07 октября 2015
КУЛЬТУРА В ТЫЛУ И НА ФРОНТЕ
О том, как помогали фронту в период Великой отечественной войны деятели красноярской культуры: педагоги, работники клубов и библиотек, музеев и театров, художники и писатели.
Автор: Владимир ЗАМЫШЛЯЕВ, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей и Союза журналистов России
Великая Отечественная война – событие исторического масштаба. На Победу самоотверженно трудились миллионы людей в Сибири. Красноярцы приняли на себя трудовую ношу и в связи с эвакуацией предприятий с запада на восток.
Ярким примером того, как прибывали в Красноярск эвакуированные предприятия и начинали сразу работу, является завод Сибирского тяжёлого машиностроения ("Сибтяжмаш"). Красноярский поэт Игнатий Рождественский, первый учитель в Игарке будущего писателя В. П. Астафьева, писал:
Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали.
И задыхалась вьюга на бегу,
И в белых вихрях затерялись дали.
Ещё не возводили корпуса,
И котлованы только намечали,
Но мы творили – нет, не чудеса,
Мы просто фронту честно помогали.
Честно помогали фронту и деятели красноярской культуры: педагоги, работники клубов и библиотек, музеев и театров, художники и писатели. Многие работники культуры уходили на фронт или вынуждены были менять место работы. Наметилось сокращение сети культурно-просветительных учреждений. Но правительство страны потребовало не сокращать, а расширять их деятельность. И это повлияло на просветительскую работу. Уже в 1942 году в крае проведено разных мероприятий (лекций, докладов, концертов, спектаклей) в два раза больше, чем в 1941 году. Даже продолжались смотры художественной самодеятельности.
Сочинялись и исполнялись злободневные частушки – "прямой наводкой по врагу". Антифашистская сатира была популярным жанром и на сцене, и в печати, и в плакатах, и в "Окнах ТАСС". Этот заказ отлично выполняли красноярские художники. Они проводили стационарные и передвижные выставки живописных и графических работ, сатирических плакатов, оформляли наглядной агитацией тыловые и фронтовые агитпоезда, выезжавшие с подарками для бойцов Красной армии. Из Красноярска такие агитпоезда выезжали семь раз на Калининский, Центральный и Карело-Финский фронты.
С одним из таких агитпоездов побывал на фронте поэт Лев Черноморцев. Он вернулся с фронта в полушубке, подаренном ему красноармейцами, гордился подарком и всем показывал на встречах в Красноярске. Об этом вспоминала Зоя Семигук, работавшая во время войны в книжном издательстве. По её словам (в книге "Связь времён"), издательство организовало выпуск брошюр "Красноярцы – герои Отечественной войны". Первой была брошюра о Герое Советского Союза, бесстрашном лётчике, комсомольце из Ирбея Николае Тотмине. Герою Советского Союза эвенку Иннокентию Увачану посвятил цикл стихов поэт Казимир Лисовский.
22 мая 1942 года в газете "Красноярский рабочий" сообщалось: "Бригада красноярских театров драмы, оперы и балета за последнее время обслужила шефскими концертами около десяти тысяч колхозных зрителей, 32 колхоза и 12 подсобных хозяйств. Артисты проехали на лошадях и машинах около 4 тысяч километров и всюду встречали радушный приём". В информации упоминаются "опера и балет". Откуда они взялись? В Красноярск осенью 1941 года эвакуировался Днепропетровский оперный театр. 11 октября состоялась его первая премьера – "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского. В начале 1942 года к днепропетровским артистам присоединились артисты Одесского театра оперы и балета. 23 марта 1942 года состоялась их совместная премьера – опера Тосканини "Флория Тоска". А 13 августа – премьера оперы Т. Хренникова "В бурю". Это первая советская опера на красноярской сцене.
В октябре – ноябре 1942 года артисты объединённого театра показали перед бойцами фронтов 77 концертов. Театр работал на площадке драмтеатра имени А. С. Пушкина, что создавало большие трудности для всех. Эвакуированный объединённый театр работал в Красноярске до лета 1944 года. До 1949 года работал в Красноярске отдельный музыкальный театр. Его продолжением стало открытие в Красноярске в 1959 году театра музыкальной комедии, который сегодня называется музыкальным театром.
В концертах музыкальных артистов звучала и песня "Татьяна" – о гибели Зои Космодемьянской. В 1942 году сказительница из села Емельяново Екатерина Чичаева создала плач по Тане-Зое Космодемьянской "Не забыть нам веки-повеки". Это сочинение в 16 страниц тиражом в 2 000 экземпляров выпустило Красноярское книжное издательство. В 1944 году вышло переиздание этого сказа.
