05 октября 2015
КРАСНОЯРЦЫ В КОКТЕБЕЛЕ
С 7 по 20 сентября 2015 года в Коктебеле в Доме Поэта проходил XIII Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь», посвящённый 40-летию образования Дома-музея М.А. Волошина и Году литературы в России. В нем участвовали и красноярские поэты и писатели.
Авторы: Михаил СТРЕЛЬЦОВ, Александр ЁЛТЫШЕВ
Фото: Виктория ЛЕБЕДЕВА, Герман ВЛАСОВ, АндреЙ ТАРАСОВ, Андрей КОРОВИН, Елена СЕМЕНОВА, Владимир ЗАХАРОВ, Даниил ОРЛОВ, Александр ЁЛТЫШЕВ, Яна-Мария КУРМАНГАЛИНЫ, Alexander BARBUKH, Татьяна СКРУНДЗЬ и др.
Приезжая в Коктебель, поэты первым делом идут здороваться с Коровиным. Потому что у него есть ответы на все вопросы. Спросишь его: «Как дела?» – он, чуть помедлив: «Всё хорошо». Спросишь: «Как идёт фестиваль?» – и он, уже не задумываясь: «Всё хорошо». Спросишь: «Как пройти на улицу Ленина?» – и он тут же: «Всё хорошо». Особенно эта фраза ему удаётся, когда приносят кофе или коньяк.
А кроме шуток если (хотя как среди остряков без шуток?!), мне знаком это скромный заговОр, которым сквозь усталость успокаиваешь суету вокруг и внутренне собираешься с силами. Недаром Андрей Юрьевич – не только руководитель культурных проектов в Коктебеле и Фонда «Волошинский сентябрь». Но именно там его умение степенно рассыпать вокруг себя спокойствие и уверенность, непредвзято и ненавязчиво контролировать всё вокруг происходящее – как нигде уместно. Литературный фестиваль делать сложно, а целый симпозиум, где переплетаются наука с творчеством, поэзия с прозой, драматургия с публицистикой; где сходятся, съезжаются неординарные личности с разных уголков не только страны, но и планеты – труд титанический. И как прекрасно, что в Год литературы симпозиум нашёл поддержку не только у своих стабильных партнёров, но и у Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций Российской Федерации, за что организацию следует поблагодарить и ожидать от неё дальнейшего сотрудничества.
Ведь каким бы ни был мобильным оргкомитет «Волошинского сентября» с невероятно везде всё успевающими Ниной Дунаевой, Ириной Легоньковой; сколько бы энергии и обаяния ни отдавала Наталия Мирошниченко, отвечающая за всё, что творится в Доме Волошина на фестивалях и между ними – за что красавицам поклон отдельный, на одном энтузиазме далеко не уедешь. И любая помощь им никогда не станет лишней. Максимилиан Волошин не делил людей, господа, по политическому полу, вознося личность, творческую составляющую её – выше всех земных хлопот, никому не отказывал в помощи. И совершенно уместным было бы, господа спонсоры и руководящие работники, помнить, что и наследники его, «волошинцы», несут в мир только красоту и добро, которые и вас облагородят и приобщат к великому искусству человеколюбия, если вы только сами этого захотите.
А проблем у литературного фестивального движения множество. Им были посвящены отдельные «круглые столы», где вполне по-деловому, уверенно нащупывались и обсуждались дальнейшие перспективы литературной жизни России, завязывались совместные проекты. И не понять было, где поэты, где чиновники: настолько каждый близко воспринимал необходимость вовлечения в культурное пространство как можно больше талантливой молодёжи, искренне делился своим опытом, методологией работы, мечтал о воплощении тех или иных идей.
