало видео «ММТП. Обмяк» режиссера Михаила Максимова (Россия, 2015).
Источник: Канские ведомости. 2015. 3 сентября.