Большую творческую работу проводили в годы войны Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина и Минусинский драматический театр. Город Минусинск прославился ещё и краеведческим музеем имени Мартьянова, который активно проводил стационарные и передвижные выставки, посвящённые героическим страницам Великой Отечественной войны. В числе 192 Героев Советского Союза из числа бойцов, призванных на фронт с территории Красноярского края, было 40 Героев из его южных районов.
Не затухала в военные годы и художественная самодеятельность. Об этом, в частности, вспоминал А. С. Курешов, известный в крае советский деятель, в книге "Жизнь прожить – не поле перейти". Он рассказывает о спектаклях драмкружка на Козульской дистанции пути Красноярской железной дороги.
В драмкружке ставились спектакли по пьесам А. Чехова, А. Островского и по пьесе "Фронт" А. Корнейчука. Помощь реквизитом оказывал железнодорожникам Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина. Жители Козульки очень любили свой драмкружок и ходили на его спектакли семьями.
Подчеркнём особую роль Красноярской железной дороги в обеспечении "культурного фронта" в годы войны. Это ведомство имело, в сравнении с другими, значительную сеть культурно-просветительных учреждений, отличавшихся хорошим качеством работы и народными талантами. В Красноярске работал клуб имени Карла Либкнехта (знаменитый "Карлуша"). 1 февраля 1939 года было принято решение о строительстве Дома культуры на станции Боготол. Его открыли в начале 1941 года, но разместили в нём военный госпиталь – до 1943 года. После возвращения Дома культуры его профессиональным владельцам началась активная творческая деятельность, появился духовой оркестр, драматический коллектив и так далее. Активную работу проводил и клуб на станции Иланской.
Требовались людям во время войны и книги. К 1944 году на железной дороге, помимо стационарных библиотек, насчитывалось 35 библиотечных пунктов книговыдачи. Книгами пользовались 4 700 человек. В библиотечном деле КЖД были свои ветераны: В. Ф. Свидерский, награждённый медалями, блокадница Ленинграда Н. Н. Остроухова, а также Т. А. Куренных, З. А. Дудик, И. Ю. Пискунович, А. П. Кузьмина, А. И. Мунько и другие.
В целом можно сказать, что железнодорожный комплекс в культуре большого края имел в годы войны важное общественно-политическое, патриотическое и художественное значение.
В истории художественной самодеятельности периода войны есть и такие факты: "Лагерь в ста километрах от Тайшета. Одно из самых поразительных впечатлений, связанных с музыкой: вечера в так называемом клубе – концерт самодеятельности заключённых. Вхожу в переполненное помещение, где на сцене происходит нечто невероятное: молоденькие девушки в расшитых украинских блузках и тёмных юбках поют хором, чистейшими звонкими голосами и очень увлечённо: "Точно небо, высока ты, точно море, широка ты, необъятная дорога молодёжная!!!" В первый момент шок, явственное ощущение, что помешалась. Позднее в самодеятельности участвовала сама: пришло понимание, что для нас, зэков, это благотворно – и для артистов, и для зрителей". Так вспоминала Н. Кравец в статье "Шесть лет "ёж" – в журнале "Советская музыка", 1988 год, N 9.
Ученик знаменитого Нейгауза пианист Ананий Шварцбург тоже участвовал в концертах лагерных культбригад. После освобождения из ссылки в Енисейске он стал художественным руководителем Красноярской краевой филармонии.
О художественной самодеятельности в годы войны вспоминал и писатель-фронтовик Анатолий Чмыхало: "Сорок четвёртый год. Ещё грохочет война. Ещё торопятся на Запад воинские эшелоны, а навстречу им – санитарные поезда с ранеными. А в Красноярском театре Пушкина идёт смотр художественной самодеятельности. Не думаю, что открытие нашего оперного театра собирало столько культурных сил города, сколько тот смотр. Журналисты, музыканты, молодые литераторы – все были там" (в книге "Связь времён").
В 1944 году вышел первый номер литературного альманаха "Енисей". Его предтечами считаются "Сборник произведений начинающих писателей Красноярского края" (Красноярск, 1938 год), "Красноярский альманах" (1940 год), "Красноярский альманах" (1941 год).
Духоподъёмный призыв "Всё для фронта!" воодушевлял творчество молодых писателей, художников, журналистов, деятелей кино. Такие патриоты Родины и земли красноярской, как поэты Георгий Суворов (уроженец Краснотуранска) и Борис Богатков (уроженец Ачинска), погибли на фронтах войны, но мы помним стихи Суворова: "Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей".