Тем временем мероприятий с 8 по 13 сентября, в ту самую первую неделю, посвященную творческой части симпозиума, было насыпано! Одновременно в нескольких местах презентовались книги, литературные журналы, читались стихи, чтили память ушедших, проводились семинарские занятия, конкурсы, награждения. Перемежалось шутейным, экскурсиями, восхождением в горы. Лавина положительных эмоций, умело формируемая организаторами – вот секрет и внутренний движок «Волошинского сентября». Тонко уловленные посылы мастера Максимилиана собирали «волошинцев» под его венцом, на его крыльце, за его столом. И от встреч со старыми друзьями, от знакомств с новыми – искрами вспыхивали и растворялись в коктебельском небе новые стихи, прибаутки, экспромты, грея друг другу души. А тёплые черноморские волны охватывали, обнимали, выносили на берег заделы будущих поэм и рассказов, тут же просееваемых сквозь сито мнений коллег и друзей.
Как и пару лет назад мне довелось поработать на подмене семинаров по прозе, проводимых Первым секретарём Правления Союза российских писателей Светланой Василенко и редактором отдела прозы журнала «Октябрь» Викторией Лебедевой. Оттого появилась возможность сравнивать, тем паче, что и некоторые слушатели семинаров остались неизменными. Приятное удивление удалось испытать от возросшего качества произведений: группа на этот раз подобралась невероятно сильной. Светлана Владимировна пообещала, что лучшие произведения будут опубликованы в альманахе «Лед и пламень», а я для себя выделил авторов, за чьим творчеством буду продолжать следить. Среди них Дарья Александер, Сергей Рубцов, Татьяна Скрундзь, Дарья Зарубина, Владимир Софиенко и Маргарита Лейдина. В связи с тем, что после симпозиума многие из слушателей семинарских встреч добавили в друзья в социальных сетях, моя, пусть и ядовитая, но дружелюбная критика их произведений всё же пришлась по душе и – хочется верить – будет помощницей в дальнейшем.
Атмосфера у нас, прозаиков, царила чудная, в том числе благодаря частой смене обстановки. В финале – среди опадающей листвы с деревьев во дворе Дома Волошина, со стороны отчасти напоминающие кружок психологической взаимопомощи на выезде; а в начале – на крыше Арт-волны Дома писателя, обдуваемые коктебельскими ветрами и воспаряющие над знаменитым посёлком, мы напоминали сошедших со страниц Сании Шавалиевой сказочных персонажей. Даже хотелось учудить некую несуразность. Оттого в первый день сфотографировались со Светланой Владимировной в шезлонгах, выражая ироничную надежду, что потомки найдут эти фотографии и решат, что именно так, расслабленно, соруководители вели семинар по прозе в том далёком 2015-м году…
Однако в связи с работой на семинарах мне пришлось пропустить множество интересного, оттого к своему рассказу следует добавить слова и других красноярских участников коктебельских событий. Надо сказать, что, сотрудничая с «Волошинским сентябрём» четыре года кряду, красноярцы подошли к мероприятиям не только активно и ответственно, но и загодя. Представительство Союза российских писателей предварительно выдвинуло четыре издания в номинации «Лучшая поэтическая книга 2014 года» Международной Волошинской премии. Одна из них – «Точка опоры» Рустама Карапетьяна даже попала в лонг-лист. Тем не менее, в этой номинации лучшей была признана книга москвички Ирины Ермаковой «Седьмая». Специальными премиями Союза российских писателей в номинации «За сохранение традиций русской поэзии» были награждены: Марина Улыбашева (Калуга), Юрий Кабанков (Владивосток); второе место с электронной книжкой впридачу получил Вадим Месяц (Москва), а Константин Кедров (Москва) и Феликс Чечик (Израиль) награждены дипломами за третье место.
А ведь ещё объявляли победителей 13-го литературного Волошинского конкурса, в котором красноярцы отчего-то принимают участие неактивно, а зря, потому как среди лауреатов и дипломантов, помимо москвичей и петербуржцев были отмечены поэты, прозаики, драматурги из Курска, Климовска, Ярославля, Иваново, Кирова, Екатеринбурга.
