09 октября 2015
18 СЕНТЯБРЯ – 125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕНЕДИКТА ЛЕОНТЬЕВИЧА ПЕТРАКОВА (1890–1942), ЖИВОПИСЦА, ГРАФИКА, ЧЛЕНА СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ СССР
Автор: Л. И. ШАПОВАЛОВА
Его самостоятельный путь в жизни и в искусстве начинался в то время и там, где лозунги «долой» и «да здравствует» потрясали не только политическую и социальную атмосферу, но и художественную. На подступах была новая эра, главным признаком которой, как
писал К. С. Петров-Водкин, было движение и овладение пространством. Это надо понимать не как обретение места под солнцем. В плане художественном это значило отказ от выражения «чувства пространства», адекватного пространственным отношениям природы, создающим иллюзию реальности и уход от этого с помощью разного уровня трансформации. Это и будет определяющим в стиле изобразительного искусства эпохи или художника, а значит и красноярского художника В. Петракова.
Венедикт Петраков родился на территории бывшего Царства Польского. Отец его был столяром, мать портнихой. В семье было 5 детей. О его детских годах почти ничего не известно. В Петербурге он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем посещал занятия в Высшем художественном училище Императорской академии художеств. В 1916 году он вступил в брак в Ярославле, и в августе 1917 года в их
семье родилась дочь.
Кардинальные перемены в социально-политической жизни периода революции и гражданской войны заставляли людей оставлять обжитые места европейской части страны и отправляться в восточном направлении, сначала на Урал, потом в Сибирь. В 1920 году Петраковы обосновались в Красноярске. Венедикт Леонтьевич был в постоянном поиске заработка. Он состоял на службе в должности учителя графических искусств то в железнодорожной школе, то в школе-коммуне, в татарской, польской школах, школах II ступени.
Самой результативной была работа в фабрично-заводской школе печатного дела при государственной типографии. В этой школе проходили не только урочные занятия по рисованию, но и организовывались разные конкурсы, затем в 1923 году начала работать художественная студия, в которой занимались некоторые взрослые работники и их дети, устраивались выставки работ учеников не только по рисунку, но и резьбе по линолеуму. Школа печатного дела работала в тесном контакте с редакцией газеты «Красноярский рабочий». Графические рисунки В. Петракова можно было увидеть на страницах этого издания, а также позже в Новосибирске в журнале «Настоящее».
Материальные затруднения и бытовые условия не давали возможности заниматься «затратным»
видом искусства, поэтому значительную часть творческого наследия художника составляют рисунки карандашом, углем, акварелью. Это были портреты жены, дочери, бытовые сцены, пейзажи. Достаточное количество рисунков с городскими мотивами Красноярска тех лет, пейзажи деревень Пузыревой и Кулаковой, куда семья выезжала на летний отдых, а также зарисовки Столбов, где часто бывал художник, останавливаясь в избушке печатников, интересны не только с содержательной стороны, но и дают возможность понять особенности творческого почерка художника.
Отвечая идеологическим запросам времени, художник создавал образы социально акцентированные, такие как «Беспризорный», «Пионеры», «Рабочий», «Грузчики», «Канатчики», «Делегаты», «Ударная бригада лесору-бов», «Красноармейцы». Петраков был участником выставок красноярских и сибирских художников. Его акварель «Сибирский двор», рисунок «Вьют веревки», живописное произведение «С базара по Енисею» были приобретены в 1927 и 1933 гг. в Новосибирске и Иркутске для музеев.
Критики в газетных рецензиях отмечали, что, как и на прошлых выставках, Петраков – герой дня. Динамизм, энергетика цвета и линии сразу обращали внимание зрителей. Этому он учил начинающих художников в Красноярской школе живописи и рисования.
Как вспоминал один из его учеников, однажды он не пришел на занятия в школу, и никто не знал, где он. Венедикт Леонтьевич Петраков был арестован 22 декабря 1941 г. и подозревался в причастности к членам шпионской повстанческой организации, занимавшихся сбором шпионских сведений и ставившей своей целью свержение существующего в СССР строя путем вооруженного восстания.
Он умер в тюрьме в конце 1942 года. За полтора месяца до ареста он писал своей дочери в Иркутск: « … Что касается положения на фронтах, могу сказать тебе, что мы врага разобьем, уничтожим и истребим до последнего, ты внимательно прочти доклад т. Сталина на Московском Совете 6/XI 41 он с уверенностью говорит». Его последний рисунок с жены в альбоме назван «Задумалась» и был сделан накануне ареста. Он должен стать для нас последним посланием художника из той жуткой действительности, существование которой за пределами разумного и человечного. В. Л. Петраков реабилитирован 23.01.1990 г. военной прокуратурой СибВО.
Литература:
Петраков Венедикт Леонтьевич. 1890-1942. Выставка произведений : каталог / сост. и авт. вступит ст. Л. И. Шаповалова. – Красноярск, 1991. – 20 с.
Забытый художник [В. Л. Петраков] // Открыть красоту: художественная культура Красноярского края / сост. Л. И. Шаповалова. – Красноярск, 2006. – С. 123-126 с. : портр.
Художники земли Красноярской : [каталог / авт. ст., сост. справ. Т. М. Ломанова]. – Красноярск, 2007. – 317, [2] с. : ил., фото.
Шаповалова, Л. И. Искусство и жизнь красноярских художников в годы репрессий / Л. И. Шаповалова // Искусство Сибири. Традиции и преемственность : сб. материалов науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию образования Краснояр. края. – Красноярск, 2009. – С. 49-54.
Все, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра / [авт.-сост. М. В. Москалюк]. – Красноярск, 2010. – С. 22. – (Из собраний музеев Красноярского края).