Участниками войны были писатели В. П. Астафьев, А. И. Чмыхало, А. Жданович, М. Кильчичаков, И. В. Уразов, П. Коваленко, художник Б. Я. Ряузов, композитор Ф. П. Веселков, хормейстер Н. А. Тычинский.
Можно указать и на роль периодической печати, на заслуги газет "Красноярский рабочий", "Красноярский комсомолец", на значение радиопередач и всей журналистики.
Красноярский край велик, в каждом его городе и районе, на всём протяжении Енисея, шла напряжённая работа под девизом "Всё для фронта, всё для Победы!". Поэтому мы приводим наиболее яркие факты из этой истории. Вот и ещё один пример. В 1943 году в Красном чуме на Диксоне открыл первую выставку репродукций с полотен мировых мастеров живописи начинавший в то время свою коллекционную деятельность Иван Рехлов, будущий создатель Шушенской народной картинной галереи. Она стала известной не только в крае, в стране, но и во многих зарубежных странах: от Монголии до Франции.
Мы сделали краткий обзор важных культурных событий на территории Красноярского края. В действительности их было значительно больше. К настоящему времени имеется немалое количество краеведческих книг, в которых описывается заслуженная деятельность и краевых учреждений культуры, и высших и средних специальных учебных заведений, и общеобразовательных школ в годы Великой Отечественной войны. Об этом знают красноярские журналисты, краеведы, историки.
В преддверии 70-летия Великой Победы мы решили напомнить о том, что культура тоже "воевала", крепила сама себя в тылу и выезжала на фронты.
Об этом следует помнить, ибо без Культуры нет Страны и нет Народа. В годы бедствий, тяжёлых испытаний, в первую очередь требуются Дух сопротивления перед врагом, воодушевление Словом и Музыкой, Стихом и Песней. Не случайно песня "Вставай, страна огромная" стала гимном-призывом с первых месяцев войны и воодушевляла весь народ на трудовые и боевые подвиги. Именно эта песня и современная "День Победы" смыкают трагическое начало и победоносное завершение Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Культура всегда в гражданском строю! И деятелям культуры – тоже вечная благодарность.
На фото: Поёт Лидия Русланова; Так выступали фронтовые бригады...; ... А так они добирались до своих зрителей.
Фото из архива редакции газеты "Красноярский рабочий".
Красноярский рабочий. 2015. 26 сентября.
Великая Отечественная война – событие исторического масштаба. На Победу самоотверженно трудились миллионы людей в Сибири. Красноярцы приняли на себя трудовую ношу и в связи с эвакуацией предприятий с запада на восток.
Ярким примером того, как прибывали в Красноярск эвакуированные предприятия и начинали сразу работу, является завод Сибирского тяжёлого машиностроения ("Сибтяжмаш"). Красноярский поэт Игнатий Рождественский, первый учитель в Игарке будущего писателя В. П. Астафьева, писал:
Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали.
И задыхалась вьюга на бегу,
И в белых вихрях затерялись дали.
Ещё не возводили корпуса,
И котлованы только намечали,
Но мы творили – нет, не чудеса,
Мы просто фронту честно помогали.
Честно помогали фронту и деятели красноярской культуры: педагоги, работники клубов и библиотек, музеев и театров, художники и писатели. Многие работники культуры уходили на фронт или вынуждены были менять место работы. Наметилось сокращение сети культурно-просветительных учреждений. Но правительство страны потребовало не сокращать, а расширять их деятельность. И это повлияло на просветительскую работу. Уже в 1942 году в крае проведено разных мероприятий (лекций, докладов, концертов, спектаклей) в два раза больше, чем в 1941 году. Даже продолжались смотры художественной самодеятельности.
Сочинялись и исполнялись злободневные частушки – "прямой наводкой по врагу". Антифашистская сатира была популярным жанром и на сцене, и в печати, и в плакатах, и в "Окнах ТАСС". Этот заказ отлично выполняли красноярские художники. Они проводили стационарные и передвижные выставки живописных и графических работ, сатирических плакатов, оформляли наглядной агитацией тыловые и фронтовые агитпоезда, выезжавшие с подарками для бойцов Красной армии. Из Красноярска такие агитпоезда выезжали семь раз на Калининский, Центральный и Карело-Финский фронты.