Зато благодаря поддержке Министерства культуры Красноярского края делегация наша на симпозиуме была как никогда многочисленна и солидна. И – если признаться – представители других регионов нам тихо и шумно завидовали за то, что у нас такое, понимающее литературные нужды, министерство. Помимо поэтов Александра Ёлтышева и Михаила Мельниченко, поэта тире прозаика Михаила Стрельцова, в поездку за свой счёт, жертвуя частью отпуска, вырвалась и давно очарованная Коктебелем директор Дома искусств Татьяна Шнар. При этом, ни на минуты не забывая о своих заботах: то рассказывала о литературном фестивале «Книга. Ум. Будущее» (в рамках симпозиума даже было отдельное мероприятие ему посвященное – при участии красноярских и московских поэтов), то искала пути и возможности для приглашения в Красноярск тех или иных активных литературных деятелей.
Красноярцы принимали участие и в презентациях альманахов Союза российских писателей «Паровозъ» и «Лёд и пламень»; автор этих строк, заранее чуя поражение, но просто за хорошую компанию, поучаствовал в экспериментальном прозо-слэме и традиционном заплыве поэтов на приз журнала «Октябрь». Михаил Мельниченко занял второе место в поэтическом турнире, а Александр Ёлтышев – первое в экспромтах на приз газеты «Книжное обозрение». Оттого передаю ему слово.
Турниры поэтов возникли вместе с самой поэзией. Людям, слагающим слова в строки и строфы, почему-то хочется померяться силами с товарищами по этому губящему, но не дающему умереть ремеслу. Строго говоря, для стихотворца вся жизнь – поэтический турнир, если не с конкретным соперником, то с действительностью, вдохновляющей и требующей воплотить во внятный словесный облик своё миропонимание.
В Коктебеле мне пришлось соревноваться с коллегами трижды. Сначала нас пытал в два этапа писатель и телеведущий Евгений Сулес. Требовалось сотворить нечто, продолжив начальную строку. Строка была хороша, но не вписывалась в состояние моей метущейся души. Результат – весьма посредственно. Успокоило то, что со столь достойными соперниками и это неплохо.
Сочинённое я не сохранил: во-первых, зачем хранить слабые творения; во-вторых, их попросил для какого-то музея (!) ведущий Евгений Сулес. Польщённый столь лестным предложением, захотел аккуратно переписать запечатлённое далеко не каллиграфическим почерком, с зачёркиваниями и исправлениями. Но Евгений сказал, что ценится первозданность. Поистине, не только бумага, но и музейный запасник всё стерпит. До экспозиции, надеюсь, сии шедевры не дойдут.
Кстати, популярная формула Дмитрия Кедрина:
У поэтов есть такой обычай –
В круг сойдясь, оплёвывать друг друга,
как и всё категоричное, справедлива далеко не всегда. В Коктебеле побеждённые искренне поздравляли победителей, а победители признавались в симпатии к побеждённым.
Мой час настал на пляже, когда сочинение очередного экспромта задал главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Набоков. Озабоченный, как и вся неистреблённая интеллигенция, тем, что народ читает крайне мало, он предложил выдать четыре строчки, призывающие открыть книгу и не закрывать её до прочтения последней страницы. 15 минут взяли старт.
Взгляд упал на гору знаменитого Карадага, о которой Максимилиан Волошин сказал:
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Кто был в Коктебеле, не мог не поразиться удивительным сходством головы на памятнике поэту и скальным природным изваянием. Конечно, отталкиваясь от стихов гения, создавать собственные – нахальство, но это, не совсем симпатичное качество, – один из компонентов поэзии. И получилось:
Пока мозги твои не скисли,
читай впечатанные мысли,
как профиль Максимилиана
читает строфы океана.
За победу пообещали годовую подписку на газету «Книжное обозрение», чем и хвастаюсь. А незадолго перед этим была незабываемая экскурсия в Карадагский заповедник. В программе она именовалась «Поэтический десант на Карадаг». Первое впечатление от названия: мы будем читать стихи, а горы и звери – слушать их. Но вышло иначе: компетентный экскурсовод знакомил нас с этим уникальным чудом природы, а мы любовались скалами, отдалённо напоминающими Красноярские Столбы, морскими заливами, Золотыми воротами, которые Александр Сергеевич Пушкин метко назвал чёртовыми.