Источник: Край наш Красноярский : календарь знаменательных и памятных дат на 2015 год / Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края. Красноярск : ГУНБ, 2014. С. 133-135.
Его самостоятельный путь в жизни и в искусстве начинался в то время и там, где лозунги «долой» и «да здравствует» потрясали не только политическую и социальную атмосферу, но и художественную. На подступах была новая эра, главным признаком которой, как
писал К. С. Петров-Водкин, было движение и овладение пространством. Это надо понимать не как обретение места под солнцем. В плане художественном это значило отказ от выражения «чувства пространства», адекватного пространственным отношениям природы, создающим иллюзию реальности и уход от этого с помощью разного уровня трансформации. Это и будет определяющим в стиле изобразительного искусства эпохи или художника, а значит и красноярского художника В. Петракова.
Венедикт Петраков родился на территории бывшего Царства Польского. Отец его был столяром, мать портнихой. В семье было 5 детей. О его детских годах почти ничего не известно. В Петербурге он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем посещал занятия в Высшем художественном училище Императорской академии художеств. В 1916 году он вступил в брак в Ярославле, и в августе 1917 года в их
семье родилась дочь.
Кардинальные перемены в социально-политической жизни периода революции и гражданской войны заставляли людей оставлять обжитые места европейской части страны и отправляться в восточном направлении, сначала на Урал, потом в Сибирь. В 1920 году Петраковы обосновались в Красноярске. Венедикт Леонтьевич был в постоянном поиске заработка. Он состоял на службе в должности учителя графических искусств то в железнодорожной школе, то в школе-коммуне, в татарской, польской школах, школах II ступени.
Самой результативной была работа в фабрично-заводской школе печатного дела при государственной типографии. В этой школе проходили не только урочные занятия по рисованию, но и организовывались разные конкурсы, затем в 1923 году начала работать художественная студия, в которой занимались некоторые взрослые работники и их дети, устраивались выставки работ учеников не только по рисунку, но и резьбе по линолеуму. Школа печатного дела работала в тесном контакте с редакцией газеты «Красноярский рабочий». Графические рисунки В. Петракова можно было увидеть на страницах этого издания, а также позже в Новосибирске в журнале «Настоящее».
Материальные затруднения и бытовые условия не давали возможности заниматься «затратным»
видом искусства, поэтому значительную часть творческого наследия художника составляют рисунки карандашом, углем, акварелью. Это были портреты жены, дочери, бытовые сцены, пейзажи. Достаточное количество рисунков с городскими мотивами Красноярска тех лет, пейзажи деревень Пузыревой и Кулаковой, куда семья выезжала на летний отдых, а также зарисовки Столбов, где часто бывал художник, останавливаясь в избушке печатников, интересны не только с содержательной стороны, но и дают возможность понять особенности творческого почерка художника.
Отвечая идеологическим запросам времени, художник создавал образы социально акцентированные, такие как «Беспризорный», «Пионеры», «Рабочий», «Грузчики», «Канатчики», «Делегаты», «Ударная бригада лесору-бов», «Красноармейцы». Петраков был участником выставок красноярских и сибирских художников. Его акварель «Сибирский двор», рисунок «Вьют веревки», живописное произведение «С базара по Енисею» были приобретены в 1927 и 1933 гг. в Новосибирске и Иркутске для музеев.
Критики в газетных рецензиях отмечали, что, как и на прошлых выставках, Петраков – герой дня. Динамизм, энергетика цвета и линии сразу обращали внимание зрителей. Этому он учил начинающих художников в Красноярской школе живописи и рисования.
Как вспоминал один из его учеников, однажды он не пришел на занятия в школу, и никто не знал, где он. Венедикт Леонтьевич Петраков был арестован 22 декабря 1941 г. и подозревался в причастности к членам шпионской повстанческой организации, занимавшихся сбором шпионских сведений и ставившей своей целью свержение существующего в СССР строя путем вооруженного восстания.
Он умер в тюрьме в конце 1942 года. За полтора месяца до ареста он писал своей дочери в Иркутск: « … Что касается положения на фронтах, могу сказать тебе, что мы врага разобьем, уничтожим и истребим до последнего, ты внимательно прочти доклад т. Сталина на Московском Совете 6/XI 41 он с уверенностью говорит». Его последний рисунок с жены в альбоме назван «Задумалась» и был сделан накануне ареста. Он должен стать для нас последним посланием художника из той жуткой действительности, существование которой за пределами разумного и человечного. В. Л. Петраков реабилитирован 23.01.1990 г. военной прокуратурой СибВО.
Литература:
Петраков Венедикт Леонтьевич. 1890-1942. Выставка произведений : каталог / сост. и авт. вступит ст. Л. И. Шаповалова. – Красноярск, 1991. – 20 с.
Забытый художник [В. Л. Петраков] // Открыть красоту: художественная культура Красноярского края / сост. Л. И. Шаповалова. – Красноярск, 2006. – С. 123-126 с. : портр.
Художники земли Красноярской : [каталог / авт. ст., сост. справ. Т. М. Ломанова]. – Красноярск, 2007. – 317, [2] с. : ил., фото.
Шаповалова, Л. И. Искусство и жизнь красноярских художников в годы репрессий / Л. И. Шаповалова // Искусство Сибири. Традиции и преемственность : сб. материалов науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию образования Краснояр. края. – Красноярск, 2009. – С. 49-54.
Все, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра / [авт.-сост. М. В. Москалюк]. – Красноярск, 2010. – С. 22. – (Из собраний музеев Красноярского края).
Источник: Край наш Красноярский : календарь знаменательных и памятных дат на 2015 год / Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края. Красноярск : ГУНБ, 2014. С. 133-135.