С одним из таких агитпоездов побывал на фронте поэт Лев Черноморцев. Он вернулся с фронта в полушубке, подаренном ему красноармейцами, гордился подарком и всем показывал на встречах в Красноярске. Об этом вспоминала Зоя Семигук, работавшая во время войны в книжном издательстве. По её словам (в книге "Связь времён"), издательство организовало выпуск брошюр "Красноярцы – герои Отечественной войны". Первой была брошюра о Герое Советского Союза, бесстрашном лётчике, комсомольце из Ирбея Николае Тотмине. Герою Советского Союза эвенку Иннокентию Увачану посвятил цикл стихов поэт Казимир Лисовский.
22 мая 1942 года в газете "Красноярский рабочий" сообщалось: "Бригада красноярских театров драмы, оперы и балета за последнее время обслужила шефскими концертами около десяти тысяч колхозных зрителей, 32 колхоза и 12 подсобных хозяйств. Артисты проехали на лошадях и машинах около 4 тысяч километров и всюду встречали радушный приём". В информации упоминаются "опера и балет". Откуда они взялись? В Красноярск осенью 1941 года эвакуировался Днепропетровский оперный театр. 11 октября состоялась его первая премьера – "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского. В начале 1942 года к днепропетровским артистам присоединились артисты Одесского театра оперы и балета. 23 марта 1942 года состоялась их совместная премьера – опера Тосканини "Флория Тоска". А 13 августа – премьера оперы Т. Хренникова "В бурю". Это первая советская опера на красноярской сцене.
В октябре – ноябре 1942 года артисты объединённого театра показали перед бойцами фронтов 77 концертов. Театр работал на площадке драмтеатра имени А. С. Пушкина, что создавало большие трудности для всех. Эвакуированный объединённый театр работал в Красноярске до лета 1944 года. До 1949 года работал в Красноярске отдельный музыкальный театр. Его продолжением стало открытие в Красноярске в 1959 году театра музыкальной комедии, который сегодня называется музыкальным театром.
В концертах музыкальных артистов звучала и песня "Татьяна" – о гибели Зои Космодемьянской. В 1942 году сказительница из села Емельяново Екатерина Чичаева создала плач по Тане-Зое Космодемьянской "Не забыть нам веки-повеки". Это сочинение в 16 страниц тиражом в 2 000 экземпляров выпустило Красноярское книжное издательство. В 1944 году вышло переиздание этого сказа.
Большую творческую работу проводили в годы войны Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина и Минусинский драматический театр. Город Минусинск прославился ещё и краеведческим музеем имени Мартьянова, который активно проводил стационарные и передвижные выставки, посвящённые героическим страницам Великой Отечественной войны. В числе 192 Героев Советского Союза из числа бойцов, призванных на фронт с территории Красноярского края, было 40 Героев из его южных районов.
Не затухала в военные годы и художественная самодеятельность. Об этом, в частности, вспоминал А. С. Курешов, известный в крае советский деятель, в книге "Жизнь прожить – не поле перейти". Он рассказывает о спектаклях драмкружка на Козульской дистанции пути Красноярской железной дороги.
В драмкружке ставились спектакли по пьесам А. Чехова, А. Островского и по пьесе "Фронт" А. Корнейчука. Помощь реквизитом оказывал железнодорожникам Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина. Жители Козульки очень любили свой драмкружок и ходили на его спектакли семьями.
Подчеркнём особую роль Красноярской железной дороги в обеспечении "культурного фронта" в годы войны. Это ведомство имело, в сравнении с другими, значительную сеть культурно-просветительных учреждений, отличавшихся хорошим качеством работы и народными талантами. В Красноярске работал клуб имени Карла Либкнехта (знаменитый "Карлуша"). 1 февраля 1939 года было принято решение о строительстве Дома культуры на станции Боготол. Его открыли в начале 1941 года, но разместили в нём военный госпиталь – до 1943 года. После возвращения Дома культуры его профессиональным владельцам началась активная творческая деятельность, появился духовой оркестр, драматический коллектив и так далее. Активную работу проводил и клуб на станции Иланской.
Требовались людям во время войны и книги. К 1944 году на железной дороге, помимо стационарных библиотек, насчитывалось 35 библиотечных пунктов книговыдачи. Книгами пользовались 4 700 человек. В библиотечном деле КЖД были свои ветераны: В. Ф. Свидерский, награждённый медалями, блокадница Ленинграда Н. Н. Остроухова, а также Т. А. Куренных, З. А. Дудик, И. Ю. Пискунович, А. П. Кузьмина, А. И. Мунько и другие.
В целом можно сказать, что железнодорожный комплекс в культуре большого края имел в годы войны важное общественно-политическое, патриотическое и художественное значение.