Так почему десант «поэтический»? Поясняю: впечатление от увиденного и прочувствованного обязательно выльется в нечто. Стихи могут быть не о скалах, не о море… да о чём угодно. Но они сохранят незримое присутствие Карадага.
Фото: Виктория ЛЕБЕДЕВА, Герман ВЛАСОВ, АндреЙ ТАРАСОВ, Андрей КОРОВИН, Елена СЕМЕНОВА, Владимир ЗАХАРОВ, Даниил ОРЛОВ, Александр ЁЛТЫШЕВ, Яна-Мария КУРМАНГАЛИНЫ, Alexander BARBUKH, Татьяна СКРУНДЗЬ и др.
Приезжая в Коктебель, поэты первым делом идут здороваться с Коровиным. Потому что у него есть ответы на все вопросы. Спросишь его: «Как дела?» – он, чуть помедлив: «Всё хорошо». Спросишь: «Как идёт фестиваль?» – и он, уже не задумываясь: «Всё хорошо». Спросишь: «Как пройти на улицу Ленина?» – и он тут же: «Всё хорошо». Особенно эта фраза ему удаётся, когда приносят кофе или коньяк.
А кроме шуток если (хотя как среди остряков без шуток?!), мне знаком это скромный заговОр, которым сквозь усталость успокаиваешь суету вокруг и внутренне собираешься с силами. Недаром Андрей Юрьевич – не только руководитель культурных проектов в Коктебеле и Фонда «Волошинский сентябрь». Но именно там его умение степенно рассыпать вокруг себя спокойствие и уверенность, непредвзято и ненавязчиво контролировать всё вокруг происходящее – как нигде уместно. Литературный фестиваль делать сложно, а целый симпозиум, где переплетаются наука с творчеством, поэзия с прозой, драматургия с публицистикой; где сходятся, съезжаются неординарные личности с разных уголков не только страны, но и планеты – труд титанический. И как прекрасно, что в Год литературы симпозиум нашёл поддержку не только у своих стабильных партнёров, но и у Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций Российской Федерации, за что организацию следует поблагодарить и ожидать от неё дальнейшего сотрудничества.
Ведь каким бы ни был мобильным оргкомитет «Волошинского сентября» с невероятно везде всё успевающими Ниной Дунаевой, Ириной Легоньковой; сколько бы энергии и обаяния ни отдавала Наталия Мирошниченко, отвечающая за всё, что творится в Доме Волошина на фестивалях и между ними – за что красавицам поклон отдельный, на одном энтузиазме далеко не уедешь. И любая помощь им никогда не станет лишней. Максимилиан Волошин не делил людей, господа, по политическому полу, вознося личность, творческую составляющую её – выше всех земных хлопот, никому не отказывал в помощи. И совершенно уместным было бы, господа спонсоры и руководящие работники, помнить, что и наследники его, «волошинцы», несут в мир только красоту и добро, которые и вас облагородят и приобщат к великому искусству человеколюбия, если вы только сами этого захотите.
А проблем у литературного фестивального движения множество. Им были посвящены отдельные «круглые столы», где вполне по-деловому, уверенно нащупывались и обсуждались дальнейшие перспективы литературной жизни России, завязывались совместные проекты. И не понять было, где поэты, где чиновники: настолько каждый близко воспринимал необходимость вовлечения в культурное пространство как можно больше талантливой молодёжи, искренне делился своим опытом, методологией работы, мечтал о воплощении тех или иных идей.
Тем временем мероприятий с 8 по 13 сентября, в ту самую первую неделю, посвященную творческой части симпозиума, было насыпано! Одновременно в нескольких местах презентовались книги, литературные журналы, читались стихи, чтили память ушедших, проводились семинарские занятия, конкурсы, награждения. Перемежалось шутейным, экскурсиями, восхождением в горы. Лавина положительных эмоций, умело формируемая организаторами – вот секрет и внутренний движок «Волошинского сентября». Тонко уловленные посылы мастера Максимилиана собирали «волошинцев» под его венцом, на его крыльце, за его столом. И от встреч со старыми друзьями, от знакомств с новыми – искрами вспыхивали и растворялись в коктебельском небе новые стихи, прибаутки, экспромты, грея друг другу души. А тёплые черноморские волны охватывали, обнимали, выносили на берег заделы будущих поэм и рассказов, тут же просееваемых сквозь сито мнений коллег и друзей.