В истории художественной самодеятельности периода войны есть и такие факты: "Лагерь в ста километрах от Тайшета. Одно из самых поразительных впечатлений, связанных с музыкой: вечера в так называемом клубе – концерт самодеятельности заключённых. Вхожу в переполненное помещение, где на сцене происходит нечто невероятное: молоденькие девушки в расшитых украинских блузках и тёмных юбках поют хором, чистейшими звонкими голосами и очень увлечённо: "Точно небо, высока ты, точно море, широка ты, необъятная дорога молодёжная!!!" В первый момент шок, явственное ощущение, что помешалась. Позднее в самодеятельности участвовала сама: пришло понимание, что для нас, зэков, это благотворно – и для артистов, и для зрителей". Так вспоминала Н. Кравец в статье "Шесть лет "ёж" – в журнале "Советская музыка", 1988 год, N 9.
Ученик знаменитого Нейгауза пианист Ананий Шварцбург тоже участвовал в концертах лагерных культбригад. После освобождения из ссылки в Енисейске он стал художественным руководителем Красноярской краевой филармонии.
О художественной самодеятельности в годы войны вспоминал и писатель-фронтовик Анатолий Чмыхало: "Сорок четвёртый год. Ещё грохочет война. Ещё торопятся на Запад воинские эшелоны, а навстречу им – санитарные поезда с ранеными. А в Красноярском театре Пушкина идёт смотр художественной самодеятельности. Не думаю, что открытие нашего оперного театра собирало столько культурных сил города, сколько тот смотр. Журналисты, музыканты, молодые литераторы – все были там" (в книге "Связь времён").
В 1944 году вышел первый номер литературного альманаха "Енисей". Его предтечами считаются "Сборник произведений начинающих писателей Красноярского края" (Красноярск, 1938 год), "Красноярский альманах" (1940 год), "Красноярский альманах" (1941 год).
Духоподъёмный призыв "Всё для фронта!" воодушевлял творчество молодых писателей, художников, журналистов, деятелей кино. Такие патриоты Родины и земли красноярской, как поэты Георгий Суворов (уроженец Краснотуранска) и Борис Богатков (уроженец Ачинска), погибли на фронтах войны, но мы помним стихи Суворова: "Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей".
Участниками войны были писатели В. П. Астафьев, А. И. Чмыхало, А. Жданович, М. Кильчичаков, И. В. Уразов, П. Коваленко, художник Б. Я. Ряузов, композитор Ф. П. Веселков, хормейстер Н. А. Тычинский.
Можно указать и на роль периодической печати, на заслуги газет "Красноярский рабочий", "Красноярский комсомолец", на значение радиопередач и всей журналистики.
Красноярский край велик, в каждом его городе и районе, на всём протяжении Енисея, шла напряжённая работа под девизом "Всё для фронта, всё для Победы!". Поэтому мы приводим наиболее яркие факты из этой истории. Вот и ещё один пример. В 1943 году в Красном чуме на Диксоне открыл первую выставку репродукций с полотен мировых мастеров живописи начинавший в то время свою коллекционную деятельность Иван Рехлов, будущий создатель Шушенской народной картинной галереи. Она стала известной не только в крае, в стране, но и во многих зарубежных странах: от Монголии до Франции.
Мы сделали краткий обзор важных культурных событий на территории Красноярского края. В действительности их было значительно больше. К настоящему времени имеется немалое количество краеведческих книг, в которых описывается заслуженная деятельность и краевых учреждений культуры, и высших и средних специальных учебных заведений, и общеобразовательных школ в годы Великой Отечественной войны. Об этом знают красноярские журналисты, краеведы, историки.
В преддверии 70-летия Великой Победы мы решили напомнить о том, что культура тоже "воевала", крепила сама себя в тылу и выезжала на фронты.
Об этом следует помнить, ибо без Культуры нет Страны и нет Народа. В годы бедствий, тяжёлых испытаний, в первую очередь требуются Дух сопротивления перед врагом, воодушевление Словом и Музыкой, Стихом и Песней. Не случайно песня "Вставай, страна огромная" стала гимном-призывом с первых месяцев войны и воодушевляла весь народ на трудовые и боевые подвиги. Именно эта песня и современная "День Победы" смыкают трагическое начало и победоносное завершение Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Культура всегда в гражданском строю! И деятелям культуры – тоже вечная благодарность.
На фото: Поёт Лидия Русланова; Так выступали фронтовые бригады...; ... А так они добирались до своих зрителей.
Фото из архива редакции газеты "Красноярский рабочий".
Красноярский рабочий. 2015. 26 сентября.