Как и пару лет назад мне довелось поработать на подмене семинаров по прозе, проводимых Первым секретарём Правления Союза российских писателей Светланой Василенко и редактором отдела прозы журнала «Октябрь» Викторией Лебедевой. Оттого появилась возможность сравнивать, тем паче, что и некоторые слушатели семинаров остались неизменными. Приятное удивление удалось испытать от возросшего качества произведений: группа на этот раз подобралась невероятно сильной. Светлана Владимировна пообещала, что лучшие произведения будут опубликованы в альманахе «Лед и пламень», а я для себя выделил авторов, за чьим творчеством буду продолжать следить. Среди них Дарья Александер, Сергей Рубцов, Татьяна Скрундзь, Дарья Зарубина, Владимир Софиенко и Маргарита Лейдина. В связи с тем, что после симпозиума многие из слушателей семинарских встреч добавили в друзья в социальных сетях, моя, пусть и ядовитая, но дружелюбная критика их произведений всё же пришлась по душе и – хочется верить – будет помощницей в дальнейшем.
Атмосфера у нас, прозаиков, царила чудная, в том числе благодаря частой смене обстановки. В финале – среди опадающей листвы с деревьев во дворе Дома Волошина, со стороны отчасти напоминающие кружок психологической взаимопомощи на выезде; а в начале – на крыше Арт-волны Дома писателя, обдуваемые коктебельскими ветрами и воспаряющие над знаменитым посёлком, мы напоминали сошедших со страниц Сании Шавалиевой сказочных персонажей. Даже хотелось учудить некую несуразность. Оттого в первый день сфотографировались со Светланой Владимировной в шезлонгах, выражая ироничную надежду, что потомки найдут эти фотографии и решат, что именно так, расслабленно, соруководители вели семинар по прозе в том далёком 2015-м году…
Однако в связи с работой на семинарах мне пришлось пропустить множество интересного, оттого к своему рассказу следует добавить слова и других красноярских участников коктебельских событий. Надо сказать, что, сотрудничая с «Волошинским сентябрём» четыре года кряду, красноярцы подошли к мероприятиям не только активно и ответственно, но и загодя. Представительство Союза российских писателей предварительно выдвинуло четыре издания в номинации «Лучшая поэтическая книга 2014 года» Международной Волошинской премии. Одна из них – «Точка опоры» Рустама Карапетьяна даже попала в лонг-лист. Тем не менее, в этой номинации лучшей была признана книга москвички Ирины Ермаковой «Седьмая». Специальными премиями Союза российских писателей в номинации «За сохранение традиций русской поэзии» были награждены: Марина Улыбашева (Калуга), Юрий Кабанков (Владивосток); второе место с электронной книжкой впридачу получил Вадим Месяц (Москва), а Константин Кедров (Москва) и Феликс Чечик (Израиль) награждены дипломами за третье место.
А ведь ещё объявляли победителей 13-го литературного Волошинского конкурса, в котором красноярцы отчего-то принимают участие неактивно, а зря, потому как среди лауреатов и дипломантов, помимо москвичей и петербуржцев были отмечены поэты, прозаики, драматурги из Курска, Климовска, Ярославля, Иваново, Кирова, Екатеринбурга.
Зато благодаря поддержке Министерства культуры Красноярского края делегация наша на симпозиуме была как никогда многочисленна и солидна. И – если признаться – представители других регионов нам тихо и шумно завидовали за то, что у нас такое, понимающее литературные нужды, министерство. Помимо поэтов Александра Ёлтышева и Михаила Мельниченко, поэта тире прозаика Михаила Стрельцова, в поездку за свой счёт, жертвуя частью отпуска, вырвалась и давно очарованная Коктебелем директор Дома искусств Татьяна Шнар. При этом, ни на минуты не забывая о своих заботах: то рассказывала о литературном фестивале «Книга. Ум. Будущее» (в рамках симпозиума даже было отдельное мероприятие ему посвященное – при участии красноярских и московских поэтов), то искала пути и возможности для приглашения в Красноярск тех или иных активных литературных деятелей.
Красноярцы принимали участие и в презентациях альманахов Союза российских писателей «Паровозъ» и «Лёд и пламень»; автор этих строк, заранее чуя поражение, но просто за хорошую компанию, поучаствовал в экспериментальном прозо-слэме и традиционном заплыве поэтов на приз журнала «Октябрь». Михаил Мельниченко занял второе место в поэтическом турнире, а Александр Ёлтышев – первое в экспромтах на приз газеты «Книжное обозрение». Оттого передаю ему слово.
Михаил Стрельцов
Наскальные строки
Турниры поэтов возникли вместе с самой поэзией. Людям, слагающим слова в строки и строфы, почему-то хочется померяться силами с товарищами по этому губящему, но не дающему умереть ремеслу. Строго говоря, для стихотворца вся жизнь – поэтический турнир, если не с конкретным соперником, то с действительностью, вдохновляющей и требующей воплотить во внятный словесный облик своё миропонимание.
В Коктебеле мне пришлось соревноваться с коллегами трижды. Сначала нас пытал в два этапа писатель и телеведущий Евгений Сулес. Требовалось сотворить нечто, продолжив начальную строку. Строка была хороша, но не вписывалась в состояние моей метущейся души. Результат – весьма посредственно. Успокоило то, что со столь достойными соперниками и это неплохо.
Сочинённое я не сохранил: во-первых, зачем хранить слабые творения; во-вторых, их попросил для какого-то музея (!) ведущий Евгений Сулес. Польщённый столь лестным предложением, захотел аккуратно переписать запечатлённое далеко не каллиграфическим почерком, с зачёркиваниями и исправлениями. Но Евгений сказал, что ценится первозданность. Поистине, не только бумага, но и музейный запасник всё стерпит. До экспозиции, надеюсь, сии шедевры не дойдут.
Кстати, популярная формула Дмитрия Кедрина:
У поэтов есть такой обычай –
В круг сойдясь, оплёвывать друг друга,
как и всё категоричное, справедлива далеко не всегда. В Коктебеле побеждённые искренне поздравляли победителей, а победители признавались в симпатии к побеждённым.
Мой час настал на пляже, когда сочинение очередного экспромта задал главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Набоков. Озабоченный, как и вся неистреблённая интеллигенция, тем, что народ читает крайне мало, он предложил выдать четыре строчки, призывающие открыть книгу и не закрывать её до прочтения последней страницы. 15 минут взяли старт.
Взгляд упал на гору знаменитого Карадага, о которой Максимилиан Волошин сказал:
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Кто был в Коктебеле, не мог не поразиться удивительным сходством головы на памятнике поэту и скальным природным изваянием. Конечно, отталкиваясь от стихов гения, создавать собственные – нахальство, но это, не совсем симпатичное качество, – один из компонентов поэзии. И получилось:
Пока мозги твои не скисли,
читай впечатанные мысли,
как профиль Максимилиана
читает строфы океана.
За победу пообещали годовую подписку на газету «Книжное обозрение», чем и хвастаюсь. А незадолго перед этим была незабываемая экскурсия в Карадагский заповедник. В программе она именовалась «Поэтический десант на Карадаг». Первое впечатление от названия: мы будем читать стихи, а горы и звери – слушать их. Но вышло иначе: компетентный экскурсовод знакомил нас с этим уникальным чудом природы, а мы любовались скалами, отдалённо напоминающими Красноярские Столбы, морскими заливами, Золотыми воротами, которые Александр Сергеевич Пушкин метко назвал чёртовыми.
Так почему десант «поэтический»? Поясняю: впечатление от увиденного и прочувствованного обязательно выльется в нечто. Стихи могут быть не о скалах, не о море… да о чём угодно. Но они сохранят незримое присутствие Карадага.
Александр Ёлтышев